Научное направление:
«Развитие технического образования»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Развитие технического образования, популяризация инженерно-технических специальностей в области современных цифровых производств в общеобразовательной школе на базе углубленного изучения естественнонаучных дисциплин и создания школьных технопарков, как основы профессиональной ориентации в рамках инновационных территориальных кластеров.
Тип. Научно-исследовательская, научно-производственная школа
Наибольший эффект в области профориентации может быть достигнут «в стенах» общеобразовательных учреждений. Ведь прежде чем будущий инженер, разработчик робототехнических систем, IT-специалист «окунется» в захватывающий мир различных квантумов, он должен хотя бы примерно понимать, что его ждет в кванториуме, получить навыки работы на подобном, но «учебном» оборудовании. И для этого надо использовать возможности школы, где есть уроки технологии, информатики, естествознания и многие другие. Развитие научного направления, сочетающего в себе элементы проблематики профессионального обучения, процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации в образовательных учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования, а так же специалистов общего образования, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом социального заказа общества и государства, а также развитие технического образования, популяризацию инженерно-технических специальностей в области современных цифровых производств на базе углубленного изучения естественнонаучных дисциплин позволит эффективно решить вышеизложенные проблемы.
Накопленный опыт практического оснащения образовательных учреждений «нового типа» позволяет более точно с практической точки зрения подойти к вопросу создания и использования школьных технопарков, как образовательных комплексов инновационного типа, которые являются важнейшим связующим звеном в цепочке «учебное заведение - школьный технопарк - профессиональное образование – предприятие». Кроме того, на основе приведенного опыта можно сформулировать некоторые практические выводы, базируясь на которых, по нашему мнению, сложный и трудоемкий процесс комплексного оснащения подобных образовательных учреждений можно проводить более эффективно, в особенности с точки зрения образовательной составляющей в направлении профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений.
Структура школьного технопарка должна определяться с учетом необходимости выполнения практико-ориентированных исследовательских, учебных, творческих, социальных, предпринимательских и других проектов, результаты которых будут использованы в жизни того территориального образования, в котором располагается образовательное учреждение. «Привязка» структуры школьного технопарка (состава входящих в него лабораторий) должна быть согласована с направлениями деятельности территориальных промышленных кластеров региона. При формировании состава технологического оборудования и программно-методического обеспечения школьного технопарка определенного региона необходимо учитывать специфику конкретных предприятий территориального кластера. Все это повысит эффективность профессиональной ориентации и подготовки будущих квалифицированных кадров для экономики региона.
Унификация конкретного состава технологического оборудования и программно-методического обеспечения для всех школьных технопарков, даже близких по промышленной ориентации территориальных кластеров, является, по нашему мнению, является не правильным подходом, что позволяет сделать вывод о необходимости «точечного» подхода при оснащении школьных технопарков.
Возможности так называемых «опорных» образовательных учреждений в плане наличия приспособленных площадей, квалифицированных предметно-ориентированных учебных кадров, уровня материально-технического оснащения на момент реализации проекта создания технопарка совершенно различны. Поэтому прежде, чем принимать решение об определении состава лабораторий, необходимо провести так называемый «технологический аудит» образовательного учреждения и только после анализа его результатов экспертами делать вывод о необходимости поставки того или иного учебного кабинета, его состава и т.д.
Проведение такого аудита, по нашему мнению, не просто повысит эффективность реализации подобных проектов, но и позволит выйти на качественно новый уровень дополнительного образования детей и их профессиональной ориентации.
Поскольку вся система дополнительного образования в области технических специальностей нацелена в первую очередь на профессиональную ориентацию учащихся и подготовку квалифицированных кадров для инновационных отраслей экономики, принятие решения о включении в состав той или иной лаборатории определенного технологического оборудования или программно-методического комплекса, должно основываться на научно-технических показателях оборудования и его соответствии современному (а во многих случаях и «завтрашнему») уровню развития техники. Ведь учащиеся, которые сегодня проходят подготовку в рамках дополнительного образования, должны будут «завтра» и «послезавтра» работать на оборудовании, которым оснащаются предприятия «сегодня» и будут оснащаться «завтра». Определение соответствия оборудования и программно-методического обеспечения также должно проводиться в рамках технологического аудита образовательного учреждения и составления рекомендаций по комплексному оснащению.
