Научное направление:
«Разработка новых методов расчёта и проектирования инженерных конструкций и сооружений для обеспечения прочности, устойчивости, экономичности и безопасности»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Объектом исследования представленных работ являются инженерные сооружения и конструкции автомобильных и железных дорог, аэродромов и иные строительные площадки.
Общим для представленных работ являются эмпирико-теоретический метод исследования, когда теоретические гипотезы и умозрительные построения последовательно чередуются с лабораторными и полевыми экспериментами на объектах.
Общим для представленных работ являются решения нелинейного дифференциального уравнения теплопроводности, адекватно описывающее различные физические процессы: движение влаги в конструкциях дорог и площадок; распределение вертикальных нормальных напряжений в однородном изотропном полупространстве и движение автомобилей в транспортных потоках.
Вышеперечисленное характеризуется общностью тем их взаимосвязанностью и принадлежностью к одной научной школе.
Общим для представленных работ являются эмпирико-теоретический метод исследования, когда теоретические гипотезы и умозрительные построения последовательно чередуются с лабораторными и полевыми экспериментами на объектах.
Общим для представленных работ являются решения нелинейного дифференциального уравнения теплопроводности, адекватно описывающее различные физические процессы: движение влаги в конструкциях дорог и площадок; распределение вертикальных нормальных напряжений в однородном изотропном полупространстве и движение автомобилей в транспортных потоках.
Вышеперечисленное характеризуется общностью тем их взаимосвязанностью и принадлежностью к одной научной школе.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. РАСЧЁТ ВЛАЖНОСТИ ГРУНТОВ АКТИВНОЙ ЗОНЫ, Тюмень 1985 г.
Разработан метод прогнозирования влажности грунтов на ос¬нове решения нелинейного дифференциального уравнения теплопроводности. Коэффициент переноса влаги был заменён более надёжными, знакомыми и доступными параметрами. Даны решения изотермического увлажнения и послойный расчёт влажности грунтов активной зоны в зависимости от расчетной схемы: увлажнение только сверху, только снизу, двухстороннее увлажнение при глу¬боком и близком залегании грунтовых вод, для защищенного и незащищенного грунта, для условий двухстороннего увлажнения при меняющемся положении подземных вод. С использованием метода гидролого-климатических расчётов и принципа суперпозиции получены уравнения для прогнозирования средней влажности грунта в пределах активной зоны (зоны аэрации) во внутригодовом цикле.
2. РАСЧЁТ НЕЖЁСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД СО СЛОЯМИ ИЗ СЛАБОСВЯЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ, Тюмень 1986 г.
Действующая в настоящее время инструкция по расчёту нежёстких дорожных одежд основана на теории упругости, где в расчётной схеме слои дорожной одежды представлены в виде упругих пластин, работающих на изгиб. Поэтому проводить расчёты на прочность для слоёв, состоящих из щебня, гравия и других материалов, не обладающих достаточной связностью, по методу, где в расчётной схеме слои дорожной одежды представлены в виде упругих пластин, является не вполне корректным.
Для таких материалов более подходящей будет расчётная схема, учитывающая сжатие слоя под нагрузкой. В этом случае предполагается работа дорожной конструкции в упругой стадии сжатия. В соответствии с такой расчётной схемой подобрана адекватная ей математическая модель однородного изотропного полупространства в виде нелинейного дифференциального уравнения. После его решения при соответствующих начальных и граничных условиях, отражающих кратковременность действия транспортной нагрузки, получено выражение для определения вертикальных нормальных напряжений в однородном изотропном полупространстве.
Структура полученной формулы отражает гиперболический закон распределения вертикальных нормальных напряжений по глубине. Сопоставление его с экспериментальными данными показало хорошее соответствие для опытов с гибким штампом как в однородных средах, так и в сочетании слоёв типа песок плюс торф и щебень плюс песок.
3. ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ГОРОДСКИХ УЛИЦ (практические приложения ), Тюмень 1988 г. - 2008 г.
1. Разработан метод определения суточной интенсивности движения автомобилей и распределения её в течение суток на основе нелинейного дифференциального уравнения транспортного потока. Дано теоретическое обоснование и разработана методика определения суточной интенсивности движения автотранспорта на автомобильных дорогах и городских улицах с бимодальным (двухвершинным) и унимодальном (одновершинным) распределением интенсивности движения в течение суток;
2. Описан фотограмметрический метод определения параметров транспортных потоков – интенсивность, плотность и скорость. Впервые в Советском Союзе опробовано широкомасштабное практическое использование фотограмметрического метода определения параметров транспортных потоков на больших территориях улично-дорожной сети города Тюмени в 1989 году. Фотограмметрический метод определения параметров транспортных потоков;
3. Приведены практические формулы для оценки скорости автомобилей в зоне слияния транспортных потоков, времени поиска (ожидания) приемлемого интервала в зоне их слияния, а также время выполнения двойного и одинарного вилька. Разработан метод расчёта линий маневрирования и слияния автомобильных дорог и городских улиц;
4. Разработана методика расчёта параметров переходно-скоростных полос в зоне въезда на автомагистраль для ? – V классов пересечений автомобильных дорог при различных скоростях движения на основной магистрали и на съезде;
5. Разработана методика и представлены результаты статистического моделирования пропускной способности линий слияния транспортных потоков, пересечений автомобильных дорог, городских улиц и примыканий определения пропускной способности транспортных пресечений и линий слияния автомобильных потоков;
6. Приведён анализ работы транспортных пересечений городских улиц и автомобильных дорог на основе статистического моделирования транспортных потоков.
