1. Ученая степень
    Доктор психологических наук
  2. Научное направление
    Психологические науки
  3. Регион
    Россия / Республика Татарстан

Хусаинова Светлана Владимировна родилась 18 ноября 1966 года в городе Шумерля, Российская Федерация, в семье военнослужащего.

С 1984 по 1988 годы проходила профессиональную подготовку на факультете: Технология машиностроения, по специальности технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты, в Камском политехническом институте, г. Набережные Челны.

В 1997 году Хусаинова С.В. окончила Университет Российской Академии Образования по специальности «Психология», г. Москва.

В 2002 году Хусаинова С.В. успешно защитила диссертацию «Типологические особенности и развитие саморегуляции поведения старших дошкольников» на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки), в Курском государственном университете.

В 2020 году Хусаинова С.В. защитила докторскую диссертацию «Психологическая устойчивость обучающегося в учебно-профессиональной деятельности: концепция и технология обеспечения»

Место работы: ведущий научный сотрудник ФГБНУ КФ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований».  В настоящее время опубликовано: 108 работ, в том числе 11 статей в журналах, индексируемых в Web of Science и Scopus, 34 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, 3 монографии, 8 учебно-методических изданий (с 2013 -2022).

Научные публикации

 Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:

1.                Хусаинова, С.В. Специфика структурно-динамических характеристик адаптивности студента как субъекта жизнедеятельности / С.В. Хусаинова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 5 (100). - С. 144-154.- 0,8 п.л.

2.                Хусаинова, С.В. Деятельностная тревога аддиктивной личности как элемент дистабилизации безопасности жизнедеятельности / А.Н. Грязнов, С.В. Хусаинова, Л.Р. Храпаль, Е.А. Чеверикина // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1(108). - С. 115-120.- 0,6 /0,15 п.л.

3.                Хусаинова, С.В. Межличностные взаимоотношения родителей и подростков в аспекте антитеррористической идеологии / С.В. Хусаинова //Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-3(113). - С. 134-137.- 0,5 п.л.

4.                Хусаинова, С.В. Анализ психофизиологических характеристик подверженности влиянию (вербовке) учащейся молодежи / С.В. Хусаинова, И.Ш.Мухаметзянов // Казанский педагогический журнал.  - 2016. - № 3(116). - С. 113-120.- 0,6/ 0,3 п.л.

5.                Хусаинова, С.В. Психолого-педагогические условия профилактики экстремистского поведения учащейся молодежи / С.В. Хусаинова, ФШ. Мухаметзянова, А.Р. Камалеева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 4(117). - С. 19-24.0,6 / 0,2 п.л.

6.                Хусаинова, С.В. Деятельностная тревожность как феномен системы самоуправления / С.В. Хусаинова // Национальное здоровье. - 2016. - № 3-4. - С. 152-155.- 0,3п.л.

7.                Хусаинова, С.В. Исследование особенностей психологической защищенности участников образовательных отношений / С.В. Хусаинова, И.Ш. Мухаметзянов // Человек и образование. - 2017. - №2(51). - С. 29-33. – 0,8 /0,4 п.л.

8.                Хусаинова, С.В. Социальная безопасность в образовательной среде: критерии качества / Е.Ю. Левина, С.В. Хусаинова, Е.Н. Прокофьева // Человек. Общество. Инклюзия. - 2017. - № 2 (30). - С. 27-31. - 0,6 / 0,2 п.л.

9.                Хусаинова, С.В. Академический аддикт как феномен учебно-профессиональной деятельности / С.В. Хусаинова //Национальное здоровье. - 2017. - № 1-2. - С. 238-244.- 0,5 п.л.

10.           Хусаинова, С.В. Исследование личностно-социальной устойчивости учащейся молодежи в современных реалиях / Хусаинова С.В. // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5. (124). - С. 106-112.- 0,6 п.л.

11.           Хусаинова, С.В. Экспериментальное исследование устойчивости личности в учебно-профессиональной деятельности / С.В. Хусаинова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2017. - № 184. -  С. 64-74.- 0,8 п.л.

12.           Хусаинова, С.В. Неклассические психологические механизмы развития когнитивной деятельности студента / С.В. Хусаинова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 3(128). - С. 175-179.- 0,6 п.л.

