-
Ученая степенькандидат искусствоведения
-
Ученое званиедоцент
-
Научное направлениеИскусствоведение
-
РегионРоссия / Астраханская область
Родилась в Астрахани в 1940 году.
1949-1954 – обучение в музыкальной школе
1954-1958 – обучение в музыкальном училище (хоровое дирижирование)
1965-1969 – обучение в музыкальном училище (теория музыки)
1969-1974 – обучение в консерватории (теория и история музыки)
с 1974 по настоящее время – преподавание в АГК
1978-1982 – обучение в аспирантуре ЛГИТМиК (кл. проф. Бершадской), защита диссертации
1983 – присуждение ученой степени кандидата искусствоведения
1989 – присуждение ученого звания доцента
1992-1996 – преподавание в Школе одаренных детей
1999-2000 – обучение в докторантуре Санкт-Петербургской консерватории
2005 – присуждение звания заслуженного работника Высшей школы РФ
Научные публикации
Монографии:
1.О фактуре Шостаковича / Музыка. Библиографическая информация. Вып. 10. – М., 1985. (6 п.л.).
2.Фактура и ее пространственные координаты в моно- и полиформах складов / Рукопись. Деп. в НИО Информкультура, 27.05.99, № 3230. (10 п.л.).
3.Музыкальная фактура и ее пространственные координаты. – Астрахань, 2000. (11 п.л.).
Статьи:
1.Монодические принципы ладообразования инструментального тематизма Шостаковича // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 63. – М., 1982.
2.Организация музыкальной ткани в позднем инструментальном творчестве Шостаковича // Проблемы фактуры: Сб. статей. – Л., 1982.
3.Особенности полифонического двухголосия в инструментальном творчестве Шостаковича // Музыка: Библиографическая информация. Вып. 10. – М., 1981.
4.О проявлении принципов монодийности в многоголосии (на примере инструментальной музыки Шостаковича позднего периода творчества) // Музыка: Библиографическая информация. Вып. 8. – М., 19882.
5.Методологические проблемы курса гармонии // Музыка: Библиографическая информация. Вып. 9. – М., 1985.
6.О выразительности фактуры поздних сочинений Шостаковича // Выразительные средства музыки. – Красноярск, 1988.
7.Монодия и монодийность в инструментальном творчестве Д.Д. Шостаковича // Музы-ка: Библиографическая информация. Вып. 8. – М., 1988.
8.Драматургические функции музыкальной фактуры (на примере жанра струнного квартета) // Фактура в системе музыкально-выразительных средств. – Красноярск, 1991.
9.Взаимодействие складов как средство фактурной драматургии // Проблемы фактуры: Сб. статей. Вып. 2. – СПб., 1992.
10.К вопросу восприятия монодийного тематизма в современной музыке // Восприятие художественного произведения как проблема искусствознания и художественного воспитания. – Краснодар: ВНИИК, 1993.
11.Исполнительское прочтение монодийного тематизма в контексте диалога культур // Проблемы художественной интерпретации в ХХ веке. – Астрахань: АОИУУ, 1995.
12.Неомонодийные тенденции в творчестве отечественных композиторов // Художественная культура и современность. Вып. 2. – Самара, 1996.
13.К вопросу взаимодействия жанра и фактуры (на примере хорового концерта Г. Свиридова «Пушкинский венок». Рукопись депонирована в НИО Информкультура 12.09.1997, № 1481.
14.Полифоническая фактура и ее пространственные координаты в фортепианных сочинениях Г. Уствольской // Вопросы современной педагогики и фортепианное искусство. – Астрахань, 1999.
15.К вопросу исполнения монодийного тематизма (музыкально-теоретический аспект) // Вопросы современной музыкальной педагогики и фортепианное искусство. – Астра-хань, 1999.
16.Рельефно-фоновые отношения в фактуре (на примере инструментальных сочинений С. Слонимского) // Музыка российских композиторов в контексте культуры ХХ века – Астрахань, 1999.
