Научное направление: «Комплексные инновационные методы формирования устойчивого мотивационного состояния позитивной осознанности»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
«Детство - школа, в которой учат читать, писать, считать, находить реки и города на карте. Но если не станет детство школой радости, школой счастья, то к чему все другие науки?» (С. Соловейчик).
Ребенка необходимо и достаточно научить двум вещам – любить и жить полноценной жизнью. Тогда на основе этого фундамента выстраиваются колонны Жизни – хочу, могу и знаю. Учебно-воспитательный процесс должен начинаться с обеспечения безопасности ребенка, которая для ребенка начинается с уверенности, что он не один. Речь не столько о физической безопасности, сколько о психологической. Только про наличии этой душевного комфорта можно продолжать говорить о воспитании, развитии и обучении. Зона комфорта базируется на трех краеугольных камнях - я вижу тебя, я верю в тебя, я уважаю тебя. Что самого ценного может дать учитель ребенку? Принятие, приятие и веру в себя. Когда ребенка видят, замечают, отличают, осознают его уникальность и значимость. Первостепенная задача учителя – создать поддерживающее пространство для ребенка во время учебного процесса, работающее на «становление личностных характеристик выпускника», в том числе, таких как осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и способность вести диалог с другими людьми, достигая в нем взаимопонимания.
В соответствии со стандартом образования на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку…». Для этого ребенку необходимо найти свою личную внутреннюю мотивацию, научиться ставить цели и добиваться их. А для этого процесс обучения нужно сделать осознанным, тогда и проявится внутренняя мотивация. Чего я хочу? Почему это важно для меня? Что мне это даст? Насколько экологична для меня и для окружающих моя цель? Если ребенок понимает, зачем он приходит в школу, зачем он изучает тот или иной материал, зачем ему лично это нужно, он будет осознанно прикладывать усилия для освоения знаний и начнет делать больше, чем он может. Применение шкал, техники «Путешествие в будущее» и других инструментов, позволяют эффективно достичь подавляющего большинства метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Реализуются и некоторые личностные результаты, такие как формирование ответственного отношения к учению, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования.
Обеспечение комфорта и интереса к учебе недостаточно для того, чтобы сделать процесс обучения счастливым. Не хватает позитивного отношения к школе, которое легко формируется за счет таких инструментов «Как если бы…», «Обляпайся мороженым» и др. Оптимизм и мотивация способствуют развитию творческого мышления, укрепляют веру в себя, учат эффективному принятию неудач, переводя проблемы в разряд интересных задач.
На ядре комфорта строится оболочка интереса, которая в свою очередь наращивается радостью обучения. Когда функционируют необходимые составляющие школы радости, с помощью таких техник, как «Ценностный образ класса моей мечты», «Колесо школы радости», «Пирамида образования» и др. формируется достаточный компонент – «Класс-единая команда». И вот тогда необходимый и неизбежный процесс познания мира и обучения становится максимально эффективным, легким и радостным – одним словом, счастливым.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
«Если тебе когда-нибудь захочется найти такого человека, который сможет одолеть любую, даже самую тяжелую, беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, ты просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» (Ричард Бах)
Что может сделать тебя сильнее? Что даст силы преодолевать любые преграды и решать самые сложные задачи, которые предоставляет жизнь? Как обрести этот источник внутреннего ресурса и научиться обращаться к нему?
Как научить ребенка найти свой внутренний источник внутреннего ресурса и обращаться к нему? Как научить его защищать этот островок мира и покоя? Что поможет сделать человека внутренне сильнее? Что даст силы преодолевать любые преграды и решать самые сложные задачи, которые предоставляет жизнь? Какой становится наша жизнь при осознании самоценности и фокусировании на внутреннем балансе? Эта работа поможет найти эффективные ответы на актуальные для каждого из нас вопросы.

В соответствии со стандартом образования на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку…».
Для этого ребенку необходимо найти свою личную внутреннюю мотивацию, научиться ставить цели и добиваться их. А для этого процесс обучения нужно сделать осознанным, тогда и проявится внутренняя мотивация. Если ребенок понимает, зачем он приходит в школу, зачем он изучает тот или иной материал, зачем ему лично это нужно, он будет осознанно прикладывать усилия для освоения знаний и начнет делать больше, чем он может.
В работе приводятся примеры применения таких инструментов, как шкалы, путешествие в будущее, ценностный образ класса моей мечты и другие в учебно-воспитательном процессе.
Что становится возможным и как меняется учебная деятельность, когда учащийся начинает осознавать личную заинтересованность, когда появляется личная мотивация, осознанность?
Рекомендуется педагогам, родителям и студентам - всем, кто интересуется теоретическими и практическими проблемами осознанного обучения.

Как связаны между собой уверенность в себе и чистописание в начальной школе? Есть ли что-то большее за прописыванием петелек, крючков и палочек? А как насчет формирования навыков рефлексии с помощью каллиграфии? Приём с обведением самой красивой буквы или элемента самим ребенком был предложен Шалвой Александровичем Амонашвили. В работе «Формирование обще учебных навыков и умений во время чистописания» приводится практический опыт выбора Королевы каллиграфии на уроках русского языка и математика в начальной школе во время чистописания. С помощью такого простого инструмента, как выбор Королевы каллиграфии ребенок получает возможность почувствовать свои ресурсы, приобретает навыки рефлексии, осознает свои возможности, учится самопринятию и формирует уверенность в своих силах. Границы применения этого приема можно расширить: на примере рассуждения, зачем необходимо писать не только правильно, но и красиво, учащийся уже в начальных классах начинает выявлять внутреннюю мотивацию. Таким образом, можно формировать осознанность при выполнении любых учебных действий. Синергия осознанности и внутренней мотивации дает позитивное отношению к учебно-воспитательному процессу.