Научное направление:
«Познавательно и информационно интенсивное обучение иностранному языку»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Множество предлагаемых школ изучения иностранного языка более ориетированы на общение (лидирующая школа в этом плане-школа проф. МГУ Китайгородской), погружение в изучаемый иностранный язык, сокращение времени изучения языка. Научно-методическое направление «Познавательно и информационно интенсивное обучение иностранному языку» ставит следующие задачи:
1) быть максимально междисциплинарным преподаванием, расширяясь на несколько или один предмет, потому что изучение иностранного языка должно готовить к возможному продолжению обучения для выбранной профессии на иностранном языке; сейчас множество программ обмена; поэтому на взгляд автора научной школы сейчас приоритет приобретает не бытовое общение, а профессионально-ориентированное;
2) обучение иностранному языку должно быть когнитивно-психологически развивающим: развивать внимание, аналитичность мышления, кратковременную и долгосрочную памяти;
3) обучение иностранному языку должно способствовать совершенствованию владения родным языком, особенно приобретать гибкость понимания смыслового поля слов в сравнении, уметь точно передавать смысл, развивать художественность речи;
4) обучение иностранному языку должно учить расширять свое информационное поле за счет иностранного языка;
5) изучение иностранного языка должно участвовать в межкультурной коммуникации, ибо благополучные международных отношений страны имеют важный вектор массовый? развивать культурную компетентность оценки зарубежной культуры;
6) и в заключении изучение иностранного языка должно быть скорее направлено не на бытовое общение, а быть социально-развивающим в игровой деятельности, работе в команде, познавательном сотрудничестве, художественном и творческом развитии.
Указанные черты научно-методической школы применялись автором в прилагаемых учебниках английского и немецкого языков.
Выделив развивающие моменты в обучении иностранному языку, можно сделать одно добавление: с изучением каждого дополнительного иностранного языка результат будет увеличиваться, т.е. с точки зрения антропологии человек будет становиться более лингвистически совершенным.
1) быть максимально междисциплинарным преподаванием, расширяясь на несколько или один предмет, потому что изучение иностранного языка должно готовить к возможному продолжению обучения для выбранной профессии на иностранном языке; сейчас множество программ обмена; поэтому на взгляд автора научной школы сейчас приоритет приобретает не бытовое общение, а профессионально-ориентированное;
2) обучение иностранному языку должно быть когнитивно-психологически развивающим: развивать внимание, аналитичность мышления, кратковременную и долгосрочную памяти;
3) обучение иностранному языку должно способствовать совершенствованию владения родным языком, особенно приобретать гибкость понимания смыслового поля слов в сравнении, уметь точно передавать смысл, развивать художественность речи;
4) обучение иностранному языку должно учить расширять свое информационное поле за счет иностранного языка;
5) изучение иностранного языка должно участвовать в межкультурной коммуникации, ибо благополучные международных отношений страны имеют важный вектор массовый? развивать культурную компетентность оценки зарубежной культуры;
6) и в заключении изучение иностранного языка должно быть скорее направлено не на бытовое общение, а быть социально-развивающим в игровой деятельности, работе в команде, познавательном сотрудничестве, художественном и творческом развитии.
Указанные черты научно-методической школы применялись автором в прилагаемых учебниках английского и немецкого языков.
Выделив развивающие моменты в обучении иностранному языку, можно сделать одно добавление: с изучением каждого дополнительного иностранного языка результат будет увеличиваться, т.е. с точки зрения антропологии человек будет становиться более лингвистически совершенным.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
Практическое пособие по эстетике английского языка We begin to speak English, Издательство «ПолСтар», г. Курск, 1998.ISBN 5-89365-004-2.-5000 экз.-80 стр., комплект настольных игр, разработанных автором, аудиоприложение.
Пособие рассчитано на начальный этап обучения английского языка с хорошей постановкой фонетики и постронием коммуникативного пространства из наиболее частотных слов(приобретается словарный запас около 520 лексических единиц в стихах,играх, песнях и 80 слов в сказках дл драматизации). Рифмованная подача лексических единиц способствует их лучшему удержанию в памяти, а в процессе урока из них нужно строить другие фразы. Разработанная в учебном пособии методика имеет корни в воспитательной концепции К.Д.Ушинского, который придавал большое значение изучению иностранных языков в когнитивном развитии. Для закрепления слов автор разработала 6 тематических карт лотто, лотто «загадки», лотто о природе. В игровом материале используется британский этнографический материал, в том числе и описание народных танцев. В предлагаемоей методике большое значение имеет музыкальное сопровождение. Поэтому в пособии есть ноты музыки.
