-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Кировская область
Образование
Окончил физико-математический факультет Вятского государственного педагогического университета (2008), аспирантуру по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» Вятского государственного гуманитарного университета (2011).
Кандидат педагогических наук, кандидатская диссертация на тему «Развитие креативности учащихся основной школы посредством решения задач “открытого” типа» (2012).
Трудовая деятельность
Старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» (2008), доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» (2012), доцент кафедры естественнонаучных и общетехнических дисциплин Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» (2012), заведующий кафедрой общетехнических и математических дисциплин (2013), и. о. декана факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (2016), декан факультета педагогики и психологии Педагогического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (2017).
Преподает дисциплины: экономика образования, управление предметной областью проекта, технология разработки проектов в образовании.
Сфера научных интересов – теория и методика развития креативности учащихся, задачи открытого типа, метапредметное мышление.
Автор около 185 научных и учебно-методических работ, посвященных исследованиям проблем научного творчества и формированию метапредметности, в том числе учебных пособий:
–учебное пособие «Учимся вместе с Совёнком: Эвристические методы мышления и активизации творчества» (2010 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2010», г. Киров, 2011 г.; лауреат конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу 2010 года, г. Сочи, 2011 г.; победитель конкурса авторских программ по развитию творческой активности детей ФГАУ «ФИРО», г. Москва, 2012 г.; участник конкурса на лучшую научную книгу, Британская академия образования, Лондон – Москва, 2011 г.; лауреат III Сибирского регионального конкурса на лучшую вузовскую книгу «Университетская книга – 2012», г. Новосибирск, 2012 г.;
–учебное пособие «Школа Совёнка: На пути к творческому мышлению» (2011 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2011», г. Киров, 2012 г.;
–учебно-методическое пособие «Формула творчества: Решаем открытые задачи» (2011 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2011», г. Киров, 2012 г.; участник конкурса на лучшую научную книгу, Британская академия образования, Лондон – Москва, 2011 г.;
–учебно-методическое пособие «Волшебные сны Совёнка» (2012 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2012», г. Киров, 2013 г.; победитель IV Сибирского межрегионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга – 2013», г. Улан-Удэ, 2013 г.; победитель конкурса на лучшую научную книгу, Британская академия образования, Лондон – Москва, 2012 г.;
–учебно-методическое пособие «Тренинг креативного мышления» (2012 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2012», г. Киров, 2013 г.; победитель конкурса на лучшую научную книгу, Британская академия образования, Лондон – Москва, 2012 г.;
–учебное пособие «Полёт к горизонтам творчества» (2012 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 г., г. Сочи, 2013 г.; победитель конкурса на лучшую научную книгу, Британская академия образования, Лондон – Москва, 2012 г.;
–учебно-методическое пособие «Путешествие в Страну творчества» (2013 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель V Сибирского межрегионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга – 2014», г. Омск, 2014 г.;
–учебно-методическое пособие «Летнее путешествие с Совенком» (2013 г., в соавторстве с М. М. Зиновкиной, П. М. Горевым) – победитель V Сибирского межрегионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга – 2014», г. Омск, 2014 г.;
–учебное пособие «Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления» (2013 г., в соавторстве с П. М. Горевым);
–учебное пособие «Роль деятельностного подхода в современном образовательном процессе» (2013 г., в соавторстве с Н. В. Котряховым) – лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 г., г. Сочи, 2013 г.; лауреат международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2013», г. Киров, 2013 г.;
–учебное пособие «Теория учебных задач открытого типа» (2013 г.) – лауреат международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2013», г. Киров, 2013 г.;
–учебное пособие «Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества» (2013 г., в соавторстве с М. М. Зиновкиной, П. М. Горевым) – победитель международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2014», г. Киров, 2014 г.;
–учебное пособие «Научное творчество: Инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования» (2013 г., в соавторстве с М. М. Зиновкиной, Р. Т. Гареевым, П. М. Горевым);
–учебно-методическое пособие «Экспедиция в мир творчества» (2013 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель V Сибирского межрегионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга – 2014», г. Омск, 2014 г.;
–учебно-методическое пособие «Летние открытия Совёнка» (2014 г., в соавторстве с П. М. Горевым);
–учебное пособие «Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приёмы ТРИЗ» (2014 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2015», г. Киров, 2016 г.; победитель Всероссийского конкурса «Гуманитарная книга – 2015», г. Киров, 2015 г.;
