Жерносенко Ирина Александровна
  1. Ученая степень
    доктор философских наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Философские науки
  5. Регион
    Россия / Алтайский край

Жерносенко Ирина Александровна родилась 02.06.1962 г. в г. Барнауле Алтайского края. В 1982 г. закончила Барнаульское музыкальное училище по специальности «история и теория музыки», работала учителем музыки в школе, затем учителем мировой художественной культуры в гимназии.

В 1990 г. закончила с отличием Алтайский государственный институт культуры (ныне Алтайская государственная академия культуры и искусств), в 1997 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Алтай в историко-культурологической концепции Н.К. Рериха» в РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

В 2002 г. было присвоено ученое звание доцента по кафедре эстетики, этики теории и истории культуры.

В 2018 г. успешно защитила докторскую диссертацию по теме "Сакрализация социокультурного пространства-времени как потенциал ноосферогенеза".

С 1998 по 2010 год работала в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования доцентом, затем заведующей кафедрой культурологического образования.

С 2010 года И.А. Жерносенко возглавляла кафедру «Культура и коммуникативные технологии» в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова. Открыла на кафедре аспирантуру по специальности 09.00.13. Философия культуры. Под ее руководством выполняются 3 кандидатских диссертации. С октября 2015 руководит научно-исследовательской лабораторией этнокультурологических и экологических исследований.

В 2016-2017 гг. руководила факультетом развития общего образования Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования.

В 2017-2018 гг. - докторант кафедры философии Бурятского государственного университета.

В 2018-2019 – старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы Алтайского государственного института культуры.

С июня 2019 г. по декабрь 2020 г. – проректор по научной работе и международным связям АГИК.

Ныне – профессор кафедры гуманитарных дисциплин АГИК, зав. научно-практической лабораторией «Культура и стратегии развития региональной среды».

Награждена: нагрудный знаком Министерства образования России «Почетный работник общего образования Российской Федерации; медалью Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского «150 лет В.И. Вернадского»; Почетной грамотой главы Администрации Кош-Агачского района Республики Алтай; Благодарственными письмами главы г. Барнаула, Алтайского законодательного собрания; Архиерейской грамотой Епископа Барнаульского и Алтайского.

Имеет 5 свидетельств РАО о депонировании и регистрации произведения – объекта интеллектуальной собственности.

Ряд учебно-методических разработок И.А. Жерносенко награждены дипломами и медалями:

•Диплом Алтайской торгово-промышленной палаты за реализованный проект в IT-технологий «Мультимедийный комплекс «Любимый город» на Алтайской ярмарке в номинации «Культура», 2004 г.

•Малой Золотой медалью конкурса «Золотая медаль Сибирской Ярмарки Учсиб 2006» за эффективную реализацию регионального компонента содержания образования, представленного в Медиаконструкторе «Любимый город».

•Медаль конкурса «Сибирские Афины» (Межрегиональная выставка-ярмарка «Образование. Карьера. Занятость» г. Томск, 2007г.) за учебно-методический комплекс по истории культуры Алтая.

•Гран-При в номинации «Лучшая учебная книга» на XIX Всероссийском конкурсе Ассоциации книгоиздателей «Лучшая книга года» - 2010 (Диплом и ценный подарок) за комплект учебных пособий для общеобразовательных школ «Алтай заповедный» 

•Диплом победителя и ценный подарок в конкурсе «Издано на Алтае» за Учебное пособие с мультимедийным контентом «Культура Сибири и Алтая». / Общ. ред. И.А. Жерносенко. – Барнаул: АГИК, 2022 – 337 с. и другие.

Участие в конкурсах грантов:

Руководитель:

1) Грант Комитета администрации Алтайского края по образованию «Поддержка краевых экспериментальных площадок в сфере образования», 2005 г.;

2) Грант Фонда "Про Виктимис" (Швейцария): организация и проведение Международного конкурса социальных проектов на территории Алтая «Культуротворческие инициативы в районах, предполагаемого ракетно-космического воздействия» - сент. 2006 – окт. 2007;

3) Грант ПРООН/ГЭФ «Сохранение биологического разнообразия Горного Алтая путем подготовки гидов экскурсоводов для нужд особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Республики Алтай», 2008 г.;

