Тенчурина Лидия Захаровна (Халидя Шакеровна)
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Москва

Заведующая кафедрой "Русский язык", доктор пед. наук (13.00.01), профессор.

Направления научно-профессиональной деятельности:

педагогические науки (профессионально-педагогическое образование и его история; системы образования за рубежом)

языкознание и методика преподавания русского языка (в том числе как иностранного)

Образование:

•Московский гос. педагогический институт им. В.И. Ленина (филологический ф-т, 1981)

•аспирантура на кафедре педагогики и психологии МГАУ им. В.П. Горячкина (1991–1993)

•ФПК Уральского гос. профессионально-педагогического университета (2002), ФПК преподавателей русского языка как иностранного (РКИ) в Гос. институте русского языка им. А.С. Пушкина (2003); ФПК преподавателей РКИ в Российском государственном университете дружбы народов (РУДН) (2005); семинар по Российской системе государственного тестирования иностранных учащихся в РУДН (2007)

•курсы по подготовке экспертов ЕГЭ («Русский язык», 2005)

•стажировки: Университет штата Пенсильвания, США (1997, 1998); Университет г. Удине, Италия (2010), Чешский Университет естественных наук, Прага (2013).

Защитила кандидатскую («Становление и развитие системы специального педагогического образования в 1920–30-е годы» (1993)) и докторскую («Становление и развитие профессионально-педагогического образования, последняя треть XIX – начало 90-х гг. XX в» (2002)) диссертации.

Научные публикации

Основные публикации :

•монографии и научные документальные издания: Содержание подготовки педагогов профессионального образования (1993); История профессионально-педагогического образования (1998); История профессионально-технического образования России (2003, в соавт.); Идеи развития народной школы и образования в педагогических трудах К.Д. Ушинского и Тао Синчжи (2007, в соавт.)

•учебники и учебные пособия: Подготовка и повышение квалификации профессионально-педагогических кадров в России (1920–1990 гг.) (2000); Дидактические основы подготовки инженеров-педагогов (1997, в соавт.); Тестовые задания по дисциплинам «Педагогика» и «Психология» (1997, в соавт.); Практикум по русскому языку (для иностранных студентов) (2004); Профессионально ориентированный практикум по экономике (для иностранных студентов) (2006), Основы делопроизводства (1-е изд. – 2008; 2-е, доп. изд. – 2011); Функциональные стили речи (2010, в соавт.); Хрестоматия по истории профессионально-педагогического образования. – В 3 т. (2011–2012)

•программы и др. учебно-методические разработки: Комплексные контрольные задания по специальности 03.01.00 «Профессиональное обучение и технические дисциплины»» (1991, в соавт.); История профессионально-педагоги-ческого образования: программа элективного курса для студентов и слушателей ИПФ (1994); Рейтинговая оценка качества подготовки по дисциплине «История педагогики»: метод. рекомендации по выполнению тестовых заданий (1998); Педагогическая практика: программы и метод. рекомендации (для студентов 5 курса ИПФ; для студентов 4 курса ИПФ) (1999); Программа и методические рекомендации для студентов, работающих волонтерами в совместном проекте МГАУ им. В.П. Горячкина и Городского центра «Дети улиц»: Дополнение к программе педагогической практики» (2002, в соавт.); История организации переподготовки и повышения квалификации педагогов профессионального обучения»: метод. разработка к занятиям по дисциплине «История педагогики и философия образования»» (2002); Введение в языкознание: практикум (1-е изд. – 2005; 2-е, доп. изд. – 2006); Русский язык и культура речи. практикум (2005, в соавт.); Лексика. Лексические нормы: практикум по дисциплине «Русский язык и культура речи» (1-е изд. – 2006, 2-е, доп. изд. – 2010); Стилистика русского языка: практикум (1-е изд. – 2008; 2-е, доп. изд. – 2010); Русский язык и культура речи: задания к контрольной работе (2011, в соавт.) и др.

