Столяр Абрам Давидович
  1. Ученая степень
    доктор исторических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Исторические науки
  4. Регион
    Россия / Санкт-Петербург

Абрам Давидович Столяр родился 10 мая 1921 г. в г. Мелитополь (Украина). Отец — часовой мастер; мать — домохозяйка. Решающим в отрочестве был переезд с родителями в Ленинград (1932). Обучение и воспитание в достойных школах Василеостровского района (7-й, 17-й или «бывшей гимназии Мая», 1-й образцо-вой) было гуманитарно дополнено шестилетним «университетом» замечательных школьных кружков Эрмитажа, Кунсткамеры и Русского музея. Летом 1937 г. участвовал как практикант в раскопках уникального Оленеостровского могильника (мезолит) в Карелии под руководством В. И. Равдоникаса. В 1938 г. поступил на исторический факультет ЛГУ. В августе 1941 г. ушел добровольцем в Красную Армию (Ленинградский и Волховский фронты). Награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Ленинграда» и рядом других. В январе 1946 г. вернулся на исторический факультет. С этого времени и «навсегда» его основным наставником стал профессор М. И. Артамонов, которого А. Д. Столяр почитает как своего духовного отца. Именно по его инициативе семинарский доклад А. Д. Столяра на IV курсе «Мариупольский могильник» был опубликован издательством ЛГУ (3 п. л.) в 1947 г. Эта работа открывала путь новаторски фундаментальному анализу и исторической атрибутике целой серии особо значительных памятников первобытной культуры Украины. В 1947–1948 гг., будучи дипломником, получал именную стипендию. С 1948 по 1952 г. — аспирант, участвующий в преподавании (практические занятия). В 1953 г. была реализована возможность защиты кандидатской диссертации «Мариупольский могильник как исторический источник». В целом особая роль в его научном становлении принадлежала помимо М. И. Артамонова и В. И. Равдоникаса П. П. Ефименко, С. Н. Замятнину, П. И. Борисковскому, М. П. Грязнову и Б. Б. Пиотровскому; а в этико-историческом аспекте — С. Н. Валку и В. В. Мавродину. В 1952–1953 гг. А. Д. Столяр заведует сектором истории Отдела науки Дворца пионеров; в 1954–1956 гг. состоит старшим научным сотрудником Крымского филиала АН СССР. В 1956–1964 гг. он старший научный сотрудник Эрмитажа, завершающий в этих стенах свое археолого-гуманитарное становление. В 1964 г. он перешел на работу в ЛГУ (по конкурсу — доцент кафедры археологии). По настоянию М. И. Артамонова в 1972 г. защитил докторскую диссертацию «Происхождение изо-бразительного искусства Евразии». На протяжении 1972–1995 гг. заведовал кафедрой археологии, одновременно руководя секцией археологии министерского Головного совета по истории. С 1974 г. — профессор. Читал общие проблемно-авторские курсы «История первобытного общества», «Основы археологии», «Первобытная культура» и ряд спецкурсов. Немало сил отдал подготовке более 20 аспирантов (в том числе студентов-африканцев), которые успешно защитили кандидатские диссертации. В 1997–20-07 гг. по совместительству вел преподавание на кафедре философии культуры и культурологии философского факультета СПбГУ. Те же оригинальные курсы периодически читал в 22 вузах СССР (в некоторых неоднократно), а также за рубежом (в Софии, Тромсо, Хельсинки, Турку, Рованиеми, дважды — в Будапеште). Полевой опыт А. Д. Столяра определяется участием в раскопках 34 экспедиций, работавших в границах обширно широтного (от Дне-пра до Забайкалья) и долготного (от Крыма и Кызылкумов до Беломорья и тундры Рыбачье-го полуострова) ареалов. В десяти экспедициях был начальником. В исключительно масштабной («новостроечной») Волго-Донской экспедиции (1949–1951) А. Д. Столяр впервые применил землеройно-транспортные машины и разработал начальные основы такой технологии (публикация 1953 г.). В середине 1960-х годов ему пришлось в связи с отсутствием на факультете условий для камеральной обработки добытой раскопками коллекций ориентировать полевые работы на исследование петроглифов севера Европейской России. В результатах полевой деятельности А. Д. Столяра особого выделения заслуживают два памятника. Во-первых, это датирующийся мезолитом (иначе — послеледниковой эпохой лука и стрел) Первый Васильевский могильник (публикация 1959 г.) на левом берегу Днепра, вблизи от легендарного порога Ненасытец (южнее Днепропетровска). Во-вторых, уникальная древнейшая крепость Мешоко (V–IV тыс. до н. э.) в Адыгее (примерно 40 км южнее Майкопа). Семилетние раскопки (1958–1960, 1962–1965) этого уникума под руководством А. Д. Столяра обогатили отечественное источниковедение совершенно новыми материалами исключительного значения для разработки проблемы конкретно-исторического становления производящего хозяйства. Исследовательская программа всей деятельности А. Д. Столяра определяется тремя проблемными темами. Первая и особенно значительная представлена полувековым опытом (публикации авто-ра с 1960–1961-х годов) постановки конкретно-исторического анализа величайшего феномена в генезисе сапиентной культуры — внешне внезапного, подобного чуду, появления в культуре неоантропа выразительных анималистических живописи и графики. Сохраняющаяся с начала минувшего века «загадочность» ледникового «художества» практически привела к исключению этой проблемы как сверхъестественного явления из исследовательской программы культурологии Запада. А у А. Д. Столяра глубокий анализ всего источниковедческого фонда рождения творчества укреплял веру в познавательные возможности атрибуции особых древних реликвий по их былым интеллектуально-символическим функциям. В итоге он пришел к все обогащающейся документации колоссального ментального становления человека в свете концепции В. И. Вернадского и Тейяра де Шардена, утверждающей интеллектуальную природу и в целом духовную сущность человеческого феномена. На основании достаточно