13.           Хусаинова, С.В. Внешнее влияние, как фактор безопасности образовательной среды / Хусаинова С.В // Научное мнение. - 2018. - № 1. - С. 85-92. - 0,6 п.л.

14.           Хусаинова, С.В. Методика измерения личностно-социальной устойчивости в учебно-профессиональной деятельности / С.В. Хусаинова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. - 2018. - Т.28. № 2. - С.239-248. - 0,7 п.л.

15.           Хусаинова, С.В. Концепция психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности / С.В. Хусаинова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 5(130). - С. 219-223.- 0,6 п.л.

16.           Хусаинова С.В. Предпочтения к выбору направления подготовки профессиям обучающихся с разным уровнем психологической устойчивости / С.В. Хусаинова // Научное мнение. - 2019. - № 11. - С. 86-90. - 0,6 п.л.

 Научные статьи, опубликованные в изданиях базы данных Scopus и Web Of Science:

17.           Khusainova, S.V. at all. Improvement of testing procedures on the basis of students peculiarities identification to self-management / S.V. Khusainova, I.V. Muskhanova, A.Kh. Yakhyaeva, E.V. Makarova, L.I. Tararina, A.K. Shaikhlislamov // Modern Journal of Language Teaching Methods. ‑2017. ‑Т. 7. ‑ № 2. ‑С. 186-192.

18.           Khusainova, S.V. at all. Research of teachers professional addictions in order to improve the safety of the educational environment/ S.V. Khusainova, M.M. Mishina, V.R. Shlychkov, O.N. Shlychkova, E.B. Redkina, V.Z. Yusupov // Man in India. ‑2017. ‑Т. 97. ‑ № 3. ‑С. 467-475.

19.           Khusainova, S.V.at all. The development of self-government of the student in the educational process / S.V. Khusainova, N.A. Shepilova, A.N. Kudyasheva, V.V. Murugova., T.E. Zulfugarzade, E.A. Sorokoumova // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 15. P. 8154-8162.

20.           Khusainova, S.V. at all. Adaptive model of psychological and pedagogical support of professional training of students / S.V. Khusainova, L.V. Matveyeva, L.P. Ermilova, K.N.Yakushevskaya, L.V. Kolomiychenko, N.A. Mashkin // Revista ESPACIOS. ‑2018. ‑Vol. 39 (05).‑ 2018. ‑P. 22.

21.           Khusainova,S.V. Generetion z: weys, methods and forms of training (the questionofincreasing the motivation of students and the professional growth of teachers) / K. Palekha// Proceedings 12th International Conference of Education, Research and Innovation November 11th-13th, - Seville, Spain. - 2019. – P. 3670- 3675.

Монографии:

22.           Хусаинова, С.В. Основы эффективной саморегуляции: монография. – Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2003. –132с. – 10,5 п.л.

23.           Хусаинова, С.В. Особенности индивидуальной регуляции субъекта / С.В. Хусаинова // Теоретические и прикладные исследования психологии саморегуляции: коллективная монография; под ред. Г.С. Прыгина, П.В. Лебедчука. – Курск, Набережные Челны: Изд-во ТОП, 2011. – С. 289-310.

24.           Хусаинова, С.В. Дидактические и психолого-педагогические основы проектирования естественнонаучного профессионального образования: анализ, тенденции, рекомендации / Хусаинова С.В., Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю. Saarbrucken, 2016. –279с.

25.           Хусаинова, С.В. Психолого-педагогические механизмы предупреждения приверженности учащейся молодежи экстремистской идеологии // Научные основы безопасного образования: теория и практика:монография/ Мухаметзянова Ф.Ш., Гильмеева Р.Х., Грузкова С.Ю., Грязнов А.Н., КамалееваА.Р., Левина Е.Ю., Масленникова В.Ш., МухаметзяноваЛ.Ю., Прокофьева Е.Н., Трегубова Т.М., Угарова Н.М., Хусаинова С.В., Чеверикина Е.А., Шайхутдинова Г.А., Шибанкова Л.А., Щербаков В.С. - Казань, ИППСП, 2016. – С.186-215. – 1,2 п.л.

