Научное направление:
«Технология МозАрт и ее методики: МозАрт – развитие, МозАрт – терпия, МозАрт – семейный ресурс»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Основная цель технологии МозАрт – оптимизация общего развития ребенка с учетом возрастных и психофизических потребностей за счет взаимодействия с психологом в процессе работы с стимульно-дидактическим материалом; гармонизация и расширение его внутреннего пространства.
Технология МозАрт представлена тремя методиками, каждая из которых имеет свои цели и задачи.
Задачи технологии МозАрт:
1. Развивающая – сформировать условия для оптимального процесса интеллектуального, культурно-эстетического, духовного развития ребенка, формирования навыков социальной адаптации.
Для решения развивающей задачи разработана методика МозАрт-развитие позволяет проявлять способности, самостоятельность, формирует самоконтроль, развивает произвольное поведение, образное мышление и воображение, взаимодействие межполушарных структур, развивает речь и другое. Методика применяется индивидуальным или групповым способом (в группе сверстников).
2. Психотерапевтическая – создать максимальные условия для оптимизации психического состояния подростков, нейтрализации психотравмирующих ситуаций, обеспечения гармоничного формирования и личностного развития подростка.
Для решения коррекционно-терапевтической задачи разработана методика МозАрт-терапия позволяет проигрывать стрессовые ситуации, моделировать новые, вовлекать испытуемого (ребенка или взрослого) в социальные формы взаимодействия, расширять спектр их общения, повышать социальную активность. Методика позволяет акцентировать внимание испытуемого на его ощущениях и чувствах, корректировать психологические негативные проявления, негативное поведение, вредные привычки, гармонично формировать личность ребенка, социально его адаптировать, приобрести позитивную картину мира. Методика применяется индивидуальным способом.
3. Психотерапевтическая семейная – сформировать адекватные семейные условия для снятия напряженности в межличностных отношениях, в решении проблем детско-родительских, супружеских и межпоколенных отношений.
Для решения психотерапии семьи разработана методика МозАрт-семейный ресурс, которая вовлекает всю систему семьи в совместное взаимодействие, выявляются особенности взаимоотношений и осуществляется их коррекция. Применяется для выявления дисфункций в системе семьи. Создает оптимальные условия в аллегорической форме воспроизвести как скрытые, так и открытые конфликты. Способствует вербализации членами семьи подавленных мыслей и чувств. Позволяет найти социально приемлемый выход негативным чувствам. Дает возможность снять накопившееся напряжение, формировать гармоничные отношения и позитивные формы общения. Методика применяется групповым семейным способом.
Технология МозАрт представлена тремя методиками, каждая из которых имеет свои цели и задачи.
Задачи технологии МозАрт:
1. Развивающая – сформировать условия для оптимального процесса интеллектуального, культурно-эстетического, духовного развития ребенка, формирования навыков социальной адаптации.
Для решения развивающей задачи разработана методика МозАрт-развитие позволяет проявлять способности, самостоятельность, формирует самоконтроль, развивает произвольное поведение, образное мышление и воображение, взаимодействие межполушарных структур, развивает речь и другое. Методика применяется индивидуальным или групповым способом (в группе сверстников).
2. Психотерапевтическая – создать максимальные условия для оптимизации психического состояния подростков, нейтрализации психотравмирующих ситуаций, обеспечения гармоничного формирования и личностного развития подростка.
Для решения коррекционно-терапевтической задачи разработана методика МозАрт-терапия позволяет проигрывать стрессовые ситуации, моделировать новые, вовлекать испытуемого (ребенка или взрослого) в социальные формы взаимодействия, расширять спектр их общения, повышать социальную активность. Методика позволяет акцентировать внимание испытуемого на его ощущениях и чувствах, корректировать психологические негативные проявления, негативное поведение, вредные привычки, гармонично формировать личность ребенка, социально его адаптировать, приобрести позитивную картину мира. Методика применяется индивидуальным способом.
3. Психотерапевтическая семейная – сформировать адекватные семейные условия для снятия напряженности в межличностных отношениях, в решении проблем детско-родительских, супружеских и межпоколенных отношений.
Для решения психотерапии семьи разработана методика МозАрт-семейный ресурс, которая вовлекает всю систему семьи в совместное взаимодействие, выявляются особенности взаимоотношений и осуществляется их коррекция. Применяется для выявления дисфункций в системе семьи. Создает оптимальные условия в аллегорической форме воспроизвести как скрытые, так и открытые конфликты. Способствует вербализации членами семьи подавленных мыслей и чувств. Позволяет найти социально приемлемый выход негативным чувствам. Дает возможность снять накопившееся напряжение, формировать гармоничные отношения и позитивные формы общения. Методика применяется групповым семейным способом.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Болотова Н.П. Психолого-педагогические проблемы современного социума. Монография. М. МПГУ. 2018 (18,75 п.л)
В монографии, в разделе «Противодействие наркомании, экстремизму и терроризму в современном обществе» описывается возможность профилактических действий в молодежной среде с помощью технологии МозАрт, а также психотерапевтического воздействия после террористических актов в РФ с использованием методики МозаАрт – терапия.
2. Болотова Н.П. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие. / В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова. – Москва: Инфра, 2017. (11.94 п.л.)
Учебное пособие раскрывает психокоррекционную технологию в работе с семьями, воспитывающих детей с нормативным и нарушенным развитием, в системном подходе к семейной психотерапии. Показаны три методики: для развития детей и подростков, психокрррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, психотерапии семьи.
3. Болотова Н.П. Предпосылки и перспективы в работе с семьей в системном подходе: Системная семейная психотерапия. М. МПГУ. 2016. (6.25 п.л.)
В монографии рассматривается эффективность методики МозАрт – семейный ресурс для различных категорий семей: неполных, с лицами с ОВЗ, многодетных, замещающих и т.д. Описание методики технологии МозАрт сопровождается реальными примерами из практической деятельности автора.
В монографии, в разделе «Противодействие наркомании, экстремизму и терроризму в современном обществе» описывается возможность профилактических действий в молодежной среде с помощью технологии МозАрт, а также психотерапевтического воздействия после террористических актов в РФ с использованием методики МозаАрт – терапия.
2. Болотова Н.П. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие. / В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова. – Москва: Инфра, 2017. (11.94 п.л.)
Учебное пособие раскрывает психокоррекционную технологию в работе с семьями, воспитывающих детей с нормативным и нарушенным развитием, в системном подходе к семейной психотерапии. Показаны три методики: для развития детей и подростков, психокрррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, психотерапии семьи.
3. Болотова Н.П. Предпосылки и перспективы в работе с семьей в системном подходе: Системная семейная психотерапия. М. МПГУ. 2016. (6.25 п.л.)
В монографии рассматривается эффективность методики МозАрт – семейный ресурс для различных категорий семей: неполных, с лицами с ОВЗ, многодетных, замещающих и т.д. Описание методики технологии МозАрт сопровождается реальными примерами из практической деятельности автора.