Научное направление:
«Ноотехнология»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
В трудах В. И. Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Однако технологий осуществления ноосферы им не предложено. Ноотехнология – разработка взаимосвязанных разумных технологий построения НООСФЕРЫ
1. Заселение человеком всей планеты. Это условие близко к вы¬полнению. Проблема. Стратегия заселения Земли не разработана, осуществля¬ется полностью стихийно и в большой степени на основании многовеко¬вых традиций.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между страна¬ми. С технической точки зрения это условие также можно считать выпол¬ненным (радио, телевидение, интернет (World-Wide Web - «Всемирная паутина») и т.д.). Проблема. Разработка технологических решений устраняющих не¬гативные последствия глобального информационного объединения.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся.Проблема. Отсутствие целевой программы будущего человечества, признанной большинством населения планеты (например, утопия в виде «Города Солнца», религиозные идиллии и т.д.). Не факт, что этот выбор будет верным на перспективу.
4. Начало преобладания геологической роли человека над дру¬гими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это ус¬ловие также можно считать частично выполненным. Проблема. Построение общественных отношений на основе сиюми¬нутных преимуществ, отсутствие реальной экономической заинтересован¬ности на длительную перспективу для отдельных лиц, фирм и стран.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос. Теоретически и практически доказана возможность выхода человека в космос. Проблема. Поддержание вселенского феномена человека требует вы-хода в глубокий космос.
6. Открытие новых источников энергии. Это условие во многом выполнено и продолжает развиваться.Проблема. Поиск методов стимуляции внедрения действительно альтернативных источников энергии (солнечная, приливно-отливная, вол¬новая, подземная термическая, биметаллическая и т. д.).
7. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если еще и не достигнуто полностью, то, во всяком случае, для этого делается многое. Проблема. До сих пор, на практике, не достигнуто оптимальное со-отношение соподчинения и сотрудничества людей по социальным крите¬риям.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие, формально, соблюдается во многих странах с парламентской формой правления. Проблема. Тем более, что на де¬ле вместо увеличение роли народных масс, происходит подавление их инициатив, в т.ч. законодательными мерами в пользу правящих элит.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления ре¬лигиозных, философских и политических построений и создание в го¬сударственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Решение этого условия изменилось с прежних времен лишь отчас¬ти. В большей степени современная наука развивается в пользу глобаль¬ных монополий для получения максимальной прибыли. Проблема. Потребности и желание населения в этих вопросах практически вообще не учитываются.
10. Продуманная система народного образования и подъём бла¬госостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допус¬тить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. Это условие В. И. Вернадского необходимо разделить на три части.
10 а. Продуманная система народного образования. Во всем мире осознают необходимость реформы образования, а поэтому пытаются внести соответствующие изменения. По мнению большинства экспертов, эта проблема, вообще, зашла в тупик. Проблема. В ча¬стности, объем знаний увеличивается экспоненциально (до 2 раз в пять лет), то есть после окончания ВУЗа выпускник уже не полноценный спе¬циалист. В этой связи обучение становится пожизненной обязанностью и необходимостью.
10 б. Подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты. Это условие не только не выполняется, но и с каждым годом становится более про¬блемным из-за нехватки, не сбалансированности и плохого качества пищи. Проблема. В действительности все дело заключается в несоответст¬вии уровня технологии производства ресурсов росту населения планеты.
10 в. Чрезвычайно ослабить болезни. Тенденцией современного мира является выход человека из-под все усиливающегося эволюционного пресса, в частности, с помощью медицины. Проблема. Медицина становится жизненно необходимой потребностью, которая со временем по затратам может выйти на первое место.
11. Исключение войн из жизни общества. Это условие Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Проблема. Однако оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено в ближайшей исторической перспективе.
12. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. На словах это условие В.И. Вернадского самое желаемое достижение человечества. Проблема. Решение проблемы существенно замедляется из-за нали¬чия суверенитета государств в области экологии и производства.
1. Заселение человеком всей планеты. Это условие близко к вы¬полнению. Проблема. Стратегия заселения Земли не разработана, осуществля¬ется полностью стихийно и в большой степени на основании многовеко¬вых традиций.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между страна¬ми. С технической точки зрения это условие также можно считать выпол¬ненным (радио, телевидение, интернет (World-Wide Web - «Всемирная паутина») и т.д.). Проблема. Разработка технологических решений устраняющих не¬гативные последствия глобального информационного объединения.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся.Проблема. Отсутствие целевой программы будущего человечества, признанной большинством населения планеты (например, утопия в виде «Города Солнца», религиозные идиллии и т.д.). Не факт, что этот выбор будет верным на перспективу.