представительных археологических источников удалось распознать глубинные корни самой элементарной символической активности («натуральное творчество») древностью до 200–250 тыс. лет, а затем предложить общую рабочую гипотезу становления всего финально четвертичного творчества, которая получила условное название идеи «на-турального макета». Второй цикл исследований, хронологически продолжающий палеолитический раздел, в основном посвящается выяснению историче-ской миссии петроглифических святилищ Севера (прежде всего собрания Карелии и Кольского полуострова). Развитие гипотезы Д. В. Бубриха («контактная теория») позволяет раскрыть исключительное значение таких монументальных комплексов неолитической эпохи как могучих энергетических источников всего этносоцио-культурогенеза в безбрежной зоне архаичных культур, по-прежнему существующих на основе присваивающего хозяйства. По такому индексу в мерах философии ноосферы вся Фенноскандия оказывается авангардным звеном первобытного прогресса, поднимая тем самым вопрос об актуальности исторической реабилитации якобы безнадежно застойной периферии Севера Европы. Третья, как бы дополнительная, исследова-тельская тема определяется необходимостью хотя бы минимальной исторической атрибуции уникального энеолитического клада, представленного крепостью Мешоко. Особое историческое богатство этого памятника позволяет сейчас говорить, что к давно уже бытующей формуле «курганный феномен Майкопа» добавляется феномен древнейшей крепости на Северном Кавказе. Петроглифическая эстафета продолжена его учеником (с 1965 г.) В. Я. Шумкиным. Их объединяют более 40 лет сотрудничества. Ныне выпускник кафедры 1973 г. является ведущим сотрудником ИИМКа РАН, успешно возглавляющим масштабные и принципиально важные исследования на Кольском полуострове, обладающим в науке авторитетным именем, по меньшей мере в масштабе Фенноскандии. Преемственность налицо и по третьему (на-помним, «крепостному») блоку. Здесь такой контакт реализуется в искреннем и воодушевленном взаимодействии с научным сотрудником Эрмитажа С. М. Осташинским (выпускником кафедры 1999 г.). Совместно ими готовится к изданию фундаментальная монография, представляющая всю документацию раскопок крепости Мешоко. При этом С. М. Осташинский успешно ведет самостоятельное исследование индустрии камня этого памятника (опубликованы 3 статьи) и, что особенно значимо, возобновил раскопки (2006–2008) древней твердыни. Совсем иное положение с накопленными А. Д. Столяром материалами по ведущей теме его исследования — целому клубку проблем начального генезиса творчества. Здесь некому передавать продолжение этой исследовательской линии. Причины игнорирования мировоззренчески важной темы достаточно весомы. Помимо сложности самого предмета и неизбежности в его исследовании значительного подготовительного периода, очень губительно сказывается все нарастающая с середины прошлого века биоло-гизация изучения реалий эпохи камня (анализ и обоснование такого заключения см. в статье «Проблема исторической гуманизации первобытной археологии». О недооценке такой проблематики говорят и учебные планы истфака. На факультете действуют три (!) кафедры истории искусства, и ни одна из них не включает в свой план курс «Происхождение творчества», с которого, по элементарной логике истории следовало бы начинать изучение данного предмета. В целом оригинальная и перспективная идея как широкая на-учная гипотеза активно живет в науке более 40 лет. Она прошла через серию многочисленных обсуждений, включая дискуссию на страницах «Советской этнографии» (1975–1978). Новаторство, исключительная научная ценность, по существу, сейчас единственной в литературе концепции конкретно-исторического уровня мною неоднократно подчеркивались в оценочных за-ключениях (см., например, «Советская этногра-фия», 1976, № 6, с. 68–78; 1987, № 3, с. 152–155), «Quartär». 1967. Вd 18. В творчестве А. Д. Столяра особое место занимает монография «Происхождение изобразительного искусства» (Издательство «Искусство». М., 1985, 41 п. л.), отмеченная дипломом лауреата Университетской премии (1987). Две книги написаны им в соавторстве с Я. В. Доманским : «По бесовым следам» (Л., 1962) и «Из тьмы Лесов». (СПб., 2004). Общее число публикаций — 230 (в том числе 28 зарубежных). Они распределяются по четырем группам: а) проблема рождения творчества (85 публикаций); б) исследование петроглифов (60); в) крепость Мешоко (14); г) персоналии — краткие очерки об исключительном значении научных инициатив наших предшественников и их высокой научной этике (32). Та же задача этико-исследовательского воспитания научной смены определила проведение двух Международных юбилейных конференций, посвященных 100-летию профессоров В. И. Равдоникаса (1994) и М. И. Артамонова (1998). Их инициатором, автором проекта и основным организатором был А. Д. Столяр. К числу примерно десяти дополнительных авторских работ относятся два сценария научно-популярных фильмов, учебный диафильм «Как родилось искусство», авторские телепередачи. А. Д. Столяр постоянно принимал активное участие в деятельности как международных конгрессов (Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, Норвегия), так и отечественных конференций и совещаний по проблемам истории культуры, выступал с докладами (в том числе и пленарными). Неоднократно состоял членом Оргкомитетов таких форумов. Особенно плодотворно сотрудничал с Арктическим центром ЮНЕСКО (Рованиеми). А. Д. Столяру присвоено почетное звание заслуженного работника высшей школы РФ (1996), он награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего образования РФ» и знаком «За отличные успехи в работе», а также почетными грамотами Минвуза и университета. Является почетным членом международного общества «Изучения истории первобытного искусства» (Эстония—Финляндия).