4) Грант ПРООН/ГЭФ и Алтае-Саянской программы WWF. «Разработка учебно-методического пособия по подготовке «Гидов экскурсоводов», 2008 г.;

5) Грант ПРООН/ГЭФ «Экспериментальная апробация непрерывного школьного экологического образования и просвещения путем разработки комплекта учебных пособий по региональному компоненту для общеобразовательных школ Республики Алтай», 2009 г.;

6) Грант Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Межрегионального общественного экологического фонда «ИСАР-Сибирь» при поддержке GLOBAL GREENGRANTS FUND: 2011 г.;

7) Erasmus Mundus (EMA2) Triple I – зарубежная 6-месячная стажировка post-doctorant – 2014-2015;

8) Грант фонда Indigenous-led Ways of Knowing and Learning Fund (USA) “Climate change research on the basis of indigenous historical and cultural monuments in Greater Altai”, 2017

9) Грант Фонда Фонда "Pawanka" (USA) "CCSA: Using Cosmoge-oprognosis technology to adapt to ecosphere anomalies (Greater Altai and North America)", 2018

10) Грант Фонда Президентских грантов РФ № 22-2-009020 «Древняя колыбель Алтая. Сохранение уникального археолого-этнографического комплекса", 2022 и другие.

Исполнитель:

1) Грант РГНФ 00-03-0026 «а»: Статья в коллективной монографии;

2) Грант Министерства образования Российской Федерации ГОО-1.9-368: Статья в коллективной монографии;

3) Грант РГНФ 00-03-00276 «Поликультурная Россия в истории и современности: Сибирь. Книга седьмая / Учебное пособие для магистров», 2013 г.: 6 разделов в коллективной монографии – 3 п.л.;

4) Проект ФАО АВЦП 2008 Проект 3.1.2 /11522 «Инновационная модель общего образования и ее кадровое обеспечение», 2008 г.;

5) Грант фонда "Русский мир" № 221 Гр./611-09 – проведение Курсов совершенствования навыков владения русским языком и ознакомления с русской культурой в г. Урумчи (КНР). – 2009 г.;

6) Грант фонда «Русский мир» № 642 Гр/ I-129-11 – подготовка и проведение Летней школы «Особенности русского языка и культуры: лингвокультурологический аспект» в Институте иностранных языков Синьцзянского педагогического университета, г. Урумчи (КНР). – 2011 г.;

7) Грант Программы развития ООН и Международной климатической инициативы правительства ФРГ «Расширение сети ООПТ для сохранения Алтае-Саянского экорегиона». – 2012-2013 гг. и другие.

Научные публикации

И.А. Жерносенко является автором свыше 150 научных и учебно-методических публикаций, изданных в России, Германии, Чехии, Турции, Индии, Монголии, Болгарии, Польше в том числе:

Монографии:

1.Жерносенко И.А. Алтай – Беловодье – Шамбала в Учении Н.К. Рериха. – Барнаул: Пять плюс, 2010. – 186 с.: илл.

2. Жерносенко И.А.,Балакина Е.И.Культура Сибири и Алтая – Барнаул: АРТИКА, 2011. – 208 с.

3. Энеева Л.А., Жерносенко И.А. Инновационные школы регионов России: культуротворческая модель – Барнаул, Издательство Жерносенко С.С. – 2013. – 134 с.

4. Дмитриева Л.В., Балакина Е.И., Жерносенко И.А., Селиванов В.В., Марсадолов Л.С.Поликультурное пространство Российской Федерации в семи книгах. / Научный руководитель и главный редактор Л.М. Мосолова // Культура Сибири. Книга IV [Коллективная монография]/ Отв. ред. Дмитриева Л.В. -Санкт-Петербург: ИД «Петрополис», 2013. – 452 с.

5. Опарин Р.В., Жерносенко И.А., Кольцов И.А. Проблема изменения климата и жизнь: Технология формирования экологически ориентиро-ванного мировоззрения. [Коллективная монография] – Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing GmbH &Co, 2014. 344 с.

6. Altai Special issue // Himalayan and Central Asian Studies.  / Editor K. Warikoo, Guest associate editor I.A. Zhernosenko. – New Delhi: Himalayan Research and Cultural Foundation, 2014. – 273 p. [Коллективная монография]

7. Жерносенко И.А. Сакральные центры Алтая: на перекрестке времен и смыслов. - Барнаул: ШЭД "Тенгри", 2016. - 445 с.: илл.