26.           Хусаинова, С.В. Особенности психологической защищенности обучаемых в рамках общего образования / Алексеев С.Л., Аюпов А.А., Гильмеева Р.Х., Габдрахманова Л.Г., Грузкова С.Ю., ВафинаФ.Ф., Гусева Л.А., Даренков А.А., Киямов И.К., Кириллова В.Э., Мухаметзянов И.Ш., Рахимов С.Ф., Сергеева Ю.С., ХолодновВ.Г., Хусаинова С.В., ЧемерисоваЕ.Ю., Чугунов К.В., Шайдуллин Р.Н., Шамигулов А.Р. // Развитие гражданской идентичности молодежи в процессе непрерывного образования:коллективная монография. - Казань: Академия социального образования. - 2017. -C. 59 -75. - 0,8 п.л.

27.           Хусаинова,С.В. Психологическая устойчивость обучающихся в учебно-профессиональной деятельности: теория и практика: монография / С.В. Хусаинова. - Казань: «Данис». - ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2018. - 176 с. – 14,2 п.л.

Концепция:

28.           Хусаинова, С.В. Психологическая устойчивость обучающихся в учебно-профессиональной деятельности: концепция / С.В. Хусаинова. - Казань: «Данис», 2018. - 36 с. - 2 п.л.

VI. Учебно-методические материалы:

29.           Хусаинова,С.В. Методики психодиагностики личности будущих специалистов: методическое пособие / КолпаковаЛ.М., Прыгин Г.С., Хусаинова С.В., Скворцова С.Ю.; под научной ред. И.М. Юсупова. – Казань: Институт экономики, управления и права, 2015. - 48с. - 3/1 п.л.

30.           Хусаинова, С.В. Методы изучения состояния образовательной среды (в контексте профилактики идеологии экстремизма) / С.В. Хусаинова, В.С. Щербаков, А.Н. Грязнов, Е.А. Чеверикина. – Казань:«Данис», 2016. –96 с. - 5/2п.л.

31.           Хусаинова, С.В. Комплекс диагностического материала: анкеты, опросники, тесты для оценки психолого-педагогического состояния безопасности образовательной среды /Ф.Ш. Мухаметзянова, А.Р.Камалеева, Г.А.Шайхутдинова, С.В. Хусаинова, Л.А. Шибанкова. – Казань: «Данис», 2016. – 78 с. - 4/2 п.л.

32.           Хусаинова, С.В. Технология обеспечения психологической устойчивости обучающегося в учебно-профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие для педагогов-психологов образовательных организаций / С.В. Хусаинова. - Казань: «Данис». - ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2017. - 74 с. - 3,5 п.л.

33.           Хусаинова С.В. Психологическая устойчивость в учебно-профессиональной деятельности: образовательная программа повышения квалификации для психологов и педагогов образовательных организаций /С.В. Хусаинова. - Казань: «Данис». - ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2017. - 20 с. – 1 п.л.

34.           Хусаинова С.В. Сборник программ повышения квалификации / С.В. Хусаинова, Г.А. Шайхутдинова, Е.А. Чеверикина, В.С. Щербаков; под научной редакцией член.корр. РАО доктора педагогических наук., профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. – Казань. ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2016. – 96 с. - 5/1 п.л.

35.           Хусаинова, С.В. Профилактика наркомании и правонарушений в образовательной организации: методические рекомендации / С.В. Хусаинова, Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова- Казань: «Данис». - ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2017. - 44 с. - 2,5 / 0,8п.л.

36.           Хусаинова, С. В. Обеспечение психологической безопасности в образовательной организации: методические рекомендации / С.В. Хусаинова, Ф. Ш.  Мухаметзянова. - Казань: «Данис». - ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2017. - 44 с. - 2,5 / 1,3 п..л.

37.           Хусаинова С.В. Психология: учебное пособие / С.В. Хусаинова // – Казань.: Отечество, 2019. – 171 с. – 14 п.л.

Научно-методические статьи в сборниках, журналах:

38.           Хусаинова, С.В. Функциональное состояние «деятельностная тревога» в аспекте произвольной саморегуляции // Психическая регуляция и управление активностью человека: методологические проблемы и практическая реализация: Материалы IV Всероссийской научно – практической конференции; под ред. Г.С. Прыгина, С.П. Дырина.– Набережные Челны: ИУ, 2008. – 247с.

39.           Хусаинова, С.В. Тест на определение психического состояния деятельностной тревоги субъекта / С.В. Хусаинова // Вестник торгово-технологического института. ‑2010. ‑№ 3. ‑ С. 308-316.