Технологическое оборудование должно в обязательном порядке сопровождаться соответствующим программным и программно-методическим обеспечением, которое включает не только программное обеспечение, позволяющее функционировать оборудованию, но и методически проработанное учебное программно-методическое обеспечение, ориентированное на конкретное учебное или учебно-производственное оборудование, позволяющее эффективно проводить занятия с целью получения навыков работы на данном оборудовании, освоения проектирования и реализации соответствующих технологических задач. Причем наиболее оптимальной формой такого сопровождения, на наш взгляд, являются специально разработанные и поставляемые вместе с оборудованием учебные «сеты» (наборы), включающие и методическое обеспечение проводимых занятий, и наборы инструментов и приспособлений для реализации проектной деятельности, и наборы заготовок для обработки на данном конкретном оборудовании и т.д.
Тип. Научно-исследовательская, научно-производственная школа
Наибольший эффект в области профориентации может быть достигнут «в стенах» общеобразовательных учреждений. Ведь прежде чем будущий инженер, разработчик робототехнических систем, IT-специалист «окунется» в захватывающий мир различных квантумов, он должен хотя бы примерно понимать, что его ждет в кванториуме, получить навыки работы на подобном, но «учебном» оборудовании. И для этого надо использовать возможности школы, где есть уроки технологии, информатики, естествознания и многие другие. Развитие научного направления, сочетающего в себе элементы проблематики профессионального обучения, процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации в образовательных учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования, а так же специалистов общего образования, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом социального заказа общества и государства, а также развитие технического образования, популяризацию инженерно-технических специальностей в области современных цифровых производств на базе углубленного изучения естественнонаучных дисциплин позволит эффективно решить вышеизложенные проблемы.
Накопленный опыт практического оснащения образовательных учреждений «нового типа» позволяет более точно с практической точки зрения подойти к вопросу создания и использования школьных технопарков, как образовательных комплексов инновационного типа, которые являются важнейшим связующим звеном в цепочке «учебное заведение - школьный технопарк - профессиональное образование – предприятие». Кроме того, на основе приведенного опыта можно сформулировать некоторые практические выводы, базируясь на которых, по нашему мнению, сложный и трудоемкий процесс комплексного оснащения подобных образовательных учреждений можно проводить более эффективно, в особенности с точки зрения образовательной составляющей в направлении профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений.
Структура школьного технопарка должна определяться с учетом необходимости выполнения практико-ориентированных исследовательских, учебных, творческих, социальных, предпринимательских и других проектов, результаты которых будут использованы в жизни того территориального образования, в котором располагается образовательное учреждение. «Привязка» структуры школьного технопарка (состава входящих в него лабораторий) должна быть согласована с направлениями деятельности территориальных промышленных кластеров региона. При формировании состава технологического оборудования и программно-методического обеспечения школьного технопарка определенного региона необходимо учитывать специфику конкретных предприятий территориального кластера. Все это повысит эффективность профессиональной ориентации и подготовки будущих квалифицированных кадров для экономики региона.
Унификация конкретного состава технологического оборудования и программно-методического обеспечения для всех школьных технопарков, даже близких по промышленной ориентации территориальных кластеров, является, по нашему мнению, является не правильным подходом, что позволяет сделать вывод о необходимости «точечного» подхода при оснащении школьных технопарков.
Возможности так называемых «опорных» образовательных учреждений в плане наличия приспособленных площадей, квалифицированных предметно-ориентированных учебных кадров, уровня материально-технического оснащения на момент реализации проекта создания технопарка совершенно различны. Поэтому прежде, чем принимать решение об определении состава лабораторий, необходимо провести так называемый «технологический аудит» образовательного учреждения и только после анализа его результатов экспертами делать вывод о необходимости поставки того или иного учебного кабинета, его состава и т.д.
Проведение такого аудита, по нашему мнению, не просто повысит эффективность реализации подобных проектов, но и позволит выйти на качественно новый уровень дополнительного образования детей и их профессиональной ориентации.
