Уваров Николай Сергеевич
  1. Ученая степень
    кандидат филологических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Филологические науки
  4. Регион
    Россия / Новосибирская область

Уваров Николай Сергеевич родился в селе Жидиловка Тоцкого района Оренбургской области в 1951 году.

В 1977 году закончил факультет русского языка и литературы Андижанского государственного педагогического института языков.

С 1977 по 1990 работал на кафедре современного русского языка Андижанского государственного педагогического института языков в должности преподавателя, старшего преподавателя, заведующего кафедрой.

С 1984 по 1987 год обучался в очной аспирантуре при НИИ преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР.

В 1987 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему «Лексико-семантическое влияние узбекского языка на русскую речь студентов-филологов (аспект функционирования и культуры речи)».

С 1990 года работает в Куйбышевском филиале НГПИ. Заведовал кафедрой русского языка с 1990 по 1994 год и с 1996 по 1998 год. С сентября 1998 по настоящее время работает в должности доцента кафедры русского языка и методики преподавания КФ НГПУ.

Участвовал с докладами в международных, республиканских (Андижан, 1990; Симферополь, 1996; Кострома, 2008), региональных и внутривузовских конференциях. Имеет 36 печатные научные работы общим объемом около 150 (146,96) п.л., из которых 11 учебно-методических пособия. Является редактором пяти сборников статей и учебно-методических пособий.

Сфера научных интересов – фразеология и фразеография писателя. Впервые в практике отечественной фразеографии созданы два типа фразеологических словарей «Фразеологизмы в творчестве В.С. Высоцкого» и «Фразеологизмы в повести В.П. Астафьева «Последний поклон».

Научные публикации

1)Тематические группы узбекских слов в русской речи студентов-филологов. Совершенствование преподавания русского языка и литературы в национальной школе на современном этапе. – М.: НИИ ПРЯНШ АПН СССР. – 1985. – С. 23-24.

2) Функционирование русского языка в Узбекистане и проблемы культуры речи студентов-филологов. Русский язык – язык дружбы и братства. – Душанбе, 1985. – С. 40-41.

3) О некоторых аспектах лексического влияния узбекского языка на русский. Русский язык в школе // 1986. – № 1. – С. 95-106.

4)Сферы использования и особенности употребления узбекских лексических единиц в русской речи студентов-филологов. Повышение уровня преподавания русского языка и русской литературы в национальной школе (в свете требований школьной реформы). – М.: НИИ ПРЯНШ АПН СССР, 1986. – С. 40-41.

5) Узбекские вкрапления в русской речи студентов-филологов. Преподавание русского языка и литературы в национальной школе: Состояние и перспективы. – М.: НИИ ПРЯНШ АПН СССР, 1987. – С. 41-44.

6) Лексико-семантическое влияние узбекского языка на русскую речь студентов-филологов (аспект функционирования и культуры речи) Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. – М., 1987. – 17 с.

7)Перифраза в языке газет (структурный и семантический анализ). Вопросы теории и методики преподавания русского языка в национальной аудитории. – Коканд, 1990. – С. 90-91.

8) Ассоциативные связи как основа образного смысла художественного текста.

Проблемы изучения и преподавания языков в условиях многоязычия. – Андижан, 1990. – С. 169-170.

9) О трудностях восприятия художественного текста в условиях многоязычия. Проблемы изучения и преподавания языков в условиях многоязычия. – Андижан, 1990. – С. 183-184.

10) Работа с научным текстом на занятиях по практическому курсу русского языка. Русский язык в национальной школе. – 1990. – № 8. – С. 40-43.

11) Опыт семантического анализа возникновения экспрессии у некоторых синтаксических конструкций “наречие + глагол” в идиостиле Ю. Бондарева. Актуальные проблемы современной филологии. – Симферополь, 1996. – С. 32-33.

12) Актуальные проблемы современной филологии. Поэтика художественного текста в школе и вузе: Сб. статей / Отв. ред. Н. Д. Жидкова. – Омск, 2002. – С.87-97.

13) Организация учебного процесса в вузе. Научно-исследовательская работа студентов. Куйбышев, 2002. – 56 с.