8. Жерносенко И.А. Метафизика Алтая: от сакрального ландшафта к ноосферной цивилизации. - Барнаул: Изд. Алт. гос. ин-та культуры, 2019. - 321 с.: илл.

9. The Sacred Altai // Himalayan And Central Asian Studies / Ed. K. Warikoo, Guest Ed. I.A. Zhernosenko; Himalayan Research and Cultural Foundation, New Delhi. Vol. 26, № 3-4, July-Desember 2022. – 288 p. [Коллективная монография]

Учебно-методические пособия:

1.Жерносенко И.А., Балакина Е.И. Мир. Культура. Человек. // Учебно-методический комплекс по мировой художественной культуре. 8 – 11 классы. Барнаул, 2002. – 119 с.5 п.л.

2.Жерносенко И.А., Шалабод М.Л. История культуры Алтая для системы повышения квалификации педагогов гуманитарно-художественного и естественно-научного циклов // Учебно-методический комплекс. Барнаул, 2004 – 48 с.

3.Жерносенко И.А. Шалабод М.Л. Лекции по истории культуры Алтая. // Учебные материалы для учителя, преподающего региональный компонент в общеобразовательной школе. Барнаул, 2004. – 120 с.

4.Священными тропами Алтая // Учебно-методическое пособие по подготовке гидов-экскурсоводов. / Ред. И.А. Жерносенко. – Горно-Алтайск, Барнаул, 2008. – 468 с.

5.Мир заповедной культуры Алтая // Учебное пособие для 8-9 классов основной ступени общеобразовательной школы / Ред. И.А. Жерносенко. – Горно-Алтайск - Барнаул, Фонд устойчивого развития Алтая, издательство РПИК ARTИКA, 2009. – 214 с.

6.Экология и культура // Учебное пособие для 10 - 11 классов старшей ступени общеобразовательной школы / Ред. И.А.Жерносенко. – Горно-Алтайск, Барнаул, 2009. – 156 с.

7.Жерносенко И.А. Русская культура [раздел в учебном пособии] // Русский язык: культурные традиции и современность: Учебное пособие / Е.Ю.Позднякова, В.С.Бовтун, Т.Н.Внучкова, И.А.Жерносенко. – Барнаул, 2009. – 105 с. – С. 6–34.

8.Жерносенко И.А. Традиционная русская культура [раздел в учебном пособии] //Русский язык: культура, философия, образование: Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / Е.Ю. Познякова, Н.А. Белоусов, И.А. Жерносенко, В.Г. Шкунов. – Барнаул: Изд-во АРТИКА, 2011. – 129 с. – С.46 – 93.

9. Климат Сибири и человек [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Жерносенко И.А., Опарин Р.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 337 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22972.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

10. Жерносенко И.А., Балакина Е.И. Культура Сибири и Алтая // Учебное пособие. / Общ. ред. И.А. Жерносенко. – Барнаул: Студия С. Жерносенко, 2013 – 326 с.

11. Культура Алтая (пособие для учителя) / науч. ред. И.А. Жерносенко. – Барнаул: АКИПКРО, 2016. – 253 с.                   

12. Жерносенко И.А., Шалабод М.Л. Культура Алтая: Курс учебной и внеурочной деятельности учащихся 1 – 7 классов – Барнаул: АКИПКРО, 2016. – 88 с.                                                                                                 

13. Культура Сибири и Алтая // Учебное пособие с мультимедийным контентом. / Общ. ред. И.А. Жерносенко. – Барнаул: АГИК, 2022 – 337 с. 

 Научные статьи:

1.Жерносенко И.А., Валицкая А.П., Опарин Р.В. Культуротворческая парадигма экологического образования – теория и практика. // Мир науки, культуры, образования, № 6 (25), 2010. – с. 131-135

2.Жерносенко И.А. Культурные стратегии модернизации образования: принципы саморазвития. // Философия образования № 3 (36) 2011. – с. 19-25.

3.Жерносенко И.А. Семантическое поле мифологемы грифона в пазырыкской культуре // Философия и культура 6(54), 2012 / Нота Бене. – с. 51-59.