–учебное пособие «Научное творчество: Методы конструирования новых идей» (2014 г., в соавторстве с П. М. Горевым, В. А. Михайловым) – победитель I Всероссийского инновационного конкурса на лучший учебник, учебное пособие и монографию, г. Киров, 2014 г.; победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2014», г. Киров, 2015 г.; лауреат международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2016», г. Киров, 2016 г.;
–учебно-методическое пособие «Летнее расследование Совёнка» (2014 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель V Сибирского межрегионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга – 2014», г. Омск, 2014 г.; победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2014», г. Киров, 2015 г.;
–учебно-методическое пособие «Творческие прогулки под звёздами» (2014 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2014», г. Киров, 2015 г.;
–учебное пособие «Упрощенный алгоритм решения творческих задач» (2014 г., в соавторстве с П. М. Горевым);
–учебно-методическое пособие «Летние открытия Совёнка» (2014 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2014», г. Киров, 2015 г.;
–учебно-методическое пособие «Увлекательный вояж Совёнка» (2015 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель II Всероссийского инновационного конкурса на лучший учебник, учебное пособие и монографию, г. Киров, 2015 г.; победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2015», г. Киров, 2016 г.;
–учебное пособие «Двадцать хитроумных задачек Совёнка» (2015 г., в соавторстве с П. М. Горевым);
–учебно-методическое пособие по развитию творческого мышления детей дошкольного возраста «Увлекательные игры с Совёнком» (2015 г., в соавторстве с М. М. Зиновкиной, П. М. Горевым) – лауреат II Всероссийского инновационного конкурса на лучший учебник, учебное пособие и монографию, г. Киров, 2015 г.; победитель конкурса «Гуманитарная книга – 2015», г. Киров, 2016 г.; победитель международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2015», г. Киров, 2015 г.;
–учебно-методическое пособие «Летний поход Совёнка» (2016 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – лауреат международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2016», г. Киров, 2016 г.;
–учебное пособие «45 креативных развивающих задачек Совёнка» (2016 г., в соавторстве с П. М. Горевым);
–учебно-методическое пособие «Радуга творческих идей» (2016 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – победитель III Всероссийского инновационного конкурса на лучший учебник, учебное пособие и монографию, г. Киров, 2016 г.; лауреат международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2016», г. Киров, 2016 г.;
–учебно-методическое пособие «Значимые события Совёнка» (2016 г., в соавторстве с П. М. Горевым) – лауреат международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2016», г. Киров, 2016 г.;
–учебно-методическое пособие «Твой творческий прорыв» (2016 г., в соавторстве с П. М. Горевым);
– Теория решения изобретательских задач: научное творчество : учебное пособие для вузов / М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, П. М. Горев, В. В. Утёмов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 112 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09229-5;
– Основы исследовательской деятельности: триз : учебное пособие для СПО / М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, П. М. Горев, В. В. Утёмов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 112 с. – (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10333-5;
– Утёмов, В. В. Креативная педагогика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Утёмов, М. М. Зиновкина, П. М. Горев. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 237 с. – (Серия : Университеты России). – ISBN 978-5-534-08258-6.
Неоднократный победитель различных региональных, всероссийских и международных конкурсов:
– Областной конкурс программ (проектов) в сфере отдыха, оздоровления и занятости молодёжи, семейного отдыха (2011 г.);
– конкурс авторских программ по развитию творческой активности детей ФГАУ «ФИРО» (2012 г.);
– конкурс «Лучший молодой учёный Кировской области» в номинации «Лучший молодой учёный в области гуманитарных наук» Управления молодёжной политики министерства образования Кировской области (2015 г.);
– конкурс «Лучший молодой учёный Кировской области – 2016» (в номинации «Лучший молодой ученый в области гуманитарных наук»).
Имеет патент (2014 г.) и 5 авторских свидетельств РФ о государственной регистрации БД (2013–2014 гг.).
Член-корреспондент Международной академии образования, сертифицированный специалист ТРИЗ (аттестат № 01/00304/010), член общественного объединения «НФТМ-ТРИЗ МГИУ», разработчик образовательных курсов «Совёнок», олимпиад «Совёнок», «Прорыв» и лагерей актива «Прорыв», шеф-редактор методического журнала «Образовательные проекты “Совёнок” для дошкольников», член Общероссийской общественной организации «Российский союз писателей», включен в сетевую энциклопедию «Известные учёные».
Награжден грамотами и благодарственными письмами:
– Грамота Отдела по делам молодёжи администрации города Кирова за большой вклад в реализацию молодёжной политики на территории МО «Город Киров»(2007 г.).
