Научное направление:
«Каузально-генетическое формирование кластеров мышления»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Направление исследований рассматривает выявленную автором структуру мышления как синтез пяти взаимно пересекающихся по всем его операциям кластеров. При этом сами кластеры не рядоположны. У каждого человека
всегда доминирует один из них. Консеквентный онтогенез их развития следующий.
Первым появляется топологический кластер, обеспечивающий оперирование отношениями связности, компактности, непрерывности. Посредством следующего – проективного кластера человек представляет, оперирует объектами, изучает их с разных позиций, устанавливает сходство объекта с его изображением, ищет практические приложения. Далее в онтогенезе ментальности появляется порядковый кластер. С его помощью человек вычленяет свойства квази-, линейного или частичного упорядочивания множества различных объектов, устанавливает отношения иерархии по различным основаниям: ближе-дальше, больше-меньше, ниже-выше, направо-налево, а также временные отношения (до, после). Метрический кластер способствует установлению в объектах и его компонентах количественных величин и отношений, а также их размеров, углов, оценки расстояний, протяженности, удаленности, выраженных в конкретных числах. Наконец, посредством, алгебраического (композиционного) кластера осуществляются не только прямые, но и обратные ментальные операции в любой последовательности. Нескольких операций заменяются одной, несколько компонентов предмета объединяются в один или, наоборот в одном вычленяются элементы.
Становление мышления происходит не путем формирования каждого из кластеров, а посредством дальнейшего развития доминантного, который в свою очередь «тащит» и способствует развитию остальных. Этот подход (формирования остальных за счет развития одного доминантного) не требует срезов этапов овладения и коррекция действий учащихся Педагог получает возможность наблюдения за генетическим анализом обучаемых усваемого содержания
или проблемной ситуации, систематическим воспроизведением «присваемого» (А.Н.Леонтьев). А именно эта деятельность исследования процесса усвоения и возникновения психических новообразований посредством их целенаправленного формирования («выращивания») генетически исходного элемента (доминантного кластера в данном случае) составляет, по утверждению Л.С.Выготского, суть каузально-генетического подхода.
всегда доминирует один из них. Консеквентный онтогенез их развития следующий.
Первым появляется топологический кластер, обеспечивающий оперирование отношениями связности, компактности, непрерывности. Посредством следующего – проективного кластера человек представляет, оперирует объектами, изучает их с разных позиций, устанавливает сходство объекта с его изображением, ищет практические приложения. Далее в онтогенезе ментальности появляется порядковый кластер. С его помощью человек вычленяет свойства квази-, линейного или частичного упорядочивания множества различных объектов, устанавливает отношения иерархии по различным основаниям: ближе-дальше, больше-меньше, ниже-выше, направо-налево, а также временные отношения (до, после). Метрический кластер способствует установлению в объектах и его компонентах количественных величин и отношений, а также их размеров, углов, оценки расстояний, протяженности, удаленности, выраженных в конкретных числах. Наконец, посредством, алгебраического (композиционного) кластера осуществляются не только прямые, но и обратные ментальные операции в любой последовательности. Нескольких операций заменяются одной, несколько компонентов предмета объединяются в один или, наоборот в одном вычленяются элементы.
Становление мышления происходит не путем формирования каждого из кластеров, а посредством дальнейшего развития доминантного, который в свою очередь «тащит» и способствует развитию остальных. Этот подход (формирования остальных за счет развития одного доминантного) не требует срезов этапов овладения и коррекция действий учащихся Педагог получает возможность наблюдения за генетическим анализом обучаемых усваемого содержания
или проблемной ситуации, систематическим воспроизведением «присваемого» (А.Н.Леонтьев). А именно эта деятельность исследования процесса усвоения и возникновения психических новообразований посредством их целенаправленного формирования («выращивания») генетически исходного элемента (доминантного кластера в данном случае) составляет, по утверждению Л.С.Выготского, суть каузально-генетического подхода.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Гендерные различия в структуре визуального мышления// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2017, № 11 (часть II).
2. Психологические закономерности формирования инсайта при обучении математике // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 2007, № 2.
3. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике (Учебное пособие). – Новгород: Министерство образования РФ, 1996.
2. Психологические закономерности формирования инсайта при обучении математике // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 2007, № 2.
3. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике (Учебное пособие). – Новгород: Министерство образования РФ, 1996.