4.Жерносенко И.А., Батурина М.М., Мамыев Д.И., Батурина А.Д., Исследование методом газоразрядной визуализации воздействия священных объектов Каракольской долины на человека. //Мир науки, культуры, образования, № 5 (36), 2012. – С. 304-306.

5.Жерносенко И.А. Межконфессиональный диалог как культурообразующий феномен в постиндустриальном обществе на примере Алтайского региона // Мир науки, культуры, образования, № 5 (36), 2012. – С. 214-216.

6.Жерносенко И.А., Мамыев Д.И. Феномен «экологии души» через призму религии, философии и культуры. //Мир науки, культуры, образования, № 3 (40), 2013. – С. 354 – 356.

7.Жерносенко И.А. Интегративные процессы в современной научной картине мира. // Мир науки, культуры, образования, № 3 (40), 2013. – С. 356 – 360.

8.Zhernosenko I.A. Ushakova E.V., Mamyev D. I. Interrelation of the traditions and modernity in the organization of culture-creativity schools. // PHILOSOPHY OF EDUCATION, Scientific journal (Special issue, Praga), 2013, № 6. – p. 121 – 130.

9.Сапелкин В.С., Жерносенко И.А. Устойчивое развитие и особо охраняемые природные территории в контексте комплексных проблем профессионального образования. // Профобразование в современном мире № 3 (14) 2014. – С. 167 – 175.

10.Жерносенко И.А. Культурфилософские проблемы современного образования в Сибири. //Философия образования, № 4 (55), 2014. – С.153-164.

11. Балакина Е.И., Жерносенко И.А. Инновационный статус гуманитарной педагогики искусства в контексте актуальных проблем современного образования. //Мир науки, культуры, образования, № 3 (52), 2015. – С.121-125.

12. Жерносенко И.А. Мифологема Мировой Горы как культурообразующий концепт сакральных ландшафтов Алтая // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/131-23847

13. Жерносенко И.А. Культурный ландшафт Алтая как ноосферный ресурс // Философская мысль. — 2016. № 1. – С.1-24. DOI: 10.7256/2409-8728.2016.1.17648. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_17648.html

14. Жерносенко И.А., Батурина М.М. Комплексные исследования священных объектов Каракольской долины //Ежеквартальный международный журнал общественных наук «Karadeniz – Black Sea – Черное море» (Турция) - 2013, № 20. – 280 с. – С. 128 – 148.

15. Жерносенко И.А., Мамыев Д.И. Ведические константы Тенгрианства // IV Международная научно-практическая конференция. 09 - 10 октября 2013 г. Улан-Батор, Монголия. - 295 с. - С.140 - 151.

16. Zhernosenko I.A., Huong Ha Educational experiment on ecology and culture in the conditions of the sustainable development of the indigenous peoples of Altai. Matherials of the NAPSIPAG’s Tenth International Conference, hosted by the Jawaharlal Nehru University, New Delhi 7th to 9th December 2013 on “Locked in Growth Patterns: Rethinking land, water and disasters for the post-2015 Development Agenda for the Asia Pacific” - Springer New Delhi Heidelberg New York Dordrecht London, 2014, - 259 p. – P. 209-215.

17.Zhernosenko I.A., Stolyarova N.N. Hexagonal Altai. //Himalayan and Central Asian Studies. Altai Special issue / Editor K. Warikoo, Guest associate editor I.A. Zhernosenko. – New Delhi: Himalayan Research and Cultural Foundation, 2014. – 273 p. – P. 64-70.

18. Zhernosenko I.A. Altai as One of the Poles of Energy of the Geo-Cultural Phenomenon «Altai-Himalayas» // Himalayan and Central Asian Studies. Altai Special issue / Editor K. Warikoo, Guest associate editor I.A. Zhernosenko. – New Delhi: Himalayan Research and Cultural Foundation, 2014. – 273 p. – P. 86-97.

19. Zhernosenko I.A., Rogozina I.V. Worldview and mentality of Altai’s indigenous inhabitants // Himalayan and Central Asian Studies. Altai Special issue / Editor K. Warikoo, Guest associate editor I.A. Zhernosenko. – New Delhi: Himalayan Research and Cultural Foundation, 2014. – 273 p. – P. 108-116.