Пособие может использоваться как в школьном обучении, так как соответствует школьной программе, также в кружковой работе и для занятий дома, в том числе и вместе с родителями. Еще одна особенность пособия, его не нужно считать подходящим только для детей. Взрослые тоже могут успешно начинать изучать английский язык по этому пособию.
Благодаря большому тиражу, «Практическое пособие по английскому языку» имело большое распространение, прежде всего по Курской области, а также часто вывозилось в Москву и пользовалось популярностью, особенно в начальном и дошкольном образовании.
Учебно-методическое пособие «Материалы по английскому языку (уровни
intermediate, upper-intermediate), издательства М.:Берлин:Директ-Медиа, 2017, объемом 85 страниц, ISBN978-5-4475-9259-2, автор Тинякова Елена Александровна, обощает многолетний опыт преподавания английского языка в среднем профессиональном образовании и высшем профессиональном образовании. В основе представленных материалов лежим авторская методика преподавания английского языка. Научно-методическая школа «Познавательно и информационно интенсивное обучение иностранному языку» ставит следующие задачи:
1) быть максимально междисциплинарным преподаванием, расширяясь на несколько или один предмет, потому что изучение иностранного языка должно готовить к возможному продолжению обучения для выбранной профессии на иностранном языке; сейчас множество программ обмена; поэтому на взгляд автора научной школы сейчас приоритет приобретает не бытовое общение, а профессионально-ориентированное;
2) обучение иностранному языку должно быть когнитивно-психологически развивающим: развивать внимание, аналитичность мышления, кратковременную и долгосрочную памяти;
3) обучение иностранному языку должно способствовать совершенствованию владения родным языком, особенно приобретать гибкость понимания смыслового поля слов в сравнении, уметь точно передавать смысл, развивать художественность речи;
4) обучение иностранному языку должно учить расширять свое информационное поле за счет иностранного языка;
5) изучение иностранного языка должно участвовать в межкультурной коммуникации, ибо благополучные международных отношений страны имеют важный вектор массовый? развивать культурную компетентность оценки зарубежной культуры;
6) и в заключении изучение иностранного языка должно быть скорее направлено не на бытовое общение, а быть социально-развивающим в игровой деятельности, работе в команде, познавательном сотрудничестве, художественном и творческом развитии.
Указанные черты научно-методической школы применялись автором в прилагаемых материалах учебно-методического пособиея. Книга включает подробные планы уроков следующей тематики: шекспировский урок, американский менталитет, черты человеческого характера, спорт и здоровый образ жизни, проект по экологии, работа с компьютером и другие. Планы уроков могут быть разбиты на более мелкие порции. Планы уроков демонстрируют методику преподавания английского языкя указанной авторской школы. Во второй части книги даны тексты информационной тематики, социальной, философской, политической. На этих текстах удобно строить коммуникативную тематику.
Во втором международном конкурсе преподавателей вузов (в рамках ФГОС) «Формирование компетенций в профессиональном образовании-2017» учебное пособие Тиняковой Е.А. получила Диплом за 1 –место в номинации «общепрофессиональные компетенции»(филологические науки).
Монография «Язык как форма существования культуры и концепция нелингвистического позитивизма»
В монографии автор исходит из позиции, что человеческий язык, лингвистическая коммуникация являются базовыми феноменами культуры. Лингвистическая коммуникация во многом определяет другие языки культуры и несет за них ответственность. Человеческий язык сравнивается с другими языками культуры в информационных возможностях. Автор рассматривает эстетические категории в проекции на язык, сравниваются понятия «художественная культура» и «художественный язык», как в лингвистической коммуникации просматривается семиотика человека. Изложенное исследование подводит к обоснованию пятого этапа позитивистской философии – «нелингвистический позитивизм», и понятие «позитивизма» переносится из философии в культурологию. Коммуникационный процесс обеспечивают все языки культуры.Язык помогает искать истину в культуре, части коммуникационного процесса используют другие языки культуры. В основу ставится понятие «коммуникация» – движения смысла, достигаемого всеми языками культуры. Философское понятие «позитивизма как единой объективной истины коммуникации», разрабатываемое в четырех этапах позитивизма, устарело. Единая истина невозможна из-за набирающей силу концепции нелинейности в науке. Сейчас на первое место выходит не отбор одного самого главного смысла, а как различные смысловые концепции могут согласовываться и фокусироваться в единство. В таком типе коммуникации участвует не только язык, но и другие языки культуры и искусства (автор различает эти понятия).В заключение намечается шестой этап позитивистской философии, когда коммуникация выходит за пределы земли.