14) Метафора и особенности ее тематической организации. Инновации в вузовском и школьном образовании. – Куйбышев, 2003. – С. 93-105.

15) Авторское преобразование фразеологических единиц в художественном тексте. Актуальные проблемы высшей школы / Сост. С. А. Аржанова, Н. Д. Жидкова. – Куйбышев, 2004. – С.73-78.

16) Особенности использования фразеологических единиц в произведениях В. Высоцкого. Проблемы интерпретации текста в вузе и в школе. – Омск: ОмПГУ; ООО «Издательский дом «Наука», 2007. – С.70-94.

17) Некоторые принципы составления словаря фразоупотреблений писателя: на материале творчества В. Высоцкого. Проблемы интерпретации текста в вузе и в школе. – Омск: ОмПГУ; ООО «Издательский дом «Наука», 2007. – С.95-106.

18) Словарь фразоупотреблений писателя (на материале творчества В. Высоцкого). Фразеологизм и слово в национально-культурном дискурсе. – М.: Элпис, 2007. – С. 517-521.

19) Фразеологизмы в творчестве В. Высоцкого: Опыт словаря. Омск: ОмПГУ; ООО «Издательский дом «Наука», 2007. – 536 с.

20) Единицы коммуникативного характера в повести В.П. Астафьева «Последний поклон». Текст как единица филологической интерпретации. – Куйбышев, 2010. – С. 159-178.

21) Фразеологизмы в повести В.Астафьева «Последний поклон»: Словарь фразоупотреблений: в 2-х ч. Куйбышев, 2010.Ч. 1. – 360 с. Ч. 2. – 376 с.

22) К проблеме типологии фразеологических словарей писателя. Фразеологические чтения памяти профессора В.А. Лебединской: Сборник материалов Международной научной конференции (2-3 марта 2011 года). – Курган, 2011. – С. 312-316.

ISBN 978-5-4217-007-5

23) К проблеме типологии фразеологических словарей писателя. Фразеологические чтения памяти профессора В.А. Лебединской: Сборник материалов Международной научной конференции (2-3 марта 2011 года). – Курган, 2011. – С. 312-316.

ISBN 978-5-4217-007-5

24) Паремии и другие устойчивые единицы в повести В.П. Астафьева «Последний поклон». Слово в пространстве языка: материалы Международной научно-практической заочной конференции. – Ульяновск, 2011. – С. 158 -167.

ISBN 978-5-86045-422-4

25) Жанры детского фольклора в повести В. Астафьева «Последний поклон» Текст как единица филологической интерпретации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Куйбышев, 2011. – С.23-31

ISBN 978-5-4217-007-5

26) Русский язык: Учебное пособие для студентов неязыковых факультетов вузов / Отв. ред. Ф.М. Горленко. – Кишинев: Лумина, 1991. – С. 95-106.

27) В помощь абитуриенту, сдающему экзамены по русскому языку и литературе: Методические рекомендации. Куйбышев, 1995. – 48 с.

28) Введение в языкознание: Самостоятельная работа студентов. Контрольная работа: Учебное пособие. Куйбышев, 2002. – 80 с.

29) Русский язык и литература: Методические рекомендации для поступающих на факультет русского языка и литературы. Куйбышев, 2002. – 90 с.

30) Памятка студенту: Методическое пособие для студентов педвузов. Куйбышев, 2003 – 36c

31) УМК по курсу «Введение в языкознание» (учебно-методическое пособие). Куйбышев, 2006. – 80 c.

32) Вопросы и ответы: Учебно-методическое пособие для выпускников. Куйбышев, 2007.– 240 с.

33) Словообразование современного русского литературного языка: Упражнения и задания. Лабораторные работы / Учебно-методическое пособие. Куйбышев, 2008. – 132c.

34) Морфология современного русского языка: Контрольная работа для студентов-заочников. Куйбышев, 2010. –50 с.

35) Морфология современного русского языка: Имена. Местоимение. Куйбышев, 2010. – 256 с.

36) Морфология современного русского языка: Имена. Местоимение. Хрестоматия. Куйбышев, 2010. – 404 с


Последняя редакция анкеты: 21 сентября 2012