Умнова Ирина Геннадьевна
  1. Ученая степень
    доктор искусствоведения
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Искусствоведение
  5. Регион
    Россия / Кемеровская область

Умнова Ирина Геннадьевна родилась 22.02.1961 в г. Прокопьевск Кемеровской области. Выпускница теоретико-композиторского факультета (класс доцента Г. В. Айвазовой) Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки по специальности «Музыковедение» (1987 г.). С 1993 по 1995 гг. обучалась в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Е. Б. Долинской). В 1995 г. в диссертационном совете Новосибирской государственной консерватории защитила кандидатскую диссертацию на тему «Симфоническое творчество С. М. Слонимского (стилевое своеобразие в контексте театральных исканий и музыковедческих воззрений мастера)». С 2000 по 2004 гг. обучалась в докторантуре Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ Е. Б. Долинской). В 2002 году по кафедре теории и истории музыки присвоено ученое звание доцента. В декабре 2012 года защитила докторскую диссертацию по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство» на тему «Поэтика Сергея Слонимского: к проблеме взаимосвязи музыкального и литературного творчества» в диссертационном совете ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

С 1995 года является штатным преподавателем КемГУКИ, с 2009 года в должности профессора кафедры. С 1996 года возглавляет кафедру (в настоящее время заведующая кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства). С 2003 по 2013гг. являлась научным сотрудником Лаборатории теоретических и методических проблем искусствоведения КемГУКИ.

И. Г. Умнова является членом Союза композиторов РФ и членом Творческого объединения композиторов Кузбасса. В 2013г. избрана секретарем Кемеровского отделения Союза композиторов РФ.

Лекторская музыковедческая работа последних 15 лет связана с концертной деятельностью лауреата международных конкурсов Губернаторского Камерного хора Кузбасса (коллектив Государственной филармонии Кузбасса им. Б.Т. Штоколова).

Принимала участие в реализации гранта РГНФ № 11-14-42009 А/т «Театральное искусство Кузбасса – 2000».

Является автором научных работ (около 100).В 2005 г. в Москве издан научный справочник И. Г. Умновой «С. М. Слонимский. Литература о жизни и творчестве» (12,3 п.л.), в 2010 г. издана монография «Литературное творчество композитора Сергея Слонимского» (КемГУКИ, 10,2 п.л.).Автор коллективных монографий: «Миры театральной культуры Кузбасса» (Кемерово, 2010), «Слово и образ в русской художественной культуре» (Кемерово, 2011); «Театральное искусство Кузбасса – 2000» (Кемерово, 2012).

Под научным руководством И.Г. Умновой защищены кандидатские диссертации К.А. Ушаковым (2000г.) и И.П. Носовой (2009г.).

Научные публикации

Список публикаций:

1.Симфонические искания С. М. Слонимского в контексте его музыковедческой деятельности // Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского.- М., 1995.-39 с.- Деп. в НИО Информкультуры Рос. гос. биб-ки 04.01.95, № 2915

2.Основные тенденции развития музыкальной культуры Кузбасского региона // Культурологические исследования в Сибири.- 2000.– № 2.- С. 64-70.

3.Некоторые особенности взаимодействия театра и симфонии в творчестве С. М. Слонимского // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: сб. научных трудов.- Кемерово: Изд-во КемГАКИ, 2002.- Вып. 1.- С. 156-175.

4.К проблеме семантического анализа музыкального и литературно-критического творчества Сергея Слонимского // Наука и художественное образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Л. В. Гаврилова, О. Ю. Колпецкая.- Красноярск: Изд-во КГАМиТ, 2003.- С. 202-209.

5.Исследовательские и публицистические позиции С. Слонимского в контексте стилевой эволюции // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: театр в зеркале конфликта: Сб. / Под. ред. Г. А. Жерновой.- Кемерово: КемГАКИ, 2003.- Вып. 2.- С. 224-249.

6.Традиции православной музыки в творчестве Сергея Толстокулакова // Музыкальное искусство: история, теория, практика, образование: Сб. науч. тр. - КемГУКИ, 2004.- Вып. 1.- С. 18-25.

7.К проблеме семантического анализа симфонического творчества С. М. Слонимского // Музыкальная семантика: Сб. науч. тр.- Москва, 2004.- С. 134-140.

8.Семантика фольклорных и храмовых форм ритуала в контексте симфонического творчества Сергея Слонимского // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика: Материалы международной научной конференции / Новосибирская гос. консерватория; Римский университет «Тор Вергата».- Новосибирск, 2004.- С. 527-538.

