-
Ученая степенькандидат филологических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Научное направлениеФилологические науки
-
РегионРоссия / Самарская область
Зайцева Елена Александровна родилась 31.08.1981 года в городе Отрадном Самарской области.
В 1998 году с серебряной медалью окончила Тимашевскую среднюю школу № 2.
В 1998 году поступила на филологический факультет Самарского государственного педагогического университета, который окончила с отличием в 2003 году с присуждением квалификации «Учитель русского языка и литературы» по специальности «Филология».
В 2003 году поступила в аспирантуру при кафедре общего языкознания Самарского государственного педагогического университета (научный руководитель – д.п.н., профессор Р.И. Тихонова).
В декабре 2005 года в Российском университете дружбы народов (г. Москва) досрочно защитила кандидатскую диссертацию «Новообразования – наименования лица в современном русском языке рубежа ХХ–ХХI веков: Мотивированность. Семантика. Структура» по специальности 10.02.01 – русский язык.
В 2006 году решением ВАК РФ утверждена в ученой степени кандидата филологических наук.
В 2009 году приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки присвоено ученое звание доцента.
Основные этапы педагогической деятельности: ассистент (2003–2006 гг.), старший преподаватель (2006–2007 гг.), доцент (2007–2011 гг.) кафедры общего языкознания филологического факультета Поволжской государственной социально-гуманитарной академии – ПГСГА (ныне – Самарский государственный социально-педагогический университет); заместитель декана по заочному отделению филологического факультета, член Ученого совета филологического факультета ПГСГА (2006–2010 гг.); доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания филологического факультета ПГСГА (2011–2014 гг.), доцент кафедры поликультурного образования Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (2015 – по настоящее время).
Сфера научных интересов: словообразование, лексикология и лексикография современного русского языка; история русского языка; риторика; вузовская и школьная методика преподавания лингвистических дисциплин; поликультурное образование; духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Является автором более 70 научных и учебно-методических работ.
Научные публикации
1.О мотивированности имен существительных – названий лица с суффиксом -ец // О вы, которых ожидает Отечество. Выпуск 2. Сборник научных работ молодых ученых, аспирантов и студентов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. – С. 166–172.
2.Новые тенденции в названиях лица рубежа ХХ–ХХI веков // О вы, которых ожидает Отечество. Выпуск 3. Сборник научных работ молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. – С. 196–220.
3.Изучение словообразования имен существительных – наименований лица в школе: прагматический аспект // О вы, которых ожидает Отечество. Выпуск 4. Сборник научных работ молодых ученых, аспирантов и студентов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. – C. 135–148.
4.Отечественные лингвисты о специфике деривации имен существительных – наименований лица рубежа второй половины ХХ – начала ХХI вв. // Русский язык и славистика в наши дни. – М.: Изд-во МГОУ, 2004. – С. 260–264.
5.О специфическом способе деривации имен существительных – наименований лица в современном русском языке // Язык и мышление: Психологические и лингвистические аспекты. Материалы 4-ой Всероссийской научной конференции (Пенза 12–15 мая 2004 г.). – М. – Пенза, 2004. – С. 125–126.
6.Об универбации как способе образования новых наименований лица на –ик в русском языке // Русский язык и литература рубежа ХХ–ХХI вв.: Специфика функционирования / Материалы Всероссийской научной конференции языковедов и литературоведов, 5–6 мая 2005. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – С. 346–349.
7.Об одном активном способе создания наименований лица // Вестник Самарского государственного педагогического университета: 60-летию Победы посвящается: Институт филологического образования. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – С. 24–30.
8.Контрольные задания и тесты по старославянскому языку. Для студентов филологических факультетов педагогических вузов. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – 28 с. (в соавт.).
9.Тесты и контрольные задания по истории русского языка, ч. 1 (Историческая грамматика русского языка). Для студентов филологических факультетов педагогических вузов. – Самара: Изд-во СамГПУ. 2005. – 21 с. (в соавт.).
10.Русский язык как государственный язык Российской Федерации // Цикл дисциплин специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе» по специальности 032900 «Русский язык и литература». – Самара: Изд-во СамГПУ, 2005. – С. 4–11 (в соавт.).
11.Лексикография рубежа ХХ–ХХI веков (Русистика) // Цикл дисциплин специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе» по специальности 032900 «Русский язык и литература». – Самара: Изд-во СамГПУ. 2005. – С. 37–43 (в соавт.).
