Научное направление:
«Безопасная информационная образовательная среда как основа подготовки современного студента»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Современный этап развития российского общества обозначил ряд проблем, которые детерминируются комплексом вызовов и угроз в информационной среде. В этих условиях смена информационной парадигмы современного образования, осуществляется по пути преодоления традиционного понимания познания информационной среды и информации в потребительском варианте и ее расширения за счет включения ценностно-смысловых аспектов, отражающих индивидуально-личностные позиции обучающихся, их личностные качества, сформированность ценностных ориентиров, задаваемых информационной средой, понимание ответственности за получение и использование информации, осознание объективной и субъективной ценности информации. Анализ информационных вызовов и угроз позволяет сделать вывод о том, что многие из них могут оказывать влияние на построение, структуру, содержание, функционирование современной информационной образовательной среды. Это определяет направленность образования на всестороннее развитие личности, обеспечивающее безопасный тип поведения человека не только в природе, обществе и техносфере, но и в информационной среде. В сложившихся условиях информационная среда выступает не только и не столько в качестве совокупности факторов прямо или косвенно воздействующих на человека, но и средством профессиональной подготовки компетентного педагога в области безопасности жизнедеятельности. В связи с этим существующая образовательная среда вузов в современных условиях претерпевает серьезную модернизацию: она становится более открытой, гибкой, дифференцированной, усложняются организационно-технологические и межкультурные связи, совершенствуясь под воздействием факторов развития информационного общества в Российской Федерации, обуславливающих в целом повышение эффективности и конкурентоспособности высшего педагогического образования. Становится явным, что изучение вопросов становления и развития современной безопасной информационной образовательной среды вуза на основе информационной интеграции в современный социум имеет большое значение для системы высшего педагогического образования. Соответственно, обеспечение безопасности информационной образовательной среды вуза для подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности направлено на создание таких педагогических условий, при которых будет гарантировано состояние защищенности от негативного воздействия каждого из этапов информационного образовательного процесса. В рамках данного научного направления осуществляется специальное изучение вопросов организационно-педагогического обеспечения подготовки студентов в следующих аспектах: организация процесса подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде на основе системно-структурного, информационного, средового и адаптивного подходов, содержательная адаптивность и содержательная вариативность модульной основной образовательной программы, возможности выбора студентом своего индивидуального образовательного маршрута в соответствии с его способностями, возможностями и интересом и др.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Бояров, Е.Н. Подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде: теория и практика: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 207 с.
2. Бояров, Е.Н. Применение адаптивного подхода в подготовке современного педагога в области безопасности жизнедеятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. – № 8 (69). – 2015. – C. 111-114.
3. Бояров, Е.Н. Формирование безопасной информационно-средовой компетентности у современного бакалавра образования // Успехи современной науки. – 2016. – № 3. – т. 1. – С. 19-26. ISSN 2412-6608
2. Бояров, Е.Н. Применение адаптивного подхода в подготовке современного педагога в области безопасности жизнедеятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. – № 8 (69). – 2015. – C. 111-114.
3. Бояров, Е.Н. Формирование безопасной информационно-средовой компетентности у современного бакалавра образования // Успехи современной науки. – 2016. – № 3. – т. 1. – С. 19-26. ISSN 2412-6608