-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Пензенская область
Усманов Виктор Васильевич первый проректор Пензенской государственной технологической академии, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информатизации (1997 г.), член-корреспондент академии информатизации образования (1999 г.), Гранд Доктор Философии, Международный профессор (Ph. D, Grand Ph. D, Full Professor - 2003 г.), действительный член Международной академии наук педагогического образования (2005 г.), заслуженный работник высшей школы РФ (2002 г.). Почетный работник высшего образования России (1998 г.).
Родился 15 мая 1951 г. в селе Неверкино Пензенской области.
Профессиональная подготовка:
В 1973 году окончил Пензенский политехнический институт (ныне Пензенский государственный университет - ПГУ) по специальности "Конструирование и производство электронно-вычислительной аппаратуры".
В 1981 - защитил кандидатскую диссертацию в Московском авиационном институте ("Структурно-конструкторский метод проектирования аналого-цифровых устройств").
В 1985 - прошел годичную научную стажировку в Туринском политехническом институте (Италия).
В 2000 - прошел подготовку по дистанционному обучению в Баварском центре "Менеджмент-тренинг Ост-Вест" (Германия).
В 2001 - получил профессиональный сертификат по менеджменту открытого университета Великобритании.
В 2001 - прошел подготовку по программе "Антикризисное управление образовательным учреждением" в Государственном кординационном центре информационных технологий Минобразования России.
В 2002 - прошел подготовку экспертов для системы независимой оценки качества образования вузов (Госинспекция по аттестации вузов Минобразования России).
В 2002 - прошел переподготовку по программе "Менеджмент" в Международном институте менеджмента "ЛИНК" г.Жуковский.
В 2006- защитил докторскую диссертацию в Московском педагогическом государственном университете ("Интенсивные технологии управления самостоятельной работой студентов в процессе их профессионального обучения", спец. 13.00.08).
В 2007, 2008 - прошел подготовку экспертов по программе "Экспертиза качества профессионального образования" (Рособрнадзор, Росакредагентства), внесен в Национальный реестр экспертов по оценке качества образования.
Педагогическая деятельность:
ПГУ - от ассистента до доцента (1973-1987 гг.).
ПГТА - доцент (1987-1989 гг.), зав.кафедрой "Автоматизация и управление" (1989-2004 гг.), профессор кафедры "Автоматизация и управление" (2004-2006 гг.), профессор кафедры "Педагогика и психология высшей школы" (2006 г. по настоящее время).
Научные интересы:
автоматизированные системы проектирования;
информационные технологии в образовании;
профессиональное образование.
Участие в работе комиссий Рособрнадзора :
1.В 2004 году комплексная оценка Пензенского артиллерийского инженерного института (г.Пенза).
2.В 2005 году:
контрольное мероприятие в Сибирской академии государственной службы (г.Новосибирск);
комплексная оценка Сибирской академии государственной службы (г.Новосибирск);
аттестация Пензенского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (г.Пенза).
3.В 2007году проверка деятельности филиалов вузов РФ, расположенных на территории Азербайджанской Республики:
Бакинский филиал Московского государственного открытого университета;
Бакинский филиал Южного Российского гуманитарного института;
филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Баку;
филиал Дагестанского государственного университета в г.Баку (г.Баку, Азербайджанская Республика);
выездная инспекция (проверка исполнения предписания) в Бакинский филиал Московского государственного открытого университета (г.Баку, Азербайджанская Республика).
4.В 2008 году:
лицензирование и аккредитация Лесосибирского педагогического института - филиала ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" (г. Лесосибирск);
аккредитация филиала ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный университет" в г. Спасск-Дальний;
аккредитация филиала ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный университет" в г. Арсеньев;
лицензирование и аккредитация ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный университет".
