Научное направление: «Культурно-историческая составляющая в системе психологического консультирования семьи»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Современные российские исследователи в области семьи и брака отмечают, что за последние годы произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства в сфере психического и нравственно духовного здоровья, критерием которого является психоэмоциональное благополучие ребенка.
Формируется внутренняя позиция, складывающаяся из того, как ребенок относится к тому объективному положению, какое он занимает в мире, к тому какое хочет занимать, и основывающаяся на осознании ребенком себя как субъекта, занимающего определенное место в жизни. Естественным будет предположить, что ситуация неполной семьи, сложившаяся к моменту начала формирования личности будет иметь наибольшее патогенное воздействие на гармоническое формирование личности в дальнейшем.
Многие авторы связывают возникновение эмоциональных нарушений у детей в дошкольном возрасте с психическими травмами. В дошкольном возрасте психотравмирующие ситуации вытекают непосредственно из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители, одним из патогенных факторов, вызывающих невротизации, является ситуация неполной семьи. В таких семьях высок уровень психического напряжения, и как результат – эмоциональные нарушения у всех членов семьи, в первую очередь у детей, так как ребенок созревает психически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», то есть реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый - ребенок», из которой постепенно ребенок выделяется как самостоятельная единица.
Процесс переживания горя происходит идентично с процессом горя у взрослых. Шок является первой реакцией на смерть (у детей он обычно выражается в молчаливом уходе или взрыве слез). Далее следует отрицание смерти – дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом. Поиски – очень сложная для ребенка стадия горя. Он потерял кого-то, теперь должен найти его. Невозможность найти порождает страх.
Все это можно увязать с культурно-исторической составляющей семейной структуры. Достаточно большой процент травм у взрослых связаны с семейными установками. Это и является темой для исследования.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Феномен межличностного восприятия: теория и практика.

2. Социально-психологическая адаптация как способ предупреждения негативного развития несовершеннолетних из неблагополучных семей.

3. Рассмотрение основных компонентов воспитания нравственно-ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

4. Формирование социокультурной составляющей личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как одного из аспектов социализации.

5. Организация процесса психологического консультирования как способ психокоррекционного воздействия на человека, находящегося длительное время в состоянии расстройства.