Научное направление:
«Исследование онтогенеза социального сознания по речи и языку»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
В современной мировой науке исследуются, как правило, частные аспекты проблемы онтогенеза социального сознания, отдельные социальные представления людей разных возрастов. В научном направлении "Исследование онтогенеза социального сознания по речи и языку" разрабатываются следующие проблемы: - теория социального сознания человека как целостного структурно-смыслового образования; - мультидисциплинарный подход к исследованию социального сознания в различных возрастах; - организация исследований возрастно- и гендерноспецифичных целостных систем социальных представлений в рамках программы исследования, охватывающей весь онтогенез ; - разработка и применение категорий анализа речи и языка в исследованиях социального сознания в раннем онтогенезе; - экспертные технологии оценки психологических и педагогических технологий формирования, развития, коррекции социального сознания детей и подростков; - экспертные технологии оценки эффективности формирования и развития социального сознания индивидов и групп в профессиональных и других социальных средах. Предложено определение социального сознания как целостной системы социальных представлений, имеющих культурспецифичные, возрастно- и гендерноспецифичные структурные связи, иерархию, глубинный и актуальный уровни, система, репрезентированная в формы поведения, речи и языка. В основу исследований положен «сильный антропный принцип»: содержание сознания человека является производным от социальной значимости объектов реальности, принадлежащих социальному и физическому миру, в том числе продуцируемых человеком (Маланчук, 2014). Используется мультидисциплинарный подход: методы лингвистики, анализа форм речи, аппарат социальной, общей, возрастной психологии, методы математической статистики. «Требуется исследовать сложные, интегративного характера структуры, которые будут включать, во-первых, формы социального поведения субъектов между, которыми происходит взаимодействие, во-вторых, особенности понимания и интерпретации ими социальной реальности, в-третьих, эмоциональную составляющую, которая возникает как реакция на различные акты восприятия и понимания социальной информации» (Маланчук, 2014). Реализуется программа исследований, в рамках которой с 2014 г. с помощью методов математической статистики проанализированы системы социального сознания в детских и подростковых возрастах, подростков-суицидентов, профессиональное сознание студентов направления «Психолого-педагогическое образование», педагогов гг.Красноярска и Санкт-Петербурга. Подготовлено 5 магистерских диссертаций, 6 дипломных работ, готовятся работы высшей научной квалификации.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Учебное пособие «Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте» (Маланчук, 2014).
2. «Гендерные особенности структуры социального сознания в старшем дошкольном возрасте» (Шлетгауэр, 2015), выполненные под рук. И.Г. Маланчук.
2. «Гендерные особенности структуры социального сознания в старшем дошкольном возрасте» (Шлетгауэр, 2015), выполненные под рук. И.Г. Маланчук.