Захарова Татьяна Васильевна
  1. Ученая степень
    Кандидат педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Вологодская область

Область научных интересов: вопросы диагностики, коррекции и профилактики нарушений речи; вопросы формирования выразительных средств языка у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями; проблемы воспитания и обучения детей раннего возраста; вопросы организации взаимодействия специалистов учреждений компенсирующего, комбинированного и общеобразовательного вида; использование новационных и инновационных методов в организации сопровождения лиц с ОВЗ.

В 2002 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (научный руководитель – к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии МПГУ Л.Р. Давидович).

Количество научных работ – 54.

Родилась 05.04.1963 г. на ст. Емца Плесецкого района Архангельской области. В 1980 г. окончила МОУ СОШ № 4 г. Вологда. В 1982 г. окончила педагогическое училище в г. Соколе. В этом же году поступила на дошкольный факультет Череповецкого государственного педагогического института им. А.В.Луначарского, который окончила в 1987 году. Работала воспитателем групп общеразвивающей и компенсирующей направленности, с 1988 г. учителем-логопедом.

В 1993 году окончила дефектологический факультет Московского государственно-го открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

С 1994 г. по настоящее время работаю на кафедре дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет».

Преподавательскую деятельность совмещала с работой учителем-логопедом в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 38» г. Череповца, методистом Центра по-вышения квалификации Управления образованием г. Череповца. В 1999 году присвоена высшая квалификационная категория по должности «учитель-логопед». В 2006 г. присво-ено ученое звание доцента.

В рамках повышения квалификации прошла обучение на проблемных курсах в 1992 г. по методике раннего обучения чтению Н.А.Зайцева, в 1993 г. по психодиагности-ческим методикам и логоритмике Г.А.Волковой, в 1996 г. по проблемам алалии Р.И.Лалаевой, в 1996 г. по использованию нетрадиционных методов массажа Е.В.Новиковой, в 2001 г. по использованию ТРИЗ и РТВ в развитии речи дошкольника Т.А.Сидорчук, в 2003 г. по нейропсихологическим аспектам нарушений речевой функции Т.Г.Визель. В 2006 г. прошла обучение в НОУ ДПО «Институт биологической обратной связи» г. Санкт-Петербурга и является специалистом по БОС и действительным членом Российской Ассоциации БОС.

С 2002 г. по 2008 г. являлась научным консультантом Областного центра психоло-го-медико-социального сопровождения г. Вологды, в настоящее время научный консуль-тант МБДОУ «Д/с компенсирующего вида № 26» г. Вологды.

Научные публикации

Список публикаций за 2008-2013 г.г.:

1.Захарова Т.В. Формирование образной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. //Вестник Ленинградского госу-дарственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. № 4. Серия педа-гогика – СПб., 2008. С. 62-72.

2.Детская логопсихология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [Денисова О.А. и др.]: под редакцией В.И. Селивёрстова. – М.: ВЛАДОС, 2008.

3.Специальная семейная педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающих-ся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология»/[Денисова О.А. и др.]: под редакцией В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.

4.Захарова Т.В. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (монография)Печ.Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010.

5.Захарова Т.В., Ибрагимова М.П. Особенности понимания и отражения в речи при-чинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с общим недоразви-тием речи. /Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной пси-хологии: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции (9 октября 2009 г.) – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010.

6.Захарова Т.В., Никульникова К.Н.Особенности понимания и отражения в речи причинно-следственных отношений детьми дошкольного возраста с ОНР. //Научно-методический журнал. «Логопед», 2010, № 6 (46) – М., «ТЦ Сфера».

7.Специальная (коррекционная) педагогика: Материалы для самостоятельной рабо-ты. Учебно-методическое пособие. Специальность: 050717 Специальная дошкольная педагогика и психология / Сост. О.А. Денисова, Н.А. Борисова и др.– Череповец: ГОУ ВПО, 2011.

8.Специальная (коррекционная) педагогика: Материалы для самостоятельной рабо-ты. Учебно-методическое пособие. Направление подготовки: Педагогика; профиль: 540613 Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии / Сост. О.А. Денисова, Н.А. Борисова и др.– Череповец: ГОУ ВПО, 2011.

9.Захарова Т.В., Рурак О.В.К вопросу о развитии зрительного восприятия у до-школьников с ограниченными возможностями здоровья./ Материалы VI Всерос-сийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекцион-ной педагогики и специальной психологии», 18 апреля 2011 г./Под ред. Л.А. Пе-пик, В.А. Парамоновой. – Череповец: ЧГУ, 2011. – С. 57-62.

10.Захарова Т.В., Соболева М.Е.Особенности развития фразовой речи детей раннего возраста, составляющих «группу риска». /Актуальные проблемы обучения и вос-питания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы Международ-ной научно-практической конференции, Москва, 21-23 июня 2011 г. – М.: В. Сека-чев, 2011. – С. 142-144.

11.Захарова Т.В., Никульникова К.Н. Особенности вербального выражения причинно-следственных отношений детьми с общим недоразвитием речи. /Речь в общении: психологический, психолингвистический, дефектологический и психотерапевтический аспекты: Электронный сборник материалов II научно-практической конференции (с международным участием) – М.: УРАО «Психологический институт», 2011.

12.Захарова Т.В., Рурак О.В. Развитие зрительного восприятия как одно из направле-ний работы по профилактике оптической дисграфии. /Обеспечение безопасного социального развития детей и учащейся молодежи в образовательном простран-стве: Материалы II регионального научно-практического семинара (18 февраля 2011 г.) – Череповец: ЧГУ, 2011.

13.Захарова Т.В., Никульникова К.Н. Особенности развития понимания причинно-следственных связей у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. /Материалы VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии», 16-17 апреля 2012 г. – Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2012.

14.Захарова Т.В. Организация логопедического сопровождения: опыт и перспективы. /Региональная комплексная служба сопровождения в образовании в условиях его модернизации: материалы III областной научно-практической конференции. 19-20 октября 2011 г. – Вологда: ИЦ ВИРО, 2012.

15.Захарова Т.В., Моисеева А.А. Коррекционно-педагогическая работа по формирова-нию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недо-развитием речи средствами художественной литературы. / «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации» Сборник научных материалов V Всероссийской научно-практической конференции - Новокузнецк, 2012. – с. 45-47

16.Захарова Т.В., Моисеева А.А. Особенности формирования эмоционального аспекта социального здоровья у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. /XLI Неделя науки СПбГУ: материалы научно-практической конференции с международным участием. Ч.XXI. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – с.20-21.

17.Захарова Т.В., Моисеева А.А.Технологии формирования социальных эмоций у де-тей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. / Актуальные про-блемы специальной психологии и коррекционной педагогики: теория и практика. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции. 5 марта 2013 / Под ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань: Отечество, 2013. - Вып. 7. – С. 130-135.

18.Захарова Т.В., Моисеева А.А. Социальные эмоции у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. / Специаль-ное образование: материалы IX междунар. науч. конф. 24-25 апр. 2013г./ под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013 г. – Т. I. – С. 78-82.

Захарова Татьяна Васильевна имеет награды


Последняя редакция анкеты: 7 июня 2013