12.. Новые наименования лица в русском языке начала ХХI века. Опыт словаря-справочника. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2006. – 172 с.
13.Вопрос об интерфиксации в современной лингвистической науке (на материале неологизмов – наименований лица) // Научные традиции славистики и актуальные вопросы современного русского языка. Материалы международной конференции языковедов, посвященной 100-летию со дня рождения профессора С.В. Фроловой. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2006. – С. 63–68.
14.Аббревиатуры – названия лица в русском языке рубежа ХХ–ХХI веков: Специфика образования и функционирования // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Филология». Выпуск 6. – Тольятти: ВУиТ, 2006. – С. 200–209.
15.Новые сложные имена существительные – названия лица в русском языке рубежа ХХ–ХХI вв. // Вестник Самарского государственного педагогического университета: Институт филологического образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – С. 36–44.
16.Традиции и инновации в преподавании историко-лингвистических дисциплин на филологических факультетах: к проблеме нового подхода в постановке курса истории русского языка (О книге Ю.Я. Бурмистровича «Найти пропавший век» / Очерки по истории славянского исторического языкознания / Учебное пособие для филологов высших учебных заведений. Абакан, 2006. – 60 с.). // Вестник Самарского государственного педагогического университета: Институт филологического образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2006. – С. 108–111 (в соавт.).
17.Первая встреча // Исследования по истории и теории языка. К LХХ-летию Р.И. Тихоновой. Сборник статей. – Самара, 2007. – С. 153–154.
18.К вопросу о специфике выражения словообразовательного значения в суффиксальных именах существительных (на материале названий лица на –ец) // Исследования по истории и теории языка. К LХХ-летию Р.И. Тихоновой. Сборник статей. – Самара, 2007. – С. 127–135.
19.О русском языке в системе национальных ценностей / Информационный бюллетень СГПУ, 2007, № 1. – С. 66–69 (в соавт.).
20.Учебно-методическое обеспечение специализации «Русский язык как государственный язык РФ в вузе и школе» / Информационный бюллетень СГПУ, 2007, № 2. – С. 66–69 (в соавт.).
21.Об особенностях выражения словообразовательного значения в новых именах существительных – названиях лица с суффиксами –щик (-чик), -ник (-шник) // Вестник Самарского государственного педагогического университета: Институт филологического образования. – Самара, 2007. – С. 81–90.
22.Изучаем языковую ситуацию Самарской области. Памятка студенту 1 курса к сбору материалов и составлению отчета о летней ознакомительной практике. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 24 с. (в соавт.).
23.Великий язык великой страны: как мы пишем и говорим по-русски. Программа и рекомендации для курсов повышения квалификации работников образования. – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 29 с. (в соавт.).
24.К вопросу об объеме понятия «сложное слово» (на материале наименований лица в современном русском языке рубежа ХХ-ХХI веков) // Семантические, грамматические и когнитивные категории языка: Юбилейный сборник в честь Почетного академика АН РБ доктора филологических наук профессора Л.М. Васильева. – Уфа: Гилем, 2007. – С. 105–110 (в соавт.).
25.Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Курс лекций и просеминарий по специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе» по специальности 032900 «Русский язык и литература». – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 280 с. (в соавт.).
26.Лексикография рубежа ХХ–ХХI веков (Русистика). Курс лекций и просеминарий по специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе» по специальности 032900 «Русский язык и литература». – Самара: Изд-во СГПУ, 2007. – 224 с. (в соавт.).
27.Научно- и учебно-исследовательская работа со студентами (НИРС и УИРС) по лингвистике. Учебно-методические рекомендации. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 141 с. (в соавт.).
28.История русского литературного языка, часть 2. Практикум, хрестоматия. Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса филологического факультета педагогического вуза. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. Издание 2-ое, исправленное и дополненное. – 161 с. (в соавт.).
29.Современный русский литературный язык как кодифицированная система. Курс лекций и просеминарий по специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе» по специальности 032900 «Русский язык и литература». – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 204 с. (в соавт.).
30.Русское словообразование на рубеже ХХ–ХХI веков. Курс лекций и просеминарий для специализации «Русский язык как государственный язык Российской Федерации в вузе и школе» по специальности 032900 «Русский язык и литература». – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 223 с. (в соавт.).
31.Неологизмы – наименования лица в русском языке начала ХХI века: семантика, словообразование. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – 198 с.