17.Фактурно-пространственная драматургия в современном музыкальном творчестве // Музыка российских композиторов в контексте культуры ХХ века – Астрахань, 1999.
18.Фактура как предмет науки и образования // Культура и образование на рубеже тысячелетий. – Тамбов, 2000.
19.К вопросу воспитания музыканта-исполнителя на народных инструментах // Народное инструментальное исполнительство (итоги и перспективы). – Астрахань, 2000.
20.Христианская тематика в отечественной музыке последней трети ХХ века // Христианство и Культура. – Астрахань: ЦНТЭП, 2000.
21.В. Хлебников – И. Стравинский (общность творческих методов и стилевых черт) // В. Хлебников и мировая культура на рубеже тысячелетий: Материалы VII Хлебниковских чтений. – Астрахань: АГПУ, 2000.
22.Фактура как предмет музыкального творчества // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия. – Астрахань, 2001.
23.Проблема личности и исполнителя в диалоге – учитель и ученик // Фортепианное исполнительство и педагогика (традиции и современность). – Астрахань, 2002.
24.«Слушание музыки» как практикум курса «Музыкальное содержание» в начальном музыкально-образовательном процессе // Музыкальное содержание: наука и педагогика. – Астрахань, 2002.
25.Астрахань – Геттинген // М.А. Этингер: ученый и педагог: Сб. статей. – Ростов-на-Дону, 2004.
26.О терминологии в фактуроведении // М.А. Этингер: ученый и педагог: Сб. статей. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004.
27.О полифонической фактуре в творчестве композиторов последней трети ХХ века // Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004.
28.Гармония баяна и симфонического оркестра // Народник, № 3. – М.: Музыка, 2004.
29.К вопросу методики анализа современной фактуры // Южно-российский музыкальный альманах. – Ростов-на-Дону, 2005.
30.Юбиляру посвящается // Народник, № 2 (50). – М.: Музыка, 2005.
31.Звуковой материал поздних камерных инструментальных сочинений Д.Д. Шостаковича // Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного простран-ства. – Астрахань, 2007.
32.Особенности реализации поэтических образов в «Трех стихотворениях из японской лирики» И. Стравинского // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов. – Астрахань, 2007.
33.О Международной научной конференции «Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства // Проблемы музыкальной науки: научный журнал. – Уфа, 2007.
34.Диалог культурных традиций в хоровом концерте А. Шнитке на стихи Г. Нарекаци // Музыка ХХ века в ряду искусств. – Астрахань, 2008.
35.Игорь Стравинский – Велимир Хлебников (с единой точки зрения) // Музыка ХХ века в ряду искусств. – Астрахань, 2008.
36.К вопросу «знаковых» свойств жанра и фактуры // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития. – Астрахань, 2008.
37.Жизнь как восхождение… // Народник, № 4 (64). – М.: Музыка, 2008.
38.О читательской конференции // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории, Вып. 6. – Астрахань, 2009.
39.Интерпретация поэтических образов «страны восходящего солнца» в вокальных циклах И. Стравинского, М. Ипполитова-Иванова, И. Арсеева // Интегративная педагогика и психология искусства в полиэтническом регионе. – Майкоп, 2009.
40.Музыкальный диалог со средневековьем: ассоциативность как фактор стиля в хоровом концерте Ю. Фалика «Элегии» // Диалогические пространство музыки в меняющемся мире. – Саратов, 2009.
41.Ю. Фалик. «Поэзы Игоря Северянина» (о смысловой множественности поэтического и нотного текстов) // Музыкальное искусство и наука в ХХI веке. – Астрахань, 2009.
42.Особенности интерпретации образов японской поэзии в вокальных циклах М. Ипполитова-Иванова и И. Арсеева // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия. – М.: ГКА им. Маймонида, 2010.