4. Начало преобладания геологической роли человека над дру¬гими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это ус¬ловие также можно считать частично выполненным. Проблема. Построение общественных отношений на основе сиюми¬нутных преимуществ, отсутствие реальной экономической заинтересован¬ности на длительную перспективу для отдельных лиц, фирм и стран.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос. Теоретически и практически доказана возможность выхода человека в космос. Проблема. Поддержание вселенского феномена человека требует вы-хода в глубокий космос.
6. Открытие новых источников энергии. Это условие во многом выполнено и продолжает развиваться.Проблема. Поиск методов стимуляции внедрения действительно альтернативных источников энергии (солнечная, приливно-отливная, вол¬новая, подземная термическая, биметаллическая и т. д.).
7. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если еще и не достигнуто полностью, то, во всяком случае, для этого делается многое. Проблема. До сих пор, на практике, не достигнуто оптимальное со-отношение соподчинения и сотрудничества людей по социальным крите¬риям.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие, формально, соблюдается во многих странах с парламентской формой правления. Проблема. Тем более, что на де¬ле вместо увеличение роли народных масс, происходит подавление их инициатив, в т.ч. законодательными мерами в пользу правящих элит.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления ре¬лигиозных, философских и политических построений и создание в го¬сударственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Решение этого условия изменилось с прежних времен лишь отчас¬ти. В большей степени современная наука развивается в пользу глобаль¬ных монополий для получения максимальной прибыли. Проблема. Потребности и желание населения в этих вопросах практически вообще не учитываются.
10. Продуманная система народного образования и подъём бла¬госостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допус¬тить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. Это условие В. И. Вернадского необходимо разделить на три части.
10 а. Продуманная система народного образования. Во всем мире осознают необходимость реформы образования, а поэтому пытаются внести соответствующие изменения. По мнению большинства экспертов, эта проблема, вообще, зашла в тупик. Проблема. В ча¬стности, объем знаний увеличивается экспоненциально (до 2 раз в пять лет), то есть после окончания ВУЗа выпускник уже не полноценный спе¬циалист. В этой связи обучение становится пожизненной обязанностью и необходимостью.
10 б. Подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты. Это условие не только не выполняется, но и с каждым годом становится более про¬блемным из-за нехватки, не сбалансированности и плохого качества пищи. Проблема. В действительности все дело заключается в несоответст¬вии уровня технологии производства ресурсов росту населения планеты.
10 в. Чрезвычайно ослабить болезни. Тенденцией современного мира является выход человека из-под все усиливающегося эволюционного пресса, в частности, с помощью медицины. Проблема. Медицина становится жизненно необходимой потребностью, которая со временем по затратам может выйти на первое место.
11. Исключение войн из жизни общества. Это условие Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Проблема. Однако оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено в ближайшей исторической перспективе.
12. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. На словах это условие В.И. Вернадского самое желаемое достижение человечества. Проблема. Решение проблемы существенно замедляется из-за нали¬чия суверенитета государств в области экологии и производства.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Дементьев М.С. Принципы изменения методологического подхода в экологии и природопользовании // Экологический вестник Северного Кавказа.- Краснодар: КГАУ, 2006.- т.2, №2.- С. -88-91.
2. Дементьев М.С. Проект ноотехнология: принципы и проблемы внедрения // Труды XVI международного научного симпозиума
«Перестройка естествознания и человека». Москва-Санкт-Петербург-Волгодонск, 20-22 апреля 2007. (XVI International scientific Symposium Volgodonsk, Russia April, 20-22, 2007)Волгодонск, Россия, 2008. – С. 32-37.
3. Дементьев М.С. Проект ноотехнология – проблема образования // Международный журнал экспериментального образования//2012. № 6. С. 63-65.
2. Дементьев М.С. Проект ноотехнология: принципы и проблемы внедрения // Труды XVI международного научного симпозиума
«Перестройка естествознания и человека». Москва-Санкт-Петербург-Волгодонск, 20-22 апреля 2007. (XVI International scientific Symposium Volgodonsk, Russia April, 20-22, 2007)Волгодонск, Россия, 2008. – С. 32-37.
3. Дементьев М.С. Проект ноотехнология – проблема образования // Международный журнал экспериментального образования//2012. № 6. С. 63-65.