Научное направление: «Интеллектуальные технологии судовой энергетики»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Бытует мнение о том, что XXI век – это век искусственного интеллекта (ИИ). Действительно, уже сегодня ИИ выигрывает суды на миллионы долларов, эксплуатируются интеллектуальные транспортные системы, а в банковской сфере до 75% действий выполняется с использованием искусственного интеллекта.
Дальнейшее развитие судовой энергетики также связывается в том числе и с использованием ИИ при принятии решений как при проектировании, так и при постройке и эксплуатации энергетических комплексов. При этом ключевая роль принадлежит так называемым компьютерным интеллектуальным технологиям (КИТ). КИТ – это симбиоз компьютерных программ (технологий) с элементами искусственного интеллекта. Благодаря такому симбиозу многие функции (действия), которые традиционно считались прерогативой человека, успешно выполняются аппаратурно-программными средствами.
Известная специфика судовой и особенно корабельной энергетики приводит к необходимости разработки оригинальных интеллектуальных технологий на основе цифровой формализации традиционных и вновь создаваемых алгоритмов обоснования решений. Одна из плодотворных современных разработок в этом направлении – это аддитивная методика синтеза технических решений на конкурентной основе. Её программная реализация базируется на семантических сетях и инструментарии нечеткой логики. Разработанные таким образом интеллектуальные технологии дают возможность в интерактивном режиме оперативно принимать оптимальные решения как при создании судовых энергетических установок, так и на последующих стадиях их жизненного цикла. Изучение и освоение этих технологий осуществляется при целевой подготовке специалистов отрасли путем разработки их фрагментов в рамках курсовых и дипломных проектов.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1.Баёв А.С.Интеллектуальные технологии судовой энергетики: материалы Всероссийского межотраслевого научно-технического форума «Корабельная энергетика: из прошлого в будущее» – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМТУ, 2017.- С. 253-255.
Рассмотрено алгоритмическое обеспечение принятия решений по судовым энергетическим установкам при их проектировании и эксплуатации с использованием элементов искусственного интеллекта.

2. Баёв А.С.Элементы искусственного интеллекта в судовой энергетике: материалы семинара по энергетике.- Санкт-Петербург, Дом Ученых Российской Академии Наук, 29.11.2016 . URL: http://bas49.ucoz.ru/load/0-0-0-44-20
На примере трех интеллектуальных технологий по судовым энергетическим установкам рассмотрен нисходящий подход к их разработке на основе семантических сетей и инструментария нечеткой логики, которые обеспечивают в интерактивном режиме оптимальность принимаемых решений.

3. Баёв А.С.Интеллектуальная технология оптимизации работы энергетической установки судна: материалы Второго Всероссийского научно-технического форума «Корабельная энергетика: из прошлого в будущее» - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМТУ, 2018.- С. 288-293.
Приведены модели оптимизации работы судовой энергетической установки как единого многофункционального комплекса с использованием инструментария искусственного интеллекта.