40.           Хусаинова, С.В. Индивидуальность в аспекте детско-родительских отношений / С.В. Хусаинова // Ученые записки ИСГЗ. ‑2012. ‑Т. 10.‑№ 1. ‑ С. 168-173.

41.           Хусаинова, С.В. Развитие субъектности в аспекте социальной нормативности/ С.В. Хусаинова / Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема: материалы международной научно-практической конференции, 4-5 декабря 2014 г., г. Набережные Челны // Сборник статей; под ред. Г.С. Прыгина, Л.М. Колпаковой Казань, Набережные Челны: Издательство «Данис» ИППП ПО РАО, 2014. – в 2-х т. – С.254-257

42.           Хусаинова, С.В. Экспериментальное исследование условий проявления самоуправления студентов /С.В.Хусаинова, Е.Ю.Левина // Современные проблемы социально-гуманитарных наук.‑2016. ‑№ 4 (6). ‑ С. 41-45.

43.           Хусаинова, С.В. Конформность в аспекте системы самоуправления деятельностью субъекта / С.В. Хусаинова // Современная педагогическая наука и образование в России: наследие, традиции, прогнозы: материалы Международной научно-практической конференции; под научной редакцией Ф.Ш. Мухаметзяновой. Казань: Изд. «Данис», 2016. ‑С. 260-263.

44.           Хусаинова, С.В. Особенности обучения старшеклассников с разными уровнями деятельностной тревожности / С.В. Хусаинова // Современное профессиональное образование: проблемы, прогнозы, решения: материалы докладов Международной научно-практической заочной конференции; под научной редакцией Ф.Ш. Мухаметзяновой. Казань: Изд. «Данис», 2016. ‑С. 237-240.

45.           Хусаинова, С.В. Анализ результатов социально-психологического эксперимента по исследованию подверженности влиянию лиц с высшим образованием / Ф.Ш. Мухаметзянова, С.В. Хусаинова //Психологическая безопасность образовательной среды: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции; под научной редакцией Ф.Ш. Мухаметзяновой. Казань: Изд. «Данис», 2016. ‑ С. 7-13.

46.           Хусаинова, С.В. Взаимосвязь психических состояний и личностной характеристики "деятельностная тревожность" / С.В. Хусаинова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. ‑2017.‑№ 1(9). ‑С. 53-56.

47.           Хусаинова, С.В. Проблема обеспечения психологической безопасности образовательной организации / Хусаинова С.В. // В сборнике: Формирование гражданской устойчивости как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. // Изд. «Данис»: Казань. ‑ 2017. ‑ С. 364-370.

48.           Хусаинова, С.В. Концепты личностно-социальной устойчивости / Хусаинова С.В. / В сборнике: Социальный мир человека. Материалы VII Международной научно-практической конференции "Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация". Сер. "Язык социального" Под редакцией Н.И. Леонова. // Изд.: УдГУ. Ижевск. ‑ 2018. ‑ С. 398-401.

49.           Хусаинова С.В. Поколение Z: адаптивная модель сопровождения «группы риска» в образовательной организации / С.В. Хусаинова // материалы Всероссийского форума (Москва 23-24 сентября 2019 г.) Нац. Антитеррор. комитет, Правительство Москвы, М-во просвещения Рос. Федерации, М-во науки и высшего образования, Деп-т образования г. Москвы, Деп-т рег. безопасности и противодействия коррупции г. Москвы, Рос. ун-т дружбы народов, Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации. — Москва : МГИМО Университет, 2019. — С. 132-135

50.           Хусаинова С.В. Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, 8-10 октября 2019 г./ под редакцией Коврова В.В.. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. – С. 225-229.

51.           Хусаинова С.В. Психологическая устойчивость обучающегося в системе непрерывного образования / С.В. Хусаинова // сборник материалов Международной научно-практической конференции (24 октября 2019 года) «Когнитивное моделирование в профессиональном образовании». – Казань: ФГБНУ «ИППСП», 2019. – 216 с.

52.           Хусаинова С.В. Развитие психологической устойчивости обучающихся «группы риска» / С.В. Хусаинова //«Профессиональное и высшее образование: взаимодействие традиций и новаций»: сборник материалов I Международных педагогических чтений, посвященных научным школам Института педагогики, психологии и социальных проблем (19 сентября 2019 года). – Казань: ФГБНУ «ИППСП», 2019. – С.257-260.


Последняя редакция анкеты: 24 октября 2023