Уварина Наталья Викторовна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Челябинская область

УВАРИНА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА (р. 4.10.1971, г. Троицк Челябинской обл.), доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, Челябинск

В 1988 г. с серебряной медалью окончила школу №9 г. Троицка Челябинской области. В 1992 г. с отличием окончила обучение в Челябинском педагогическом институте (ныне ЧГПУ) по специальности «Педагогика и методика начального обучения». В 1992-2001 г.г. работала учителем начальных классов в экспериментальной начальной школе №8 г. Троицка, работающей в режиме личностно-ориентированного обучения.

В 1999 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Развитие творческих способностей младших школьников». В 2001-2004 гг. работала старшим преподавателем кафедры профессиональной педагогики и психологии Профессионально-педагогического института ЧГПУ. В 2003 г. стала победителем конкурса грантов Правительства Челябинской области, а также одним из соисполнителей проекта, получивших грант ЧГПУ. В этом же году была награждена грамотой ЧГПУ за успехи в работе. В 2005 г. и в 2006 г. побеждала в конкурсах грантов ЧГПУ среди кандидатов наук. А в 2006 году являлась руководителем студенческого проекта, поддержанного в конкурсе грантов ЧГПУ.

Н.В. Уварина неоднократно участвовала во Всероссийских и региональных научно-практических конференциях, таких как «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (Пенза), «Личностно-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург), «Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики» (Казань) и др. В 2007 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе».

Наталья Викторовна является аккредитованным экспертом Рособрнадзора по УГСН 44.00.00 и 38.00.00, а также общественным экспертом Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Н.В. Уварина успешно внедряет в образовательный процесс интерактивные методы обучения, технологии контекстного обучения, технологию проблемного обучения, case-study, направленные на формирование креативного конкурентоспособного выпускника, развитие критического саморефлексивного мышления студентов.

За успешную научно-педагогическую деятельность Н.В. Уварина награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2008), Почетной грамотой ЧГПУ (2008), Медалью ЧГПУ «За трудовые заслуги» III степени (2011), удостоена Почетного звания «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2016), награждена медалью Л.С. Выготского (2021), удостоена Премии Правительства в области области образования (2021).

Профессиональные заслуги отражаются в достижении успеха в научно-педагогической, учебно-методической деятельности будущих специалистов в области психолого-педагогического образования, востребованных на рынке образовательных услуг в Уральском регионе.

Всего опубликовано 211 научных работ.

Научные публикации

Список монографий и учебников:

1.Уварина, Н.В. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе / Н.В. Уварина. – Челябинск: Изд-во ООО «ТРАМП», 2003. – 180 с.

2.Уварина, Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе / Н.В. Уварина. – Челябинск: Изд. центр «Взгляд», 2007. – 298 с.

3.Уварина, Н.В. Теоретические основы проблемы самоактуализации младших школьников в творческой деятельности / Н.В. Уварина. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2007. – 216 с.

4.Уварина, Н.В. Социальные ориентиры современной теории самоактуализации личности / Н.В. Уварина, Е.А. Шумилова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – 206 с.

5.Уварина Н.В. Психология управления: учебное пособие / Н.В. Уварина. – Челябинск: Изд-во «ЛИР», 2012. – 438 с.

6.Уварина, Н.В. Теоретико-методологические основания проблемы актуализации творческого потенциала личности школьника / Н.В. Уварина, Е.В. Яковлев, З.М. Большакова, М.Д. Даммер. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. – 188 с.

7.Уварина, Н.В. Формирование профессиональной устойчивости будущих педагогов в вузе: монография / А.В. Савченков, Н.Ю. Корнеева, М.В. Кожевников, И.В. Лапчинская. – Челябинск, изд-во: ЗАО «Библиотека А. Мюллера», 2019. – 161 с.