5.В 2009 году:
лицензирование НОУ ВПО "Российская международная академия туризма" (РМАТ), (г.Сходня, Московской области);
аккредитация Армянского института туризма - филиала НОУ ВПО РМАТ (г.Ереван, Республика Армения);
аккредитация НОУ ВПО "Российская международная академия туризма" (РМАТ), (г.Сходня, Московской области);
комплексная оценка ГОУ ВПО Пензенский артиллерийский инженерный институт МО РФ (г.Пенза);
выездная (инспекционная) проверка филиала ГОУ ВПО РГСУ в г. Пенза;
выездная (инспекционная) проверка филиала НОУ ВПО Всемирного технологического университета (г. Москва) в г. Пенза;
выездная (инспекционная) проверка филиала представительства Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в г.Кузнецке;
выездная (инспекционная) проверка представительства Московской открытой социальной академии в г.Кузнецке;
выездная (инспекционная) проверка представительства ГОУ ВПО Поволжского государственного университета сервиса (г. Тольятти) в г.Кузнецке;
выездная (инспекционная) проверка представительства ГОУ ВПО Марийского государственного технического университета в г.Сосновоборске;
выездная (инспекционная) проверка представительств ГОУ ВПО Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в г.Сердобске и г.Лунино;
комплексная оценка НОУ ВПО Байкальский экономико-правовой институт (г.Улан-Удэ, Республика Бурятия.
Награжден почетными грамотами Министерства образования РФ, Губернатора Пензенской области, Законодательного собрания Пензенской области и др.
Научные публикации
Основные научные труды:
Логические аспекты искусственного интеллекта в системах управления: Монография. – Пенза: Изд-во ПензГУ, 1999.
Математическое моделирование и обработка информации в исследованиях на ЭВМ: Монография / В. В. Усманов, И. А. Прошин, А. И. Прошин, Д. И. Прошин. – Пенза: Изд-во ПензТИ, 2000.
Организационно-экономические механизмы формирования многоуровневого образовательного комплекса: Монография / В. В. Усманов, Е. В. Бурлюкина, Н. Г. Васильченко, В. Б. Моисеев. – Пенза: Изд-во ПензТИ, 2005.
Самостоятельная работа студентов: организация и управление в процессе профессионального обучения: Монография. – Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2006.
Субъективность обучающегося и его способность к воображению в предметной области // Педагогическая информатика. – М., 2005. – №3. – С. 74 – 78.
Организация самостоятельной деятельности студентов на основе логики учебного предмета // Интеграция образования. – г. Саранск,2005. – №4. – С. 84 – 87.
Самостоятельная деятельность студента как результат позитивного педагогического общения // Известия высших учебных заведений Поволжский регион. – г. Пенза., 2006. – №3. – С. 24 – 34.
Алгоритм оценивания качества работы комплексной системы образования // Оборонный комплекс – научно-техническому прогрессу России. – М., 2006. – №1. – С. 87 – 91.
Синтез критериев оптимальности выпуска специалистов по отдельным специальностям // Оборонный комплекс – научно-техническому прогрессу России. – М., 2005. – №4. – С. 25 – 27.
Комплексная оценка качества работы ВУЗа // Оборонный комплекс – научно-техническому прогрессу России. – М., 2005. – №4. – С. 109 – 111.
Синтез критериев оценивания знаний и приобретённых навыков студентов // Оборонный комплекс – научно-техническому прогрессу России. – М., 2005. – №3. – С. 80– 82.
Управление динамикой субъективности обучающегося и формирование его способностей к воображению. Педагогическое образование и наука (М.), 2005.
Эффект когнитивного резонанса образовательного пространства студента. Открытое образование (Приложение «Открытое образование и информационные технологии», Всерос. НМК). Пенза, 2005.
Учебно-методические пособия:
Образовательная деятельность и механизмы рейтинга: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во ПензТИ, 2002.
Психология профессионального образования: Конспект лекций. – Пенза: Изд-во ПензТИ, 2003.
Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. В. Усманова. – Пенза: Изд-во ПензГТА, 2004.
Публикации: более 200 научных работ, в том числе шесть монографий, более 20 учебных пособий.