Научные публикации

Мариупольский могильник как исторический источник // Советская археология. 1955 г. Т. XXIII.

Первый Васильевский мезолитический могиль-ник // Археологический сборник Государ-ственного Эрмитажа. Вып. 1. Л., 1959.

Мешоко — поселение майкопской культуры. Сборник материалов по археологии Адыгеи. Т. II. Майкоп, 1961.

О роли «натурального макета» как исходной формы изобразительного творчества // Архе-ологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 6. Л., 1964.

Натуральное творчество неандертальцев как основа генезиса искусства // Первобытное ис-кусство. Новосибирск, 1971.

К вопросу о социально-исторической дешифровке женских знаков верхнего палеолита // Материалы и исследования по археологии СССР. № 185 (перевод в США — Soviet An-thropology and Archaeology. 1977/1978. № 16).

Опыт анализа композиционных структур петроглифов Беломорья // Советская археоло-гия. 1977. № 3.

Об археологическом аспекте генезиса анимали-стического искусства в палеолите Евразии // Советская Этнография. 1978. № 3 (перевод в США — Soviet Anthropology and Archaeology. 1977/1978. № 17).

Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.

Spiritual treasures of ancient Karelia // Myandash. Rock art in the ancient Arctic. Rovaniemi, 2000.

Вертикальное погребение (Оленеостровский мо-гильник — мезолит) как предтеча монумен-тального антропоморфного образа // Археоло-гия в пути или путь археолога. Ч. I. СПб., 2001.

Milestones of spiritual evolution of prehistoric Kare-lia // Folklore. Vol. 18/19. Tartu, 2001.

L'ile des morts du lac Onega // Dossiers d'archeologie. N 270. Fevrier, 2002. Paris.

Мешоко — древнейшая энеолитическая крепость Предкавказья // Невский археолого-историографический сборник. СПб., 2004.

Oleniislandcemeteryandthefirstpetroglyphsoflake Onega // Aurin-Kopeura. Vol. 2. Tartu, 2004.

Проблема исторической гуманизации первобытной археологии эпохи камня; Архив археологических свидетельств генезиса первобытного сознания // Структурно-семиотические исследования в археологии. Т. 3. Донецк, 2006.

Мировоззренческий феномен этносоциокуль-турогенеза первобытного севера Европей-ской России // Первобытная и средневековая история и культура европейского Севера: Междунар. конф. Соловки, 2006.

Уроки гражданского мужества историков: научное содружество В. В. Мавродина и М. И. Артамонова (1936–1974 гг.) // Мавродинские чтения. СПб., 2009.


Последняя редакция анкеты: 29 мая 2010