-
Ученая степеньдоктор педагогических наук, доктор философии
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Санкт-Петербург
Татарникова Лариса Гавриловна, профессор, доктор педагогиче-ских наук, доктор философии (DPH № 609 114), профессор кафедры «Педагоги-ки окружающей среды, безопасности и здоровья человека Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования» (СПбАППО).
Основатель научной школы – «Педагогическая валеология – креативная система безопасности и оздоровления педагогической реальности».
Научные интересы: философия здоровья; педагогика здоровья, здоровь-есозидающие технологии; научно-методические здоровьеразвивающие ком-плексы; культура здоровья в ноосферной парадигме образования; метамето-дология педагогического исследования; лингвоэкология и культура речи.
Является членом редакционной коллегии научного сборника «Между-народная педагогическая школа» МИНПИ – МАНЭБ; Международного ре-цензируемого журнала «Вестник Харьковского Национального университета им. В.Н.Каразина» (с 2012 года).
Как ученый, Л.Г.Татарникова следует системно-интегративному подхо-ду к разработке научно-методического обеспечения здоровьесберегающих образовательных технологий, здоровьесозидающего образовательного про-цесса. Спектр ее научных интересов охватывает дошкольную, школьную, се-мейную, индивидуально-личностную, коррекционную, адаптивную, гендер-ную валеопедагогику, обеспечивая, тем самым, преемственность валеологи-ческих и педагогических знаний в целостном и непрерывном процессе разви-тия культуры здоровья.
В рамках научной школы ведется НИР в области педагогической валео-логии (педагогика безопасности жизнедеятельности). Защищено 22 кандидат-ских и 3 докторских диссертации.
География производственной деятельности последователей научной школы «Педагогическая валеология» обширна: Белгород, Владивосток, Вол-гоград, Москва, Санкт-Петербург, Норильск, Уфа, Якутия, Харьков и др.
Л.Г.Татарникова – эксперт программно-методических разработок спе-циалистов, преподавателей высшего профессионального образования Инсти-тута независимых педагогических исследований (МИНПИ – МАНЭБ).
Сотрудничает с Национальным университетом им. Н.В.Каразина (ка-федра валеологии философского факультета) – член редакционной коллегии журнала Вісник Харківського національного університету МОНМиСУ.
Удостоена государственных наград:
Знак «Отличник просвещения РСФСР» (1988); медали: «Ветеран труда» (1986); «За трудовые заслуги» в ознаменование 65-летие Победы ВО (2010).
За просветительскую и научно-исследовательскую деятельность Л.Г.Татарникова избрана Действительным членом (академиком) 6 Междуна-родных академий, в том числе, – Европейской академии естественных наук (Hannover, den «14» marz, 2012) и награждена медалью В.И.Вернадского «За развитие науки» (Hannover, 2013).
Удостоена Почетного звания «Заслуженный деятель науки» и награж-дена «Звездой ученого» (МАНЭБ, 2013); Почетного звания «Основатель на-учной школы: «Педагогическая валеология…» (Президиум РАЕ, Москва, 2013); награждена Почетными медалями: European scientific and industrial con-sortium Awarded the gold medal of the «European quality» (2014); «Екатерины Дашковой» (РАЕН, 2003); «М.В.Ломоносова» (МАНЭБ, 2005); «Личность Петербурга» (за возрождение духовности и нравственности) (МООКпН, 2007); «За укрепление авторитета российской науки» (МООКпН, 2007); «За заслуги в воспитании» (МООКпН, 2015). Орденами: «За вклад в научную ли-тературу» (МАНЭБ, 2014); «Labore et scientia – Трудом и знанием» (РАЕ, 2014); Заслуженный деятель науки и орден «Звезда ученого» (МАНЭБ, 2013) и др.
Научные публикации
Татарниковой Л.Г. опубликовано более 500 научных работ в разных жанрах. Главные из них: «Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития»; «Валеология в педагогическом пространстве»; «Валеоглогическое воспитание традиции и новации» (серия: «Приоритетные национальные про-екты»); «Российская школа здоровья и индивидуального развития детей»; «Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии»; Энциклопедия Педагогической валеологии (автор и редактор), Метаметодология развития научной идеи. Библиографическая систематика ключевых научных трудов. Юбилейное издание; Здоровьесозидающие технологии развития речевой культуры педагога; Философско-культурологическое ос-мысление творчества
ивана антоновича ефре-мова: к проблеме куль-турное наследие в совре-менной России.("INTERNATIONAL JOUR-NAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RE-SEARCH", № 4 за 2016 г.
http://www.science-sd.com/ в разделе ISSUES;
Ахмадуллина Х.М., Татарникова Л.Г.
От истоков валеософии к реалиям современной педагогики здоровья сбережения. Научный журнал по перечню ВАК Вестник ВЭГУ № 1 (81) 2016. - (С. 14-22)
Ахмадуллина Х.М., Татарникова, Л.Г., Ахмадуллин У.З.
Генерализация феномена культуры здоровья в педагогической науке. Научный журнал по перечню ВАК Вестник ВЭГУ № 3 (83) 2016. - (С. 12-20);
Современные проблемы формирования лингвоэкологической культуры как основы здоровья и безопасности школьников // Кол.науч. моногр. «Здоровье населения и образовательная политика» под общ.ред. д.мед.н., проф. Ахмадуллиной Х.М., д.п.н., проф. А.Ванчовой; Академия ВЭГУ; Университет им. Коменского в Братиславе. – Уфа; Братислава, 2016. – 164 с.[Татарникова Л.Г. Современные проблемы формирования лингвоэкологической культуры как основы здоровья и безопасности школьников С. 123-127];
Креативный подход к обучению: принцип двойственности сознания и его учет в современных методах восприятия и информации [Глава 6] // Кол.науч.моногр. «Новая парадигма науки об управлении в веке и ее практическое приложение к проблемам Севера» / под науч.ред. проф.,д.ф.н.,д.т.н.,к.т.н., Заслуженного деятеля науки РФ А.И.Субетто и доцента к.ист.н. С.В.Арапова. – СПб.: Астерион, 2016. – 152 с.
[Татарникова Л.Г. Креативный подход к обучению: принцип двойственности сознания и его учет в современных методах восприятия и информации С. 53-74];
Познание – воля – приглашение к осмыслению цели жизни (философские науки) // Наука сегодня: опыт, традиции, инновации: материалы международной научно-практической конференции, г. Вологда, 27 июля 2016 г. – Вологда: ООО «Маркер», 2016. – 176 с.[Татарникова Л.Г. Познание – воля – приглашение к осмыслению цели жизни С. 120-123];
Ноосферная парадигма педагогической науки // Новая наука: проблемы и перспективы: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (26 августа 2016 г., г. Стерлитомак: АМИ, 216. – 310 с.[Татарникова Л.Г. Ноосферная парадигма педагогической науки С. 51-58]
Биоэтические аспекты умственной деятельности в системе опережающего образования // I Международные научные чтения (памяти А.Ф.Можайского): Сборник статей Международной научно-практической конференции (19 августа 2016 г., г. Москва). – Москва: Европейский фонд инновационного развития ЕФИР , 2016. -36 с.[Татарникова Л.Г. Биоэтические аспекты умственной деятельности в системе опережающего образования С. 25-30].