8.Уварина Н.В. Становление сетевой идентичности личности в условиях виртуальной образовательной среды: монография / Н.А. Пахтусова, Н.В. Уварина, А.В. Савченков. – Челябинск, изд-во: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2019. – 209 с.

9.Уварина Н.В. Теоретические аспекты проблемы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях среднего профессионального образования: монография / А.В. Савченков, Н.В. Уварина. – Москва: Первое экономическое издательство, 2020. – 186 с.

10.Уварина Н.В. Военно-профессиональное образование: современные тенденции / Н.В. Уварина, Ю.В. Кечкин, Е.В. Анфалов, Н.В. Уварина. – Челябинск, изд-во: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. – 304 с.

Публикации в ведущих научных изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

11.Уварина, Н.В. Из опыта работы по формированию основ творческой деятельности младших школьников / Н.В. Уварина // Начальная школа. – 1995. – № 9. – С. 50-53. (0,36 п.л.).

12.Уварина, Н.В. К анализу методологической функции философии, педагогики и психологии в развитии самоактуализации / Н.В. Уварина // Философское осмысление теории и практики современного профессионального образования. – Новосибирск: ГЦРО, 2006. – Т. XVIII. – Сер. тр.; прил. к журн. «Философия образования». – С. 149-155. (0,64 п.л.).

13.Уварина, Н.В. К вопросу о классификации психолого-педагогических концепций развития творческой личности / Н.В. Уварина// Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. – №5.3. – С. 110-121. (0,67 п.л.).

14.Уварина, Н.В. К проблеме взаимосвязи саморазвития и самореализации личности (логико-семантический аспект) / Н.В. Уварина // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2004. – №25. – С. 258-263. (0,36 п.л.).

15.Уварина, Н.В. К проблеме развития творческих способностей учащихся в контексте личностно-ориентированного образования / Н.В. Уварина // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2004. – №24. – С. 59-62. (0,24 п.л.).

16.Уварина, Н.В. К проблеме развития творческих способностей учащихся как фактора самоактуализации личности / Н.В. Уварина // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. Сер. 3. Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. – Челябинск, 2005. – С. 212-216. (0,45 п.л.).

17.Уварина, Н.В. К самоактуализации через самообразование / Н.В. Уварина, О.А. Шумакова // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2004. – №24. – С. 210-213. (0,24 п.л.) (автор – 0,12 п.л.).

18.Уварина, Н.В. О некоторых аспектах проблемы самореализации личности / Н.В. Уварина, О.А. Шумакова // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2004. – №25. – С. 263-267. (0,30 п.л.) (автор – 0,15 п.л.).

19.Уварина, Н.В. Теоретические предпосылки разработки педагогической концепции развития творческих способностей учащихся в современном образовательном процессе / Н.В. Уварина // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. – №5.2. – С. 109-119. (0,67 п.л.).

20.Уварина, Н.В. К вопросу о развитии творческой самоактуализации учащихся / Н.В. Уварина // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. – №6.4. – С. 87-94. (0,36 п.л.).

21.Уварина, Н.В. Мониторинг творческой деятельности младших школьников / Н.В. Уварина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – №5. – С. 17-23. (0,61 п.л.).

22.Уварина, Н.В. Технологическое сопровождение самоактуализации младших школьников в творческой деятельности / Н.В. Уварина // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №10. – С. 16-22. (0,61 п.л.).

23.Уварина, Н.В. Принцип свободы в концепции развития творческой самоактуализации учащихся / Н.В. Уварина // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. – 2007. – №10. – С. 85-94. (0,61 п.л.).

24.Уварина, Н.В. Теоретические предпосылки построения педагогической технологии развития личности в современном образовательном процессе (аспект самоактуализации) / Н.В. Уварина // Вестн. Южно-Уральского государственного университета. – 2007. – № 16 (71) – С. 160-169. (0,61 п.л.).

Уварина Наталья Викторовна имеет награды


Последняя редакция анкеты: 27 июля 2010