Научное направление:
«Устойчивое развитие урбанизированных территорий»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Биосфера обладает колоссальной самоочищающей способностью. К сожалению, эти способности природы не безграничны. Антропогенная нагрузка на окружающую природную среду достигла сегодня таких масштабов, что привела к глобальному экологическому кризису, т.е. человечество стоит практически на грани экологической катастрофы. Огромную роль в негативном воздействии оказывают крупные мегаполисы мира. В 2008 году более половины населения Земли впервые в истории стало жить в городах, а к 2050 году на горожан придется уже 70% населения, поэтому, данное научное направление имеет принципиально важное значение. Данное научное направление подразумевает научную разработку основ концепции устойчивого развития и формирование необходимых навыков применения принципов и инструментов устойчивого развития при планировании и управлении урбанизированными территориями. Основными направлениями и задачами данного научного направления являются: - переход на устойчивое развитие городских систем; - принципы и механизмы устойчивого развития городских систем; - основы градостроительного планирования; - стратегия развития энергетики на основе возобновляемых и альтернативных источников энергии и природоподобных технологиях; - принципы энергосбережения и энергосберегающие технологии в городах; - последствия аварийных и чрезвычайных ситуаций в промышленности на городских территориях; - экологические стимулы и нормы для достижения устойчивого промышленного развития в городах.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Владимиров С.Н. Цели, задачи, концепции устойчивого развития урбанизированных территорий. // Актуальные вопросы науки и практики в XXI в. Сборник материалов научно-практической конференции. Нижневартовск, май, 2017. Аннотация: До 1975 года в мире было всего три мегаполиса: Токио, Нью-Йорк и Мехико. К 2010 году число таких мегаполисов возросло до 21. Как ожидается, к 2025 году число мегаполисов увеличится до 29, причем 23 из них будут расположены в развивающихся странах. Численность населения, сконцентрированного в мегаполисах, возросло за 1950-2010 годы с 24 до 324 миллионов человек, а к 2025 году увеличится до 469 миллионов человек. В настоящее время в мегаполисах проживает примерно каждый десятый городской житель (9,4%), или каждый двадцатый житель Земли (4,7% населения мира). Проблемы обеспечения безопасности и качества жизни в мегаполисах должны учитываться при разработке генеральных планов городов и поселений региональными градостроительными нормативами. Цивилизованное, урбанизированное человечество оторвалось от биосферы и подобно айсбергу, оторвавшемуся от материка, дрейфует, сохраняя неустойчивое равновесие. Целями и задачами урбанизированных территорий должны стать сохранение жизни и разума, развитие и поиск новых нравственно-социальных средств и условий возвышения качеств, выделяющих и гуманизирующих человека и его этическую составляющую в биосфере.
2. Владимиров С.Н. Транспортные заторы в условиях мегаполиса.// Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 3. № 1 (19). Аннотация: Транспортная система современного города, а особенно, крупных мегаполисов, создается десятилетиями и для ее изменения необходимы время и значительные инвестиции. Структура и протяженность улично-дорожной сети города создается на основе генеральных планов развития, ориентированных на определенный уровень автомобилизации. В течение довольно длительного времени в СССР, а затем и в России приоритет в развитии транспортного обслуживания отдавался общественному пассажирскому транспорту и в качестве расчетного уровень автомобилизации принимался 60 авт./1000 чел. Именно для этого уровня автомобилизации и были созданы вся транспортная инфраструктура и система управления дорожным движением современных российских городов. Проблема организации дорожного движения - одна из самых значимых для всех крупных городов. В статье рассматриваются вопросы, связанные с автодорожным движением в условиях транспортных заторов, рассмотрены аналогичные ситуации и пути их решения в европейских мегаполисах и в Москве.
3. Владимиров С.Н. О первоочередных мерах по улучшению экологического состояния на присоединенных к Москве территориях. // Журнал "Успехи современного естествознания" №3, 2013 год. Аннотация: По разным оценкам, ежегодно в Москве образуется от 3 до 5 млн. тонн ТБО и более 6 млн. тонн промышленных отходов. Все это вывозится на территории, расположенные за городом. Переработке подвергается лишь 10 % ТБО (требование Европейского Союза – 70%) и около 60 % промышленных отходов, в основном отходы стройиндустрии. Присоединенные территории юго-западного направления Московской области, вплоть до границы с Калужской областью, теперь являются территорией города Москвы. При этом экологические проблемы только усугубятся. Во-первых, численность населения Москвы в будущем может составить до 30 млн. человек. Во-вторых, еще более резкое увеличение количества автотранспорта. В-третьих, после присоединения к Москве лесным массивам будет придан статус городских земель и до 20 % этих лесов могут быть переданы под элитные коттеджные поселения. Это может значительно ухудшить экологическую ситуацию в столице и увеличить уровень загрязненности и без того не слишком чистого воздуха Москвы.
2. Владимиров С.Н. Транспортные заторы в условиях мегаполиса.// Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 3. № 1 (19). Аннотация: Транспортная система современного города, а особенно, крупных мегаполисов, создается десятилетиями и для ее изменения необходимы время и значительные инвестиции. Структура и протяженность улично-дорожной сети города создается на основе генеральных планов развития, ориентированных на определенный уровень автомобилизации. В течение довольно длительного времени в СССР, а затем и в России приоритет в развитии транспортного обслуживания отдавался общественному пассажирскому транспорту и в качестве расчетного уровень автомобилизации принимался 60 авт./1000 чел. Именно для этого уровня автомобилизации и были созданы вся транспортная инфраструктура и система управления дорожным движением современных российских городов. Проблема организации дорожного движения - одна из самых значимых для всех крупных городов. В статье рассматриваются вопросы, связанные с автодорожным движением в условиях транспортных заторов, рассмотрены аналогичные ситуации и пути их решения в европейских мегаполисах и в Москве.
3. Владимиров С.Н. О первоочередных мерах по улучшению экологического состояния на присоединенных к Москве территориях. // Журнал "Успехи современного естествознания" №3, 2013 год. Аннотация: По разным оценкам, ежегодно в Москве образуется от 3 до 5 млн. тонн ТБО и более 6 млн. тонн промышленных отходов. Все это вывозится на территории, расположенные за городом. Переработке подвергается лишь 10 % ТБО (требование Европейского Союза – 70%) и около 60 % промышленных отходов, в основном отходы стройиндустрии. Присоединенные территории юго-западного направления Московской области, вплоть до границы с Калужской областью, теперь являются территорией города Москвы. При этом экологические проблемы только усугубятся. Во-первых, численность населения Москвы в будущем может составить до 30 млн. человек. Во-вторых, еще более резкое увеличение количества автотранспорта. В-третьих, после присоединения к Москве лесным массивам будет придан статус городских земель и до 20 % этих лесов могут быть переданы под элитные коттеджные поселения. Это может значительно ухудшить экологическую ситуацию в столице и увеличить уровень загрязненности и без того не слишком чистого воздуха Москвы.