Воронова Тамара Александровна
  1. Ученая степень
    кандидат педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Ивановская область

Т. А. Воронова закончила математический факультет Ивановского государственного университета в 1976 г. По окончании вуза начала работать в комитете комсомола ИвГУ, а затем, с 1980 года, на кафедре педагогики ИвГУ. С 1982 по 1986 годы училась в заочной аспирантуре на кафедре педагогики и педагогической психологии Ленинградского государственного университета. Защитила кандидатскую диссертацию по теме "Формирование готовности к педагогическому самообразованию у студентов университета" (13.00.01 – Общая педагогика), научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н. В. Кузьмина. В 1989 году стала научным руководителем учебно-научно-педагогического комплекса "Университет – лицей № 22" (УНПК), где более десяти лет ведется опытно-экспериментальная работа по реализации личностно-деятельностного подхода в образовании, апробируются новые формы сотрудничества ученых, учителей, студентов и учащихся в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе. Под руководством Т. А. Вороновой учителями и преподавателями кафедры защищено пять кандидатских диссертаций. С 1987 года работает также учителем математики в лицее № 22, преподает в математических классах, сделала четыре выпуска, имеет звание Соросовского учителя. Заведует кафедрой педагогики с июня 1999 года.

Т. А. Вороновой ведется исследовательская работа в области педагогической подготовки будущих учителей и преподавателей вузов в условиях классического университета. В 1993–1997 годы участвовала в разработке программы "Университеты России" по подпрограмме "Университеты как учебно-научно-методические центры функционирования многоуровневой системы образования". В ходе реализации этого исследования была открыта магистратура на математическом факультете, где проводилась опытно-экспериментальная работа по проекту ДПОП "Преподаватель высшей школы". Проблемы взаимосвязи педагогической науки и практики также являются предметом научных интересов. В рамках учебно-научно-педагогического комплекса "Университет – лицей № 22", научным руководителем которого является Т. А. Воронова, апробируются различные формы сотрудничества ученых и учителей в освоении личностно-ориентированных технологий образования. Результаты исследования проблем качества образования в школе и вузе, выявления педагогических условий преемственности начальной, средней и высшей школы в становлении самостоятельной и творческой учебной деятельности также нашли свое отражение в научных публикациях автора и ее аспирантов и соискателей.

Научные публикации

Формирование у студентов университета готовности к педагогическому самообразованию // Современная высшая школа. – Варшава, 1988 №1 (61). – С. 183–189.

Методические рекомендации к изучению курса "Педагогика высшей школы". – Иваново, 1989. – 72 с.

Профессионально-образовательная программа подготовки учителя в магистратуре // Тез. докл. на науч.-практич. конф. – Волгоград, 1993, С. 12–15.

Педагогическая подготовка учителя в структуре многоуровневого университетского образования // Педагогическое образование для XXI века. Материалы международной научно-практической конф. – Москва, 1994. С. 98–99. (В соавт. с Г. А. Засобиной).

Методические рекомендации к введению блока педагогических дисциплин в стандарты образовательных профессиональных программ подготовки специалиста по дополнительной квалификации "Преподаватель". – Иваново: ИвГУ, 1995. – 78 с. (В соавт. с Г. А. Засобиной).

Переподготовка учителей на основе личностно-ориентированных программ в системе УНПК "Университет – лицей № 22" // Интеграция региональных систем образования. Тез. Всероссийской конф. – Саранск, 1995. С. 55–58.

Личностно-ориентированные технологии обучения в системе многоуровневого университетского образования // Взаимодействие школ и вузов в реализации личностно-ориентированных технологий образования. Материалы докл. межвуз. Науч.-практич. конф. – Иваново, 1996. – С. 67–69.

О личностно-ориентированной программе подготовки учителя в УНПК // Взаимодействие школ и вузов в реализации личностно-ориентированных технологий образования. Материалы докл. межвузов. науч.-практич. конф. – Иваново, 1996. – С. 70–72.

Гуманистическая и естествено-научная парадигмы в педагогике // Ноосферная парадигма образования: от лицея к университету. Материалы межвуз. науч.-метод. конф. – Иваново, 1997. С. 10–17. (В соавт. с Г. А. Засобиной).

Педагогика: методические материалы к базовому курсу ДПОП "Преподаватель". – Иваново: ИвГУ, 1998. – 112 с.

Самостоятельная деятельность студентов магистратуры как прдмет их рефлексивного анализа // Тезисы доклада, – Иваново, ИГХТА, 1998, С. 78–80.

Проектирование лекционного курса в личностно-ориентированном обучении в вузе // Интеграция образования, 1999. № 1. С. 27–35.

Подготовка преподавателей-исследователей в условиях УНПК // Проблемы повышения качества подготовки учителя. Материалы междунар. конф. – Шуя, 1999. С. 37–39.


Последняя редакция анкеты: 28 августа 2010