20. Жерносенко И.А. Проблемы межконфессионального диалога в Алтайском регионе // Материалы Международной научно-практической конференции «Этноконфессиональная идентификация и приоритеты современной молодежи в странах постсоветского пространства». – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2014. – 395 с. – С. 196 – 204.

21. Жерносенко И.А. Константы тенгрианского мировоззрения в культуре Алтая // Сборник статей: Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность // Материалы V-й Международной научно-практической конференции (20-24 сентября 2015 г., Камчия, Болгария). – София: БЪДНИК, 2015. – 239 с. – С. 71-78.

22. Жерносенко И.А. Мифологема Мировой Горы как культурообраующий концепт сакральных ландшафтов Алтая // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/131-23847

23. Жерносенко И.А. Особенности иконографии богини Умай в сакральных центрах Алтая // Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin: научный журнал. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. – № 1. – С. 312 – 317.

24. Жерносенко И.А. Культурный ландшафт Алтая как ноосферный ресурс // Философская мысль. – 2016. № 1. – С.1-24. DOI: 10.7256/2409-8728.2016.1.17648. URL: http://e-notabene.ru/fr/article_17648.html

25. Жерносенко И.А. Алтай как зона пограничья в процессе евразийского культурогенеза // Известия Уральского федерального Университета. Серия 1 Проблемы образования, науки и культуры. 2016 №  1 (147). – С. 137-144.

26. Zhernosenko I.A. The Vedic Constants of Historical and Cultural Kinship of the Peoples of Siberia and India // Eurasia and India: Regional Perspectives/Edited by K. Warikoo. London, New-York: Routledge 2018 –174 pages.

27. Жерносенко И.А. Этнокультурологическая составляющая современного российского образовательного пространства // University-in-diférance. Zróżnicowanie w edukacji międzycywilizacyjnej / Redakcja nau-kowa Zoja Morochojewa/ - Warszawa: Wydział „Artes Liberales” Uniwer-sytet Warszawski. – 2016, С. 237-256.

28. Жерносенко И.А. Культ кузнецов – ядро палимпсеста сакральных центров Алтая (на примере Каракольской долины) // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: сборник статей VI-й Международной научно-практической конференции (14-16 июня 2017 г., Астана, Казахстан) 1-е изд., стер./ Ред. Л.В. Федорова, М.С. Курмангалиева, Е.В. Яковлева, Н.П. Уарова, В.А. Яковлева - Астана: ТОО Мастер По, 2017. – С. 169-176.

29.Жерносенко И.А. Сакральный топохрон Алтая // Black Sea / 40 (December 2018): p. 31-43. DOI Number: 10.17498/kdeniz.451120 http://dergipark.gov.tr/kdeniz/issue/41142/451120

30. Zhernosenko I.A. Culture-creative School as a Resource for the Formation of the Noospheric Model of the Ecological-economic Region "Gorny Altai"//Proceedings of the 3rd International Conference on Culture, Education and Economic Development of Modern Society (ICCESE 2019) - https://www.atlantis-press.com/proceedings/iccese-19/55915806

31. Жерносенко И.А. Этнокультурологические основы становления российского образования в переходную эпоху // Мир науки, культуры, образования – 2018 – № 6. – С. 210–212. 

32. Жерносенко И. А. Этнокультурный код Алтая // Этническая культура. – 2020. – № 2 (3). – С. 6-9. DOI:10.31483/r-75407

33. Жерносенко И.А. Культура как ключевой фактор становления ноосферогенеза  // Философия и культура. – 2021. – № 11. – С. 1 - 10. DOI: 10.7256/2454-0757.2021.11.37048

34.Жерносенко И.А. Нематериальное культурное наследие коренных народов России // Энциклопедия нематериального культурного наследия России. Посвящается Году культурного наследия народов России. М.: Институт Наследия, 2022 г. — 576 с. – С. 307 – 327.

35. Rogozina I., Buhner N., Zhernosenko I., Starchikova M., Kozina о. Assessment of Undergraduates’ Conflict Competence: Experimental Research / Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives // Proceedings of the Conference Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives, 20–22 April 2022, St. Petersburg, Russia. / Editor Zhanna Anikina. – Cham, Switzerland: Springer Nature, 2022. – p. 311-319.

И другие.


Последняя редакция анкеты: 25 августа 2023