9.Литературное творчество композитора Сергея Слонимского // Музыка и время.- 2005.- № 3.- С. 34-38.

10.К проблеме исследования литературного творчества композитора в контексте его поэтической системы // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: К новому синкретизму: сб. науч. трудов / под ред. Г. А. Жерновой.- Кемерово: КемГУКИ, 2005.- Вып.3.- С. 164-182.

11.С. М. Слонимский. Литература о жизни и творчестве. Справочник.- М.: ФГОУ ВПО МСХА им. К.А. Тимирязева, 2005.- 210 с.

12.К проблеме исследования композиторской поэтики (на примере творчества Сергея Слонимского) // Материалы научно-теоретических конференций.- Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия), 2007.- С. 26-36.

13.Сергей Слонимский и Дмитрий Шостакович // Шостаковичу посвящается… К 100-летию со дня рождения композитора.- М.: Композитор, 2007.- С. 467-485.

14.Высказывания Сергея Слонимского о Дмитрии Шостаковиче // Музыковедение.- 2007.- № 3.- С. 8-14.

15.О Сергее Слонимском – композиторе и музыкальном писателе // Музыкальная академия.- 2007.- № 3.- С. 16-22.

16.Творчество композиторов Кузбасса в музыкальной жизни региона: состояние и проблемы // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Язык и речь современного искусства: сб. науч. трудов / под ред. Г. А. Жерновой.- Кемерово: КемГУКИ, 2007.- Вып. 5.- С. 311-335.

17.Композиторы наших дней (о С. Слонимском) // Музыкальная жизнь.- 2007.- № 10.- С. 14-16.

18.О музыке и слове Сергея Слонимского в юбилейный год Мастера // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Слово в системе искусств: сб. науч. трудов / под ред. Г. А. Жерновой.- Кемерово: КемГУКИ, 2008.- Вып. 6.- С. 109-124.

19.Литературное творчество композиторов // Вестник Московского университета: Серия 9. Филология.- М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2008.- № 6.- С. 101-110.

20.Сергей Слонимский о вопросах воспитания и обучения молодых композиторов // Композитор в современном мире: материалы всероссийской научной конференции.- Красноярск: «ЛИТЕРА-принт», 2008.- С. 176-183.

21.Явление литературоцентризма в музыкальном искусстве ХХ века // Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования».- Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2008.- № 5 (№ 12).- С. 129-134.

22.Христианские образы в произведениях отечественных композиторов на рубеже ХХ-ХХI вв. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований: Духовные основы славянской культуры / Кемеровский государственный университет культуры и искусств.- Кемерово: КемГУКИ, 2008.- № 7 (часть 1).- С. 71-78.

23.Семантика жанров в произведениях Сергея Слонимского // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации: материалы международной научно-практ. конференции.- Кемерово - Санкт-Петербург: ОАО «Кемеровский полиграф. комбинат», 2009.- С. 213-223.

24.Преломление идеи В.П. Бобровского об «умных эмоциях» в исследовании музыкального тематизма Сергея Слонимского // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения В.П. Бобровского.- М.: Московская гос. консерватория, 2009.- С. 245-249.

25.Миры театральной культуры Кузбасса (коллективная монография).- Кемерово: Примула, 2010.- 416 с.

26.Культурные, художественные и генетические истоки литературного творчества композитора Сергея Слонимского // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Традиция в истории искусств: сб.науч.тр. / под ред.Г. А. Жерновой.- Кемерово: КемГУКИ, 2010.- Вып. 8.- С. 187-210.

27.Литературное творчество композитора Сергея Слонимского (монография).- Кемерово: КемГУКИ, 2010.- 188 с.

28.Композитор Сергей Слонимский о принципах современного музыкального образования // Искусство и образование.- 2010.- № 4 (66).- С. 25-34.

29.Многоликость творчества Слонимского // Музыкальная академия.- 2010.- № 4.- С. 9-12.

30.Три вечера премьер // Музыкальная жизнь.- 2011.-№ 3.- С. 22-23.

31.К проблеме осмысления сочинений С. М. Слонимского сквозь призму музыкально-литературного творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.- Тамбов: Грамота, 2011.- № 4 (10): в 3-х ч. – Ч. 1.- С. 178-181.

32.Следование гуманистическим законам искусства // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання.- 2011.- № 2 (36).- С. 25-30.

33.Слово и образ в русской художественной культуре: Коллективная монография по материалам Международного научно-практического форума «Слово и образ в русской художественной культуре».- Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2011.- 348 с.