7. Представлена методика моделирования развития дорожно-транспортной ситуации обгона и её результаты в завершающей стадии в равномерных и бимодальных транспортных потоках противоположных направлений. Приведены формулы для определения числа фронтальных коллайдов (столкновений) при различной интенсивности движения на дороге и количества "неадекватных" водителей.
Разработан метод прогнозирования влажности грунтов на ос¬нове решения нелинейного дифференциального уравнения теплопроводности. Коэффициент переноса влаги был заменён более надёжными, знакомыми и доступными параметрами. Даны решения изотермического увлажнения и послойный расчёт влажности грунтов активной зоны в зависимости от расчетной схемы: увлажнение только сверху, только снизу, двухстороннее увлажнение при глу¬боком и близком залегании грунтовых вод, для защищенного и незащищенного грунта, для условий двухстороннего увлажнения при меняющемся положении подземных вод. С использованием метода гидролого-климатических расчётов и принципа суперпозиции получены уравнения для прогнозирования средней влажности грунта в пределах активной зоны (зоны аэрации) во внутригодовом цикле.
2. РАСЧЁТ НЕЖЁСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД СО СЛОЯМИ ИЗ СЛАБОСВЯЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ, Тюмень 1986 г.
Действующая в настоящее время инструкция по расчёту нежёстких дорожных одежд основана на теории упругости, где в расчётной схеме слои дорожной одежды представлены в виде упругих пластин, работающих на изгиб. Поэтому проводить расчёты на прочность для слоёв, состоящих из щебня, гравия и других материалов, не обладающих достаточной связностью, по методу, где в расчётной схеме слои дорожной одежды представлены в виде упругих пластин, является не вполне корректным.
Для таких материалов более подходящей будет расчётная схема, учитывающая сжатие слоя под нагрузкой. В этом случае предполагается работа дорожной конструкции в упругой стадии сжатия. В соответствии с такой расчётной схемой подобрана адекватная ей математическая модель однородного изотропного полупространства в виде нелинейного дифференциального уравнения. После его решения при соответствующих начальных и граничных условиях, отражающих кратковременность действия транспортной нагрузки, получено выражение для определения вертикальных нормальных напряжений в однородном изотропном полупространстве.
Структура полученной формулы отражает гиперболический закон распределения вертикальных нормальных напряжений по глубине. Сопоставление его с экспериментальными данными показало хорошее соответствие для опытов с гибким штампом как в однородных средах, так и в сочетании слоёв типа песок плюс торф и щебень плюс песок.
3. ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ГОРОДСКИХ УЛИЦ (практические приложения ), Тюмень 1988 г. - 2008 г.
1. Разработан метод определения суточной интенсивности движения автомобилей и распределения её в течение суток на основе нелинейного дифференциального уравнения транспортного потока. Дано теоретическое обоснование и разработана методика определения суточной интенсивности движения автотранспорта на автомобильных дорогах и городских улицах с бимодальным (двухвершинным) и унимодальном (одновершинным) распределением интенсивности движения в течение суток;
2. Описан фотограмметрический метод определения параметров транспортных потоков – интенсивность, плотность и скорость. Впервые в Советском Союзе опробовано широкомасштабное практическое использование фотограмметрического метода определения параметров транспортных потоков на больших территориях улично-дорожной сети города Тюмени в 1989 году. Фотограмметрический метод определения параметров транспортных потоков;
3. Приведены практические формулы для оценки скорости автомобилей в зоне слияния транспортных потоков, времени поиска (ожидания) приемлемого интервала в зоне их слияния, а также время выполнения двойного и одинарного вилька. Разработан метод расчёта линий маневрирования и слияния автомобильных дорог и городских улиц;
4. Разработана методика расчёта параметров переходно-скоростных полос в зоне въезда на автомагистраль для ? – V классов пересечений автомобильных дорог при различных скоростях движения на основной магистрали и на съезде;
5. Разработана методика и представлены результаты статистического моделирования пропускной способности линий слияния транспортных потоков, пересечений автомобильных дорог, городских улиц и примыканий определения пропускной способности транспортных пресечений и линий слияния автомобильных потоков;
6. Приведён анализ работы транспортных пересечений городских улиц и автомобильных дорог на основе статистического моделирования транспортных потоков.
7. Представлена методика моделирования развития дорожно-транспортной ситуации обгона и её результаты в завершающей стадии в равномерных и бимодальных транспортных потоках противоположных направлений. Приведены формулы для определения числа фронтальных коллайдов (столкновений) при различной интенсивности движения на дороге и количества "неадекватных" водителей.