Для получения обзора поставленных в монографии проблем приведем заголовки глав, которые точно показывают содержание исследования: «Язык как объект философского знания.Постановка проблемы, ее гносеологическая значимость»; «Культуропостроительные возможности человеческого языка на этапе его становления»; « Информационный процесс как трансляция культуры»; «Культуросозидательные возможности семиотики языка:социальный аспект»; «Молчание-бытие или небытие языка»; «Семиотика человека в лингвистической коммуникации»; «Язык как этнографическое зеркало этноса»; «Язык магии как апелляция к запредельным целям нашей реальности»; «Эстетическая сущность символической природы языка»; «Метафора как философский исток языка: человеческий язык и другие языки культуры»; «Традиционные категории эстетики в лингвистической интерпретации»; «Художественность, как понятие культуры в целом и в человеческом языке», «Религиозная сущность человеческого языка». В приложении к монографии приведены высказывания философов и культурологов о языке и культуре: «Саморефлексия языка» и «Саморефлексия культуры»- для раскрытия исследования и выделения новых концепций.
Монография «Язык как форма существования культуры и концепция нелингвистического позитивизма» участвовала в Международном конкурсе Discovery science-2016, в котором участвовало 187 высших учебных заведений 10 стран, и получила Диплом 1-ой степени по уровню «докторантура», науки -« культурология». Монография представляет две новые научные школы: экологическая концепция происхождения языка и пятый этап философского позитивизма переводится из философии после К. Поппера в культурологию. Монография концентрировано вмещает докторскую диссертацию автора по теме исследования «Лингвистическая коммуникация и культурный процесс». Монография получила Диплом лауреата в проекте РАЕ «Золотой фонд отечественной науки».
Пособие рассчитано на начальный этап обучения английского языка с хорошей постановкой фонетики и постронием коммуникативного пространства из наиболее частотных слов(приобретается словарный запас около 520 лексических единиц в стихах,играх, песнях и 80 слов в сказках дл драматизации). Рифмованная подача лексических единиц способствует их лучшему удержанию в памяти, а в процессе урока из них нужно строить другие фразы. Разработанная в учебном пособии методика имеет корни в воспитательной концепции К.Д.Ушинского, который придавал большое значение изучению иностранных языков в когнитивном развитии. Для закрепления слов автор разработала 6 тематических карт лотто, лотто «загадки», лотто о природе. В игровом материале используется британский этнографический материал, в том числе и описание народных танцев. В предлагаемоей методике большое значение имеет музыкальное сопровождение. Поэтому в пособии есть ноты музыки.
Пособие может использоваться как в школьном обучении, так как соответствует школьной программе, также в кружковой работе и для занятий дома, в том числе и вместе с родителями. Еще одна особенность пособия, его не нужно считать подходящим только для детей. Взрослые тоже могут успешно начинать изучать английский язык по этому пособию.
Благодаря большому тиражу, «Практическое пособие по английскому языку» имело большое распространение, прежде всего по Курской области, а также часто вывозилось в Москву и пользовалось популярностью, особенно в начальном и дошкольном образовании.
Учебно-методическое пособие «Материалы по английскому языку (уровни
intermediate, upper-intermediate), издательства М.:Берлин:Директ-Медиа, 2017, объемом 85 страниц, ISBN978-5-4475-9259-2, автор Тинякова Елена Александровна, обощает многолетний опыт преподавания английского языка в среднем профессиональном образовании и высшем профессиональном образовании. В основе представленных материалов лежим авторская методика преподавания английского языка. Научно-методическая школа «Познавательно и информационно интенсивное обучение иностранному языку» ставит следующие задачи:
1) быть максимально междисциплинарным преподаванием, расширяясь на несколько или один предмет, потому что изучение иностранного языка должно готовить к возможному продолжению обучения для выбранной профессии на иностранном языке; сейчас множество программ обмена; поэтому на взгляд автора научной школы сейчас приоритет приобретает не бытовое общение, а профессионально-ориентированное;
2) обучение иностранному языку должно быть когнитивно-психологически развивающим: развивать внимание, аналитичность мышления, кратковременную и долгосрочную памяти;
3) обучение иностранному языку должно способствовать совершенствованию владения родным языком, особенно приобретать гибкость понимания смыслового поля слов в сравнении, уметь точно передавать смысл, развивать художественность речи;
4) обучение иностранному языку должно учить расширять свое информационное поле за счет иностранного языка;
5) изучение иностранного языка должно участвовать в межкультурной коммуникации, ибо благополучные международных отношений страны имеют важный вектор массовый? развивать культурную компетентность оценки зарубежной культуры;
6) и в заключении изучение иностранного языка должно быть скорее направлено не на бытовое общение, а быть социально-развивающим в игровой деятельности, работе в команде, познавательном сотрудничестве, художественном и творческом развитии.