32. О специфике постановки историко-лингвистических дисциплин на неязыковом факультете // Исследования по русскому словообразованию и грамматике, вузовской методике. Материалы итоговой научной конференции кафедры общего языкознания (март 2008 г.) / Под ред. проф. Р.И. Тихоновой. – Самара: Изд-во СГПУ, 2008. – С. 94–112.
33. О создании окказиональных названий лица в русском языке рубежа ХХ-ХХI веков // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Филология». Выпуск 8. – Тольятти: ВУиТ, 2008. – С. 101–108.
34. Из истории становления словообразования как научной дисциплины // Актуальные проблемы общего и регионального языкознания. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием 28 октября 2008 года, I. – Уфа: Изд-во БГПУ. – С. 217–224.
35.Изучение истории русского языка на филологическом и нефилологических факультетах педагогического вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. «Педагогика и психология». «Филология и искусствоведение». 2008. № 2. Октябрь–декабрь. – С. 45–49.
36.О некоторых морфонологических процессах в неологизмах – названиях лица в русском языке начала ХХI века // Материалы 6 Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные науки и образование. Часть 2. – Тольятти: ВУиТ, 2009. – С. 131–138.
37. К вопросу об употреблении некоторых терминов в современной лингвистической литературе // Новые направления в изучении лексикологии, словообразования и грамматики начала ХХI века: материалы международного симпозиума, 4–5 мая 2009 года, Самара. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2009. – С. 55–58.
38. Тихонова Римма Ивановна: Библиографический справочник (1968–2009 гг.). Составители: Е.А. Зайцева, И.И. Ильина. – Самара: ПГСГА, 2009. – 52 с.
39.О некоторых особенностях суффиксального образования существительных в русском языке начала ХХI века // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные науки и образование. Часть 3. – Тольятти: ВУиТ, 2010. – С. 158–167.
40. Тесты по истории русского литературного языка. Для студентов филологических факультетов вузов. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2010. – 47 с. (в соавт.).
41. Образование суффиксальных названий лиц женского пола в русском языке начала ХХI века // Русский язык начала ХХI века: История. Теория. Современность. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной столетию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Алексея Александровича Дементьева. 22–23 октября 2010 года. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2010. – С. 175–183.
42. Некоторые вопросы словообразования имен существительных в работах А.А. Дементьева и отечественном языкознании (на материале названий лица по местности) // Русский язык начала ХХI века: История. Теория. Современность. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной столетию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Алексея Александровича Дементьева. 22–23 октября 2010 года. – Самара: Изд-во ПГСГА, 2010. – С. 31–38 (в соавт.).
43.Префиксальные имена существительные в русском языке начала XXI столетия: особенности образования и значения // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». Выпуск 7. – Тольятти: ВУиТ, 2011. – С. 23–27 (в соавт.).
44.О некоторых особенностях образования аббревиатур в русском языке начала ХХI века // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». Выпуск 4 (11). – Тольятти: ВУиТ, 2012. – С. 26–31 (в соавт.).
45.Активные способы образования наименований лица в русском языке ХХI века // Язык как функционирующая система. Доклады международной заочной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения профессора А.Н. Гвоздева (г. Самара, 21 сентября 2012 года). – Самара: ПГСГА, 2013 – С. 32–37.
46. Усечение производящей основы как способ словообразования имен существительных в современном русском языке // Материалы Х Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные науки и образование. Часть 3. – Тольятти: ВУиТ, 2013. – С. 154–159.
47. Новые тенденции в образовании и функционировании аббревиатур в русском языке начала ХХI века // «Наука и культура России». Международная научно-практическая конференция (2013; Самара). Х Международная научно-практическая конференция «Наука и культура России», 27–29 мая 2013 г. Т. 2. – Самара: СамГУПС, 2013. – С. 34–37.
48.Наименования лица в русском языке начала XXI века: словарь-справочник. – Самара: ПГСГА, 2013. – 256 с.
49.Суффиксальные универбаты в русском языке начала ХХI века: семантика, структура, функционирование // Материалы ХI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование. Часть 2. – Тольятти: ВУиТ, 2014. – С. 124–133 (в соавт.).
50.О некоторых способах образования окказиональных слов (на материале современных СМИ) // Самарский научный вестник. 2014. № 1. – С. 50–52.
51.Явления, переходные между аббревиацией и сложением (на материале наименований лица) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Том 16. № 2 (4). Выпуск октябрь-ноябрь-декабрь. – C. 491–493.
