Научное направление:
«Теория и практика измерения латентных переменных в образовании и других социальных системах»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Аннотация научного направления «Теория и практика измерения латентных переменных в образовании и других социальных системах» Школа образована в 2003 году Основные направления научных исследований коллектива I. Теоретические аспекты измерения латентных переменных 1). На основе имитационного моделирования проведено сравнение классической теории тестирования (на основе числа правильных ответов) и теории измерения латентных переменных. Рассмотрены преимущества и недостатки обеих теорий. 2). В рамках теории измерения латентных переменных проведены сравнения трех моделей представления данных: модели Раша, модели Бирнбаума первого порядка и модели Бирнбаума второго порядка. Рассмотрены статистические свойства этих моделей. II. Исследование точности измерения латентных переменных 1). Вычислено число тестовых заданий (пунктов опросника) для достижения требуемой точности измерения латентной переменной. 2). Вычислено влияние числа дистракторов в тестовых заданиях (вариантов ответов в пунктах опросника) на точность измерения латентной переменной. 3). Определено влияние неравномерного распределения тестовых заданий на точность измерения латентных переменных. 4). Определена эффективность адаптивного тестирования в рамках теории латентных переменных. III. Разработка программно-алгоритмического обеспечения для измерения латентных переменных В Федеральной службе по интеллектуальной собственности зарегистрировано 12 программ для ЭВМ, в том числе: 1). Измерение латентных переменных. 2). Категоризация индикаторных переменных. 3). Имитационное моделирование матрицы значений дихотомических индикаторных переменных на основе модели Раша. 4). Анализ качества дистракторов тестовых заданий. IV. Измерение латентных переменных в образовании и других социальных системах. Измерены и выполнен статистический анализ более 20 латентных переменных, в том числе: 1). Уровень знаний студентов по информатике. 2). Качество профессиональной деятельности учителя. 3). Качество выпускной квалификационной работы. 4). Уровень развития сферы образования в регионах России. Выиграно 15 грантов Минобрнауки, РФФИ, РГНФ и программы Фулбрайт Результаты исследований опубликованы в 5 монографиях и 20 статьях в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК. Проведено 25 всероссийских (с международным участием) научно-практических конференций и 19 школ «Теория и практика измерения и мониторинга компетенций, и других латентных переменных в образовании» Проведено 19 школ «Измерение компетенций и качества образования» для профессорско-преподавательского состава вузов России.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Маслак А.А. Теория и практика измерения латентных переменных в образовании : монография. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 255 с.
2. Маслак А.А., Поздняков С.А. Системы обработки информации. Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2014. – 122 с.
3. Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. – Курск: РОСИ, 1998. – 167с.
2. Маслак А.А., Поздняков С.А. Системы обработки информации. Славянск-на-Кубани : Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2014. – 122 с.
3. Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. – Курск: РОСИ, 1998. – 167с.