Указанные черты научно-методической школы применялись автором в прилагаемых материалах учебно-методического пособиея. Книга включает подробные планы уроков следующей тематики: шекспировский урок, американский менталитет, черты человеческого характера, спорт и здоровый образ жизни, проект по экологии, работа с компьютером и другие. Планы уроков могут быть разбиты на более мелкие порции. Планы уроков демонстрируют методику преподавания английского языкя указанной авторской школы. Во второй части книги даны тексты информационной тематики, социальной, философской, политической. На этих текстах удобно строить коммуникативную тематику.
Во втором международном конкурсе преподавателей вузов (в рамках ФГОС) «Формирование компетенций в профессиональном образовании-2017» учебное пособие Тиняковой Е.А. получила Диплом за 1 –место в номинации «общепрофессиональные компетенции»(филологические науки).
Монография «Язык как форма существования культуры и концепция нелингвистического позитивизма»
В монографии автор исходит из позиции, что человеческий язык, лингвистическая коммуникация являются базовыми феноменами культуры. Лингвистическая коммуникация во многом определяет другие языки культуры и несет за них ответственность. Человеческий язык сравнивается с другими языками культуры в информационных возможностях. Автор рассматривает эстетические категории в проекции на язык, сравниваются понятия «художественная культура» и «художественный язык», как в лингвистической коммуникации просматривается семиотика человека. Изложенное исследование подводит к обоснованию пятого этапа позитивистской философии – «нелингвистический позитивизм», и понятие «позитивизма» переносится из философии в культурологию. Коммуникационный процесс обеспечивают все языки культуры.Язык помогает искать истину в культуре, части коммуникационного процесса используют другие языки культуры. В основу ставится понятие «коммуникация» – движения смысла, достигаемого всеми языками культуры. Философское понятие «позитивизма как единой объективной истины коммуникации», разрабатываемое в четырех этапах позитивизма, устарело. Единая истина невозможна из-за набирающей силу концепции нелинейности в науке. Сейчас на первое место выходит не отбор одного самого главного смысла, а как различные смысловые концепции могут согласовываться и фокусироваться в единство. В таком типе коммуникации участвует не только язык, но и другие языки культуры и искусства (автор различает эти понятия).В заключение намечается шестой этап позитивистской философии, когда коммуникация выходит за пределы земли.
Для получения обзора поставленных в монографии проблем приведем заголовки глав, которые точно показывают содержание исследования: «Язык как объект философского знания.Постановка проблемы, ее гносеологическая значимость»; «Культуропостроительные возможности человеческого языка на этапе его становления»; « Информационный процесс как трансляция культуры»; «Культуросозидательные возможности семиотики языка:социальный аспект»; «Молчание-бытие или небытие языка»; «Семиотика человека в лингвистической коммуникации»; «Язык как этнографическое зеркало этноса»; «Язык магии как апелляция к запредельным целям нашей реальности»; «Эстетическая сущность символической природы языка»; «Метафора как философский исток языка: человеческий язык и другие языки культуры»; «Традиционные категории эстетики в лингвистической интерпретации»; «Художественность, как понятие культуры в целом и в человеческом языке», «Религиозная сущность человеческого языка». В приложении к монографии приведены высказывания философов и культурологов о языке и культуре: «Саморефлексия языка» и «Саморефлексия культуры»- для раскрытия исследования и выделения новых концепций.
Монография «Язык как форма существования культуры и концепция нелингвистического позитивизма» участвовала в Международном конкурсе Discovery science-2016, в котором участвовало 187 высших учебных заведений 10 стран, и получила Диплом 1-ой степени по уровню «докторантура», науки -« культурология». Монография представляет две новые научные школы: экологическая концепция происхождения языка и пятый этап философского позитивизма переводится из философии после К. Поппера в культурологию. Монография концентрировано вмещает докторскую диссертацию автора по теме исследования «Лингвистическая коммуникация и культурный процесс». Монография получила Диплом лауреата в проекте РАЕ «Золотой фонд отечественной науки».