статьи: Исторический анализ содержания подготовки инженеров-педагогов / Совершенствование психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов: Межвуз. сб.н.тр. – М.: МИИСП, 1989. – С. 7–14; O значении системно-исторического подхода для создания прогностической модели инженерно-педагогического образования / Содержание и методика психолого-педагогической подготовки инженеров-педагогов: Сб.н.тр. СИПИ. – Свердловск СИПИ, 1990. – С. 5–11; Об одной неудавшейся попытке интеграции в истории советской педагогики / Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб.н.тр. СИПИ. – Вып. 2. – Свердловск: СИПИ, 1991. – С. 45–62; Проблемы преподавания истории педагогики в вузе / Проблемы подготовки инженеров-педагогов в с.-х. вузах: Сб.н.тр. МИИСП. – М.: МИИСП, 1991. – С. 89–98; Подготовка педагогов профессионального образования в США и Германии / Новые формы и технологии обучения в системе непрерывного с.-х. образования: Сб.н.тр. МГАУ. – М.: МГАУ, 1993. – С. 85–91; Новый подход к решению проблемы периодизации профессионально-педагогического образования / Проблемы подготовки специалистов в с.-х. вузах: Сб.н.тр. МГАУ. – М.:МГАУ, 1997. – С.15–21; Проблемы подготовки специальных педагогических кадров в КНР / Проблемы подготовки специалистов в с.-х. вузах: Сб.н.тр. МГАУ. – М.: МГАУ, 1997. – С. 76–79 (в соавт.); Бакалавр, магистр, другие степени и звания: прошлое и настоящее / Актуальные вопросы подготовки специалистов с.-х. производства: Сб.н.тр. МГАУ. – М.: МГАУ, 1998. – С. 19–26; Подготовка педагогов профессионального обучения в отечественной и зарубежной школе начала XX века / Проблемы обучения и воспитания на современном этапе развития профессиональных образовательных учреждений: Сб.н.тр. ЧГАУ. – Челябинск: ЧГАУ, 1998. – С. 45–51; Профессионально-педагогическое образование в России: характеристика системы и подготавливаемых специалистов (на кит. яз.) / «Eluosi Yanjiu» (Исследования России): Журнал, изд в КНР. – 1998. – № 2. – С. 59–62; Система профессионально-педаго¬гического образования России (на англ. яз.) / PennState (Университет штата Пенсильвания), США 1998; Реализация программ международного сотрудничества и студенческих обменов в агроинженерных университетах / Проблемы интернационализации образовательных программ подготовки специалистов а сфере экономики для создания сети международных студенческих обменов (проект TEMPUS – TASIS). – Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 2001. – С. 87–89 (в соавт); Опыт подготовки преподавателей коммерческих дисциплин в истории отечественной школы и образования // Наука и школа. – 2002. – № 2.– С. 20–23; Первый опыт специализированной подготовки педагогов профессионального обучения для военных учебных заведений в истории российского образования (вторая половина XIX в.) / Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Серия «Теория и методика профессионального образования», 2003. – Вып. 2. – С. 55–59; Уроки истории профессионально-педагогического образования // Образование и наука, 2003; Страницы истории подготовки инженеров-педагогов в МИМЭСХ – МИИСП – МГАУ / Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Серия «Теория и методика профессионального образования», 2004. – Вып. 4. – С. 70–73 (в соавт.); Проблемы подготовки педагогов профессионального обучения в педагогической публицистике начала ХХ в. (анализ статьи В. Рюмина) / Вестник УМО по проф.-пед. образованию. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – Вып. 1. – С. 16–20; Вопросы профессионального образования в педагогическом наследии Тао Синчжи / Актуальные проблемы профессионального образования в целях устойчивого развития сельского хозяйства: Сб.н.тр. – Вып. 1. – 2006. – М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2006. – С. 44–46 (в соавт.); Высшее профессионально-техническое образование как подсистема национальной образовательной системы КНР / Актуальные проблемы профессионального образования в целях устойчивого развития сельского хозяйства: Сб.н.тр. – Вып. 1. – 2006. – М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2006. – С. 46–50 (в соавт.); Особенности отдельных структурных элементов грамматики русского и английского языков и некоторые аспекты их проявления в мышлении и деятельности носителей указанных языков / Вопросы лингвоперсонологии: межвуз. сб.н.тр. – Ч. 1. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007. – С. 163–187 (в соавт.)*; The increasing of the mobility of the regional system of the elementary professional education (Повышение мобильности региональной системы начального профессионального образования) (на англ. яз.) / Nauka i Studia (Польша). – 2007. – № 2 (2). – С. 38–43 (в соавт.)