– Благодарственное письмо Управления по делам молодёжи Кировской области за помощь в организации и проведении Регионального молодёжного инновационного конвента (2010 г.).
– Благодарственное письмо Правительства Кировской области за плодотворный педагогический труд и вклад в подготовку квалифицированных кадров в сфере культуры (2012 г.).
– Благодарственное письмо Департамента культуры Кировской области.
Научные публикации
1.Татаринов М. Н., Утёмов В. В. Педагогическое волонтёрство // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 271–273. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56539.htm.
2.Попова А. Ю., Утёмов В. В. Добровольческая спортивная деятельность подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 64–66. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56471.htm.
3.Горев П. М., Утёмов В. В. Микроисследование педагогической готовности учителей математики к внедрению инновационных форм организации учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S1. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76014.htm.
4.Утёмов В. В., Горев П. М. Оценка результатов освоения программ дошкольного образования на основе коэффициента уровня познавательного развития ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 2 (февраль). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16022.htm.
5.Пестова О. А., Сороквашина Н. Н., Утёмов В. В. Опытно-экспериментальная работа по модернизации образовательного процесса школы через внедрение системы НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S1. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76006.htm.
6.Утёмов В. В. Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S1. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76004.htm.
7.Утёмов В. В., Будина М. Э. Инновации в педагогической практике системы общего и профессионального образования по состоянию на начало 2016 года // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 1 (январь). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16001.htm.
8.Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Обновление основных программ общего образования через принципы педагогической системы НФТМ-ТРИЗ в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 186–190. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15444.htm.
9.Утёмов В. В., Козлова А. Д. Проблема формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95551.htm.
10.Утёмов В. В., Попова А. Ю. Добровольческая спортивная деятельность подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95550.htm.
11.Утёмов В. В. Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 11 (ноябрь). – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15393.htm.
12.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm.
13.Утёмов В. В., Горев П. М. Инновационная деятельность образовательного учреждения как одно из условий повышения качества образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15233.htm.
14.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Мирошник Е. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 5 (май). – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15167.htm.
15.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Система компьютерной интерактивной поддержки мышления молодежи с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2014/65283.htm.
16.Утёмов В. В., Михайлов В. А., Малкин С. Решение творческих задач по алгоритму генератора идей С. Малкина как инструмент развития личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14297.htm
17.Утёмов В. В. Алгоритм С. Малкина как инновация при обучении поиску решения творческих задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S10. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14625.htm.
18.Утёмов В. В. Алгоритм решения творческих задач как инновация в обучении естественнонаучным дисциплинам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 5 (май). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14134.htm.
19.Утёмов В. В., Горев П. М. Оценивание метапредметных результатов освоения программ общего образования на основе коэффициента интеллектуальности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14079.htm.
20.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Компьютерная интерактивная поддержка мышления для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14078.htm.
21.Утёмов В. В. Общие подходы к решению творческих задач на основе изобретательских технологий Г. С. Альтшуллера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 1 (январь). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14001.htm.
22.Утёмов В. В. Применение фондов эффектов и ресурсов системы для развития научно-технического творчества учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 9 (сентябрь). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13186.htm.
23.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2841–2845. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.
24.Утёмов В. В. Приемы разрешения противоречий в научном творчестве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13078.htm.
25.Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64054.htm.
26.Утёмов В. В. Развитие инновационного мышления учащихся посредством решения задач открытого типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №12 (Декабрь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12186.htm.
27.Утёмов В. В. Программные средства работы над документами при организации самостоятельной работы учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №9 (Сентябрь). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12113.htm.
28.Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №7 (Июль). – С. 71–75. – URL:http://e-koncept.ru/2012/12095.htm.
29.Утёмов В. В. Учебные задачи открытого типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №5 (Май). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1257.htm.
30.Утёмов В. В. Диагностика уровня развития креативности учащихся на основе систем задач открытого типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №3 (Март). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1222.htm.
31.Утёмов В. В. Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №2 (Февраль). – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1210.htm.
32.Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №1 (Январь). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1202.htm.
33.Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 4 квартал 2011. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2011/11402.htm.
34.Утёмов В. В. Советы – принципы решения математических задач на основе ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 3 квартал 2011. – С. 6–10. – URL:http://e-koncept.ru/2011/11302.htm.
35.Утёмов В. В. Ситуации как средство развития креативности на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 2 квартал 2011. – С. 6–10. – URL:http://e-koncept.ru/2011/11202.htm.
36.Утёмов В. В. Использование инструментов ТРИЗ в обучении школьников математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 1 квартал 2011. – С. 1–5. – URL:http://e-koncept.ru/2011/11101.htm.