Поскольку вся система дополнительного образования в области технических специальностей нацелена в первую очередь на профессиональную ориентацию учащихся и подготовку квалифицированных кадров для инновационных отраслей экономики, принятие решения о включении в состав той или иной лаборатории определенного технологического оборудования или программно-методического комплекса, должно основываться на научно-технических показателях оборудования и его соответствии современному (а во многих случаях и «завтрашнему») уровню развития техники. Ведь учащиеся, которые сегодня проходят подготовку в рамках дополнительного образования, должны будут «завтра» и «послезавтра» работать на оборудовании, которым оснащаются предприятия «сегодня» и будут оснащаться «завтра». Определение соответствия оборудования и программно-методического обеспечения также должно проводиться в рамках технологического аудита образовательного учреждения и составления рекомендаций по комплексному оснащению.
Технологическое оборудование должно в обязательном порядке сопровождаться соответствующим программным и программно-методическим обеспечением, которое включает не только программное обеспечение, позволяющее функционировать оборудованию, но и методически проработанное учебное программно-методическое обеспечение, ориентированное на конкретное учебное или учебно-производственное оборудование, позволяющее эффективно проводить занятия с целью получения навыков работы на данном оборудовании, освоения проектирования и реализации соответствующих технологических задач. Причем наиболее оптимальной формой такого сопровождения, на наш взгляд, являются специально разработанные и поставляемые вместе с оборудованием учебные «сеты» (наборы), включающие и методическое обеспечение проводимых занятий, и наборы инструментов и приспособлений для реализации проектной деятельности, и наборы заготовок для обработки на данном конкретном оборудовании и т.д.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
Егоров С.Б. Образовательная инфраструктура для развития инженерных компетенций, Lambert Academic Publishing, ISBN: 978-3-330-08858-0, Copyright/© 2017 OmniScriptum Publishing Group, 195 с.
Создание образовательной инфраструктуры территориальных кластеров в РФ, организация сети «Кванториумов» ставят своей целью обеспечение повышения престижа инженерного образования. Но наибольший эффект в области профориентации может быть достигнут «в стенах» общеобразовательных школ. Прежде чем будущий инженер, робототехник, IT-специалист «окунется» в мир квантумов, он должен хотя бы примерно понимать, что его там ждет, получить навыки работы на подобном «учебном» оборудовании. Для этого надо использовать возможности школы, где есть уроки технологии, информатики, естествознания и др. Реализация проекта, направленного на развитие технического образования, популяризацию инженерно-технических специальностей в общеобразовательной школе «Фрагмент школы XXI века: комплекс кабинетов для учебно-исследовательской и проектной деятельности по изучению проектирования, пространственного моделирования, а также основ цифрового производства на базе углубленного изучения естественнонаучных дисциплин», позволит эффективно решить эти проблемы, а его тиражирование в рамках ФЦПРО, региональных программ развития образования поднимет систему профессиональной ориентации на качественно новый уровень.
Егоров С.Б. Инновационное инженерное образование, Lambert Academic Publishing, ISBN: 978-3-659-61908-3, Copyright/© 2014 OmniScriptum GmbH & Co. KG, 108 с.
Основной задачей всей системы образования сегодня является научно-техническое просвещение, популяризация технического образования и воспитание адаптивного поколения молодежи, способного генерировать новые инновационные проекты, применять полученные знания и ведущие в мире наукоемкие технологии для их реализации. В книге, в соответствии с принципами непрерывного образования, рассматриваются учебно-методические комплексы, позволяющие учащимся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей познакомиться с основными принципами и технологиями современных цифровых производств, учащимся технических колледжей и учреждений НПО получить навыки технологического программирования систем ЧПУ, а также навыки работы на современном технологическом оборудовании, студентам образовательных учреждений СПО понять принципы технологической подготовки современного автоматизированного производства, а также особенности работы инновационного оборудования ювелирной промышленности. Приводится описание участка гибкого автоматизированного производства, оснащенного не только высокопроизводительным станочным оборудованием, но и системой инструментообеспечения и контроля качества продукции.