34.Музыка в спектаклях режиссера Ирины Латынниковой // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований.- Кемерово: Кемеров.гос.ун-т культуры и искусств, 2011.- № 16.- С. 46-53.

35.Преломление традиций русской и польской культур в творческой деятельности композитора Сергея Слонимского // Славянский мир. Диалог культур: сб. статей: в 2 ч.- Омск; Кемерово: КемГУКИ, 2011.- Ч. 2.- С. 36-44.

36.Традиции и новации в художественной системе Сергея Слонимского // Композитор в современном мире: материалы Международной научной конференции «Актуальные проблемы современного композиторского творчества» / Отв. ред. Л.В. Гаврилова, ред. М.В. Холодова.- Красноярск: Литера-принт, 2011.- С. 80-85.

37.Историко-героическое в исследовательском ракурсе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований.- Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012.- № 20.- С. 249-253.

38.Рыцарь музыкальной вселенной // Музыка и время.- 2012.- № 7.- С. 38-43.

39.Традиции взаимодействия музыки и слова в поэтике композитора Сергея Слонимского // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Искусство регионов: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. Л. Прокопова; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств.- Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012.- Вып. 10.- С. 99-116.

40.Музыка как неотъемлемый компонент в спектаклях режиссеров кемеровских театров // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Искусство регионов: сб.науч.тр./отв.ред.Н. Л. Прокопова; Кемеров.гос.ун-т культуры и искусств.- Кемерово: Кемеров.гос.ун-т культуры и искусств, 2012.-Вып. 10.- С. 279-294.

41.О методах изучения современной композиторской эстетики как своеобразном феномене // Искусство и личность: материалы Международной научно-практической конференции.- Минск: Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, 2012.- С. 289-292.

42.Романтические тенденции в творчестве С.М. Слонимского // Романтизм: истоки и горизонты: Сборник научных статей / Ред.-сост. Т.М. Русанова, Е.В. Клочкова.- М.: РАМ им. Гнесиных, 2012.- С. 313-321.

43.Путь к «Русскому Ренессансу» Сергея Слонимского // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований.– Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012.- № 21.– С. 198-204.

44.Театральное искусство Кузбасса – 2000: коллективная монография / Н.Л. Прокопова, Т.А. Григорьянц, В.В. Чепурина, И.Г. Умнова; отв. ред. Н.Л. Прокопова.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012.- 323 с.

45.Литературное творчество Сергея Слонимского в контексте его музыкального стиля // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Искусство в культурно-историческом контексте: сб.науч.тр. / отв.ред.Н. Л. Прокопова; пер. Т. А. Григорьянц; Кемеров.гос.ун-т культуры и искусств.- Кемерово: Кемеров.гос.ун-т культуры и искусств, 2013.-Вып. 11.- С. 128-147.

46.Тема бессмертия в поэтике Сергея Слонимского // Христианство и славянское культурное наследие: сб.науч.ст.: в 2 ч. / Кемеров.гос.ун-т культуры и искусств; редкол: Е. Л. Кудрина (пред.), Д. Д. Родионова, А. А. Насонов, А. С. Двуреченская, Г. Н. Миненко, Т. А. Волкова, М. В. Межова, Е. В. Евпак, Н. Д. Ултургашева, Л. Ю. Егле, Е. А. Мироненко, Э. М. Афанасьева, И. Г. Умнова, Н. Л. Прокопова, Т. Ю. Казарина, Н. С. Попова, О. Ю. Астахов (отв. ред.).- Кемерово: Кемеров.гос.ун-т культуры и искусств, 2013.- Ч. II.- С. 188-194.

47.О плодотворной деятельности рода Слонимских // Проблемы российско-польской истории и культурный диалог: материалы Международной научной конференции.- Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2013.- С.539-547.

48.Тема этических оснований человеческого бытия и тема деятельного добра в поэтике композитора Сергея Слонимского // Матэрыялы ХIХ Мiжнародных Кiрыла-Мяфодзіеўскіх чытанняў, прысвечаных Дням славянскага пісьменства і культуры: у 2 ч. / рэдкал.: В.Р. Языковіч (адк. рэд.) [і інш.].– Мінск: БДУКМ, 2013.– Ч. 2.– С. 40–45.

49.К проблеме изучения музыкальных текстов композитора в контексте его вербальных текстов // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. ст. в 2 ч. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств; редкол.: Е. Л. Кудрина (гл.ред.), А. В. Шунков, Л. Ю. Егле, И. Г. Умнова (сост. и отв.ред.). - Кемерово: КемГУКИ, 2014.


Последняя редакция анкеты: 26 ноября 2014