-
Ученая степеньдоктор исторических наук
-
Ученое званиедоцент
-
Научное направлениеИсторические науки
-
РегионРоссия / Иркутская область
Струк Елена Николаевна. Родилась 14 сентября 1971 года в г. Иркутске. В 1993 году окончила Иркутский государственный университет, исторический факультет. С 2000 года кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Иркутского государственного технического университета. С 2003 года докторант Иркутского государственного университета.
Научная концепция, над которой работает Струк Е.Н., заключается в выработке социально-философской рефлексии на инновационные изменения в современном обществе и их влияние на личность человека. Основными положениями данной концепции выступают следующие утверждения:
1. В современном обществе определяющую роль в социальной и экономической динамике играют инновации. Так как именно инновации повышают уровень структурной организации и изменения характера функционирования общества, что позволяет ему выходить из состояния крайней неустойчивости.
2. Инновация рассматривается как сложный комплексный феномен, представляющий собой творческий процесс качественного изменения социальной среды в целом и отдельных ее компонентов. При этом одна инновация порождает другую, создавая непрерывную цепь изменений (инновационный процесс).
4. Инновационные процессы являются основой формирования инновационного типа человеческого общества, который характеризуется преимущественным использованием инноваций, а также наличием социальных механизмов постоянного воспроизводства инновационных возможностей. В основе инновационного типа развития лежит творческое использование информации, которое ведет к генерации нового знания. При этом инновационное развитие имеет не только положительную сторону, но и отрицательную, которая получила оформление в концепции общества риска.
5. В инновационном обществе человек выступает как активный творец социальной действительности, генератор и проводник новых идей. При этом качественные изменения внутренних характеристик человека происходят благодаря трансформации его сознания. Инновационное сознание - творческое сознание человека по осознанию (воспроизводству и оценке) инновационной деятельности, включающее цели, мотивы, ориентации, психологические установки, направленные на осуществление инновационных изменений.
7. Инновационному сознанию соответствует и новая инновационная форма мышления. При этом инновационное сознание и инновационное мышление связаны с принципиально разными уровнями познания социальной действительности: инновационное сознание связано с познанием функционирования и развития социальных и экономических законов общества, а инновационное мышление связано с включенностью людей в социально-экономическую практику. Инновационное мышление – это деятельность инновационного сознания, направленная на познание и отражение инновационных отношений, потребностей и интересов, инновационной деятельности в целом и ее преобразования, а ходе социально-полезной практической деятельности.
8. Человек с новым инновационным типом сознания и мышления, способный реализовывать социальные и культурно-технологические программы будущего, формируется, прежде всего, в рамках системы образования. Современные образовательные институты направлены на развитие личности каждого человека, на формирование творческого мышления и инициативы. Инновационное обучение позволяет генерировать идеи и новые знания, позволяя инновациям стать непрерывным процессом.
9. Формирование инновационного общества еще не завершено. Связано это с тем, что социальное развитие сегодня объединено с развитием человека, а это требует более длительного переходного периода от одного качественного состояния общественной системы к другому.
Струк Е.Н. является автором учебно-методических комплексов: «Социология для студентов технических специальностей», «Социология образования», «Гендерология и феминология», «Социология инноваций» и других. За годы научно-педагогической деятельности (более 10 лет) Струк Е.Н. издано более 40 научных и учебно-методических трудов, в том числе:
Адаптация современного российского общества к социальным инновациям Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2005. - № 3.- 0,3 п.л.
Реформа университетского образования в современной России: инновация или нонинновация? Современный университет: образование, наука, культура: Материалы Международной научно-практической конференции. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ. – 2005. – 1 п.л.
Инновационное сознание в информационном поле России «Социальное пространство Урала в условиях глобализации – XXI век». – Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. - 0,4 п.л.
The European innovational process in education and its influence on the higher school in Russia // European journal of natural history, 2006. - № 2. - 0,12 п.л. и других.