Егоров С.Б. Техническое образование молодежи - центры технологической поддержки дополнительного образования детей. Фундаментальные исследования, ISSN 1812-7339 - Москва, 2014. № 6 (часть 5) – с. 920-927
Проведен анализ цели реализации проекта Центры технологической поддержки дополнительного образования детей. Целью проекта является научно-техническое просвещение, популяризация технического образования и воспитание адаптивного поколения молодежи в России, способного генерировать новые инновационные проекты, применять полученные знания и ведущие в мире наукоемкие технологии для их реализации. Задачами проекта являются: - поощрение творчества учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, а также интереса к вычислительной технике, инженерии, математики, дизайну, естественным и прикладным наукам, техническим профессиям; - создание объективных условий для развития творческого вдохновения, формирования духа изобретательности и инновационного предпринимательства посредством привлечения молодежи любого возраста к миру современных технологий прототипирования и дизайна изделий любого назначения; - создание условий для развития инженерных и гуманитарных талантов, личностного роста и профессионального продвижения, проверки и коммерциализации инновационных идей. Кроме того, проект ориентирован на организацию функциональных связей между образовательными, научными и производственными инновационными предприятиями и создание на базе центров технологической поддержки площадок формирования и развития городского кадрового резерва в сфере инновационных технологий.
Создание образовательной инфраструктуры территориальных кластеров в РФ, организация сети «Кванториумов» ставят своей целью обеспечение повышения престижа инженерного образования. Но наибольший эффект в области профориентации может быть достигнут «в стенах» общеобразовательных школ. Прежде чем будущий инженер, робототехник, IT-специалист «окунется» в мир квантумов, он должен хотя бы примерно понимать, что его там ждет, получить навыки работы на подобном «учебном» оборудовании. Для этого надо использовать возможности школы, где есть уроки технологии, информатики, естествознания и др. Реализация проекта, направленного на развитие технического образования, популяризацию инженерно-технических специальностей в общеобразовательной школе «Фрагмент школы XXI века: комплекс кабинетов для учебно-исследовательской и проектной деятельности по изучению проектирования, пространственного моделирования, а также основ цифрового производства на базе углубленного изучения естественнонаучных дисциплин», позволит эффективно решить эти проблемы, а его тиражирование в рамках ФЦПРО, региональных программ развития образования поднимет систему профессиональной ориентации на качественно новый уровень.
Егоров С.Б. Инновационное инженерное образование, Lambert Academic Publishing, ISBN: 978-3-659-61908-3, Copyright/© 2014 OmniScriptum GmbH & Co. KG, 108 с.
Основной задачей всей системы образования сегодня является научно-техническое просвещение, популяризация технического образования и воспитание адаптивного поколения молодежи, способного генерировать новые инновационные проекты, применять полученные знания и ведущие в мире наукоемкие технологии для их реализации. В книге, в соответствии с принципами непрерывного образования, рассматриваются учебно-методические комплексы, позволяющие учащимся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей познакомиться с основными принципами и технологиями современных цифровых производств, учащимся технических колледжей и учреждений НПО получить навыки технологического программирования систем ЧПУ, а также навыки работы на современном технологическом оборудовании, студентам образовательных учреждений СПО понять принципы технологической подготовки современного автоматизированного производства, а также особенности работы инновационного оборудования ювелирной промышленности. Приводится описание участка гибкого автоматизированного производства, оснащенного не только высокопроизводительным станочным оборудованием, но и системой инструментообеспечения и контроля качества продукции.
Егоров С.Б. Техническое образование молодежи - центры технологической поддержки дополнительного образования детей. Фундаментальные исследования, ISSN 1812-7339 - Москва, 2014. № 6 (часть 5) – с. 920-927
Проведен анализ цели реализации проекта Центры технологической поддержки дополнительного образования детей. Целью проекта является научно-техническое просвещение, популяризация технического образования и воспитание адаптивного поколения молодежи в России, способного генерировать новые инновационные проекты, применять полученные знания и ведущие в мире наукоемкие технологии для их реализации. Задачами проекта являются: - поощрение творчества учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, а также интереса к вычислительной технике, инженерии, математики, дизайну, естественным и прикладным наукам, техническим профессиям; - создание объективных условий для развития творческого вдохновения, формирования духа изобретательности и инновационного предпринимательства посредством привлечения молодежи любого возраста к миру современных технологий прототипирования и дизайна изделий любого назначения; - создание условий для развития инженерных и гуманитарных талантов, личностного роста и профессионального продвижения, проверки и коммерциализации инновационных идей. Кроме того, проект ориентирован на организацию функциональных связей между образовательными, научными и производственными инновационными предприятиями и создание на базе центров технологической поддержки площадок формирования и развития городского кадрового резерва в сфере инновационных технологий.