*; Художественное произведение и проблемы рецепции художественных текстов иностранцами / Русская литература в формировании современной языковой личности: Материалы конгресса «Современная языковая личность: проблемы функционирование. Языковая личность в иноязычной среде: литературные традиции и новации». – С.-Петербург, 24–27 октября 2007 г. / Под ред. П.Е. Бухаркина и др. – В 2-х ч. – Ч. II. – СПб.: Изд. дом «МИРС», 2007. – С. 513–518*; О некоторых аспектах восприятия художественных текстов иностранцами (в том числе и на занятиях по русскому языку как иностранному) / I междунар. науч.-метод. конф. «Русский язык – посредник в диалоге культур» (в рамках программы Русский язык в ХХI веке»): Сб. статей. МГИМО (У) МИД России, 19–20 февраля 2009 г. – М.: МГИМО-Ун-т, 2009. – С. 43–50; О возможных путях повышения качества обучения (в рамках использования компьютерных технологий) / Сб. 1-й дистанц. междунар. науч.-практ. конф. "Модернизация системы образования в глобальном образовательном пространстве", 2010. – Туркестан – Москва – Новокузнецк – Ташкент, 2010. – С. 353–357; Формирование основ коммуникативно-речевой компетенции будущих специалистов (из опыта организации занятий по русскому языку и культуре речи в МГАУ им. В.П. Горячкина) // Проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: Вестник 12. – Ун-т китайской культуры. Факультет русского языка и литературы. – Тайбэй, 2011. – С. 31–45; О возможных путях повышения качества обучения по дисциплинам гуманитарного цикла (в рамках использования компьютерных технологий) // Новые технологии обучения: Науч.-метод. сб. № 69 / Ин-т инновационных технологий и содержания образования Министерства образования и науки, молодежи та спорта Украины, Академия международного сотрудничества по креативной педагогике. – Киев – Винница, 2011. – Вып. 69. – Ч. 1. – С. 276–280; Методика научного исследования на примере проведения историко-педагогического изыскания / Наука XXI века: Проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования: Материалы I междунар. научн.-практ. конф. «Энергетика и энергоэффективность в условиях геостратегического развития и освоения Арктического региона» (г. Архангельск, 21–22 апреля 2011 г.). – Архангельск, ИПЦ САФУ, 2012. – С. 16–22; Опыт международного сотрудничества Московского государственного агроинженерного университета по совершенствованию агроинженерного образования в России / Наука XXI века: проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования: Матер. II Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы развития энергетической и транспортной инфраструктур в условиях освоения Европейского Севера и Арктического региона на ближайшую перспективу» (16–18 мая 2012 г., г. Архангельск). – Вып. 2. – Архангельск, «Северный (Арктический) федеральный университет» им. М.В. Ломоносова, 2012. – С. 49–54; Методологический подход к языковой подготовке иностранных обучающихся в вузе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. – 2012. –№ 3. – С. 39–41; Пути решения проблемы адаптации иностранных граждан к обучению и проживанию в условиях современной России / III междунар. науч.-практ. конф. «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан» 06–08.12.2012 г. – Моск. авт.-дор. гос. техн. ун-т (МАДИ), 2012. – Т. 2. – С. 36–40; Пути повышения качества обучения по дисциплинам гуманитарного цикла (из опыта работы кафедры «Русский язык» МГАУ имени В.П. Горячкина) / Междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы интеграции национальных учреждений высшего образования в Европейское образовательное пространство» – Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет (ХНАДУ) 29–31 октября 2012 г. – Гуманітарні проблеми вищої освіти: зб. наук. пр. – Харків: ХНАДУ, 2012. – Вип. 3. – С. 70–81; Информационные технологии, общество и образование: вчера, сегодня, завтра / Современные проблемы информатизации профессионального образования: Материалы науч.-практ. интернет-конф. – М., 2012. – С. 54–58; Педагогические взгляды В.П. Горячкина и история профессионально-педагогического образования / Сб. докладов 1-й междунар. науч.-практ. конф. «Горячкинские чтения» – М.: ООО УМЦ «Триада», 2013. – С. 86–92; Особенности изучения синтаксиса сложноподчиненного предложения на занятиях по русскому языку как иностранному // Проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: Вестник 14. – Ун-т китайской культуры. Факультет русского языка и литературы. – Тайбэй, 2013; Медиалаборатория как технология обучения иностранных студентов / X междунар. науч.-практ. конф. «Иноязычное образование в современном мире». – 4–5.02.2014 / Моск. пед. гос. ун-т. – М.: МПГУ, 2014 (в соавт.) и др.


Последняя редакция анкеты: 5 марта 2014