37.Горев П. М., Утёмов В. В. 45 креативных развивающих задачек Совёнка: Учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. – 64 с.
38.Горев П. М., Утёмов В. В. Волшебные сны Совёнка: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – 138 с.
39.Горев П. М., Утёмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совёнка: Учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 30 с.
40.Горев П. М., Утёмов В. В. Летнее расследование Совёнка: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «О-Краткое», 2014. – 136 с.
41.Горев П. М., Утёмов В. В. Летние открытия Совёнка: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 144 с.
42.Горев П. М., Утёмов В. В. Летний поход Совёнка: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. – 139 с.
43.Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приёмы ТРИЗ: Учебное пособие. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. – 112 с.
44.Горев П. М., Утёмов В. В. Полёт к горизонтам творчества: Учебное пособие. – Киров: Изд-во «О-Краткое», 2012. – 112 с.
45.Горев П. М., Утёмов В. В. Путешествие в Страну творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 116 с.
46.Горев П. М., Утёмов В. В. Радуга творческих идей: Ситуации эвристической олимпиады младших школьников «Совёнок» 2012–2015 годов и их возможные решения: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. – 240 с.
47.Горев П. М., Утёмов В. В. Творческие прогулки под звёздами: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 123 с.
48.Горев П. М., Утёмов В. В. Увлекательный вояж Совёнка: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 138 с.
49.Горев П. М., Утёмов В. В. Упрощенный алгоритм решения творческих задач: Учебное пособие. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2014. – 64 с.
50.Горев П. М., Утёмов В. В. Формирование творческой личности на уроках и во внеурочной деятельности. Креативные ситуации. Умные задачи. Интеллектуальные паузы-разминки с детьми 7–12 лет. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2016. – 63 с.
51.Горев П. М., Утёмов В. В. Формула творчества: Решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совёнок»: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. – 288 с.
52.Горев П. М., Утёмов В. В. Экспедиция в мир творчества: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во «О-краткое», 2013. – 128 с.
53.Горев П. М., Утёмов В. В. Учимся вместе с Совёнком: Эвристические методы мышления и активизации творчества: Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. – 112 с.
54.Горев П. М., Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Летнее путешествие с Совёнком: Учебно-методическое пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 174 с.
55.Зиновкина М. М., Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Инновационные методы в системе многоуровнего непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ: Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – 109 с.
56.Зиновкина М. М., Горев П. М., Утёмов В. В. Увлекательные игры с Совёнком: Учебно-методическое пособие по развитию творческого мышления детей дошкольного возраста. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 120 с.
57.Михайлов В. А., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Методы конструирования новых идей: Учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2014. – 94 с.
58.Утёмов В. В. Развитие креативности учащихся основной школы: Решая задачи открытого типа: Монография. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 186 с.
59.Утёмов В. В. ТРИЗ-педагогика: Использование элементов ТРИЗ в обучении школьников математике. – Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. – 132 с.
60.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
61.Горев П. М., Утёмов В. В. Двадцать хитроумных задачек Совёнка: учебное пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. – 30 с., ил.
62.Пугач В. Н., Утёмов В. В. Экспертно-аналитическая оценка возрастного состава кадрового потенциала общеобразовательных организаций Кировской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 974–986. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46371.htm. [Дата обращения: 12.12.2016]
63.Татаринов М. Н., Утёмов В. В. Педагогическое волонтерство // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 271–273. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56539.htm.
64.Пестова О. А., Сороквашина Н. Н., Утёмов В. В. Опытно-экспериментальная работа по модернизации образовательного процесса школы через внедрение системы НФТМ-ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S1. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76006.htm.
65.Утёмов В. В., Козлова А. Д. Проблема формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95551.htm.
66.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 8 (август). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm.
67.Утёмов В. В., Михайлов В. А., Малкин С. Решение творческих задач по алгоритму генератора идей С. Малкина как инструмент развития личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14297.htm.
68.Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Компьютерная интерактивная поддержка мышления для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14078.htm.
69.Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №7 (Июль). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12095.htm.
70.Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 4 квартал 2011. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2011/11402.htm.
71.Утёмов В. В. Советы – принципы решения математических задач на основе ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 3 квартал 2011. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2011/11302.htm.
72.Утёмов В. В. Ситуации как средство развития креативности на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 2 квартал 2011. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2011/11202.htm.
73.Утёмов В. В. Использование инструментов ТРИЗ в обучении школьников математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 1 квартал 2011. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2011/11101.htm.