52.Лексикография начала XXI века (Русистика): учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Самара: ПГСГА, 2014. – 216 с. (в соавт.).
53.Имена существительные – наименования лица в русском языке начала ХХI века: проблема комплексного лексикографического описания // Вектор науки Тольттинского государственного университета. 2015. № 1 (31). – С. 129–134.
54.Соединительные гласные (интерфиксы) в образовании сложных наименований лица // Вектор науки Тольттинского государственного университета. 2015. № 1 (31). – С. 135–138.
55.Особенности деловой коммуникации в полиэтнической образовательной среде // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1 (5). С. 1108–1112 (в соавт.).
56.Особенности употребления разговорной и жаргонной лексики в «Афганских былинках» А.Ю. Грачева // Вестник Волжского университета им. Татищева. 2015. 2 (18). – С. 61–69 (в соавт.).
57.Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды // Самарский научный вестник. 2016. № 2(15). – С. 154–159 (в соавт.).
58.Поликультурное образование как фактор гармонизации межэтнических взаимоотношений // Научно-популярный журнал «Партнёрство через образование». 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://partner.sipkro.ru/index.php/stati/11-2016-god/78-stati/193-11-4 (в соавт.).
59.Формирование духовного и образовательного пространства обучающегося через изучение истории русской письменности и культуры: Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации. – Самара: СИПКРО, 2016. – 86 с. (в соавт.).
60.Искусство быть услышанным, или как выступать публично: Учебно-методическое пособие. – Самара: СИПКРО, 2017. – 120 с. (в соавт.).
61.Как преодолеть страх публичного выступления: рекомендации для начинающих ораторов // Материалы XV Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование: В 3-х томах. Том 2. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2018. – С. 290–295 (в соавт.).
62.К 85-летию Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования: листая страницы истории // Непрерывное образование в Самарской области: сборник статей. Выпуск 3. – Самара: СИПКРО, 2018. – С. 5–12.
63.Совершенствование профессиональной культуры общения учителя с участниками образовательного процесса // Непрерывное образование в Самарской области: сборник статей. Выпуск 3. – Самара: СИПКРО, 2018. – С. 183–191 (в соавт.).
64.Методические рекомендации по проектированию универсальных учебных действий в программах внеурочной деятельности. – Самара: СИПКРО, 2018. – 32 с.
65.Интеграция духовно-нравственного компонента в образовательный процесс как необходимое условие формирования базовых национальных ценностей // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Гуманитарные и социальные науки, образование. Актуальные проблемы информатизации науки и производства. Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды. Том 1. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2019. – С. 60–64 (в соавт.).
66.Реализация поликультурного компонента в планировании содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся // Поволжский педагогический вестник. 2019. № 1 (21). С. 81–86 (в соавт.).
67.Публичное выступление как средство совершенствования коммуникативной компетентности педагога // Текст: филологический, социокультурный, региональный и методический аспекты: VI Международная научная конференция: сборник материалов / под ред. Г.Н. Тараносовой, И.А. Изместьевой. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. – С. 69–77. (в соавт.).
68.Медицинская терминология в энциклопедических словарях: рецензия на книгу Ю.В. Сложеникиной и В.С. Звягинцева «Нормализация и кодификация в условиях вариантности» // Вопросы энциклопедистики. 2019. № 1. – С. 87–90.
69.Духовно-нравственное воспитание обучающихся через изучение истории русской письменности и культуры: Учебно-методическое пособие для работников системы образования – Самара: СИПКРО, 2019. – 104 с. (в соавт.).
70.Актуальные вопросы развития поликультурного образования в Самарском регионе: Учебно-методическое пособие для работников системы образования. – Самара: СИПКРО, 2019. – 248 с. (в соавт.).
71.Использование средств визуализации публичного выступления // Материалы XVII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование. Актуальные проблемы социально-экономического развития. В 3-х т. Т. 1. – Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2020. – С. 80–83.
Диссертация и автореферат
72. Новообразования-наименования лица в современном русском языке рубежа ХХ-ХХI веков: Мотивированность. Семантика. Структура. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук (10.02.01.). Москва, 2005. – 207 с.
73. Новообразования-наименования лица в современном русском языке рубежа ХХ-ХХI веков: Мотивированность. Семантика. Структура. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук (10.02.01.). Москва, 2005. – 17 с.