1. Ученая степень
    кандидат педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Москва

Степанова Ольга Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией анализа эффективных педагогических практик в образовании Государственного бюджетного научного учреждения "Московский институт развития образования"; член Гильдии экспертов качества профессионального образования; Федеральный эксперт в сфере профессионального образования; член Союза журналистов Москвы; член Союза журналистов России; аккредитованный эксперт в сфере образовани.

Научные интересы: специальное и инклюзивное образование, андрагогика, социальная и педагогическая психология.

Участие в научно-исследовательских проектах:

1. Педагогические технологии оценки содержания и методов коррекционно-педагогического аспекта в деятельности дошкольных образовательных учреждений общего назначения (Министерство образования и науки РФ, 2001);

2. Развитие сети коррекционного и компенсаторно-развивающего обучения в системе профессионального образования (НИР в рамках ГЦП «Рабочие кадры на 2008-2010 гг.», Департамент образования города Москвы, 2008);

3. Педагогические основы деятельности системы коррекционного и компенсаторно-развивающего обучения в колледжах (институциональный Грант города Москвы в сфере профессионального образования, 2008);

4. Разработка регламентов и методического сопровождения организации обучения инвалидов, находящихся на дому, в системе среднего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий и требований к единому центру организации дистанционного обучения инвалидов (Министерство образования и науки РФ, 2010);

5. Разработка модели обеспечения доступности профессионального образования всех уровней для граждан с ограниченными возможностями здоровья посредством взаимодействия образовательных учреждений, сообщества работодателей и некоммерческих организаций инвалидов (ФЦПРО, 2012);

6. Мониторинг показателей развития отечественного и зарубежных рынков медицинских изделий в 2012 году и прогноз их изменения на период 2013-2015 годы (Минпромторг России, 2013);

7. Научно-методическая поддержка сетевых форм реализации образовательных программ профильного обучения с использованием ресурсов Москвы как крупного научного и культурного центра (Государственное задание ГБНУ "МИРО", 2014);

8. Анализ эффективных педагогических практик в системе общего образования города Москвы (Государственное задание ГБНУ "МИРО", 2014);

9. Анализ практики индивидуализации образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе общего и профессионального образования города Москвы (Государственное задание ГБНУ "МИРО", 2015);

10. Методические рекомендации по использованию социокультурных ресурсов мегаполиса в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (Государственное задание ГБНУ "МИРО", 2015);

11.Экспертно-аналитический обзор моделей психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных комплексов (Государственное задание ГБНУ "МИРО", 2015) и др.

Награды и достижения.

2007 г. - Благодарность Губернатора Московской области за значительный вклад в развитие профессионального образования области и разработку новых программ подготовки педагогов.

2010 г. - Диплом лауреата конкурса Фонда развития отечественного образования «Лучшая научная книга 2009 года».

2012 г. - памятная медаль "300 лет М.В.Ломоносову".

2013 г. - Диплом VI Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» за личный вклад в развитие интеллектуальной собственности в сфере образования.

2013 г. - Диплом лауреата Всероссийского конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу 2012 года среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских организаций.

2014 г. - Благодарность Главы Российского Императорского Дома Великой княгини Марии Владимировны за примерное служение Отечеству и высокополезные труды во благо Государства Российского.

Научные публикации

Автор более 190 работ по проблемам общего и профессионального образования.

Монографии, учебные и методические пособия:

1. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве [Электронный ресурс]: Сборник нормативных правовых документов для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций на компакт-диске / М.Н. Лазутова, О.А. Степанова, Н.Д. Малахаткина, А.Л. Боровков – сост. / Государственное бюджетное научное учреждение «Московский институт развития образования». – М., [2015] - 1 электрон. опт. диск (СD-ROM); 12 см. — Загл. с вкладыша контейнера. — Содерж.: 1. Нормативные правовые акты Российской Федерации РФ; 2. Нормативные правовые акты города Москвы. 3. Приложение.

2. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: Учебник и практикум для академического бакалавриата /Под ред. Н.В.Микляевой (гриф УМО). М.: Издательство Юрайт, 2014. — Серия : Бакалавр. Академический курс (в соавторстве).

3. Инклюзивное образование: учеб.-метод. пособие / Сост. - Т.В.Кожекина, О.А.Степанова, М.В.Рогачева. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 220 с.

4. Охрана здоровья и формирование здорового образа жизни обучающихся в образовательных организациях города Москвы: Сборник нормативно-правовых документов, методических и информационных материалов / Сост.: О.А. Степанова, Н.Д. Малахаткина; вступ. ст. – М.Н. Лазутова. – М.: ГБНУ «МИРО», ООО«Книгодел», 2013. – 304 с. ISBN 978-5-9659-0090-9

5. Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки для детей: Методическое пособие. - М.: Баласс, 2012. - 144 с.

6. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья с учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе. - 2012. - № 8. - 60 с.

7. Профессиональное образование и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья : Сборник нормативных правовых, методических и информационных материалов /Сост. О.А.Степанова. - М.: НИИРПО, 2012. - 284 с.

8. Степанова О.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для студентов пед. колледжей и вузов. - М.: Форум, 2009. - 112 с.

9. Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 276 с.

10. Степанова О.А. Развитие ребенка в игровой деятельности: Обзор программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

11. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

12. Степанова О.А. Рабочий журнал учителя-логопеда ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 144 с.

13. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 112 с.

14. Степанова О.А. Подготовка детей к школе: Развивающие игры и упражнения: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144 с.

15. Предшкольное образование: содержание и методика: экспериментальная программа дополнительного профессионального образования /науч. ред. Г.Ф. Кумарина, О.А. Степанова. - СПб.: КАРО, 2006. - 96 с.

16. Дошкольная логопедическая служба: Методическое пособие /Под ред. О. А. Степановой. (Книги 1, 2). - М.: ТЦ Сфера, - 2005, 2008.

17. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

18. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.

19. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

20. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

21. Степанова О.А. Рабочий журнал логопеда ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 144 с.

22. Степанова О.А. Журнал рабочих контактов логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 144 с.

23. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для ССУЗов // Под науч. ред. Г.Ф.Кумариной. - М.: ИЦ "Академия", 2003.- 278 с.

24. Степанова О.А. Основные направления педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций у младших школьников //Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред. Г.Ф.Кумариной. - М.: Академия, 2003. - С.178-207.

25. Степанова О.А. Компетентностный подход в подготовке и повышении квалификации педагогов по коррекционно-развивающему направлению // Педагогика: семья – школа – общество: монография [Л.А.Акимова, З.Р.Ахмадиева, В.А.Далингер и др.]; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. Книга 8. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - C.7-16.

Статьи в рецензируемых периодических изданиях и сборниках научных трудов:

26. Степанова О.А. Модель психолого-педагогической поддержки ребенка с нарушением речевого развития в инклюзивной группе // Педагогический журнал Башкортостана. 2015 .№ 4.

27. Степанова О.А. Разработка новых модулей уровневой подготовки педагогов дошкольного образования // Yearbook of Eastern European studies. 2014. No. 3. Р. 220-230.

28. Степанова О.А. Социокультурная среда мегаполиса как ресурс развития общего и профессионального образования лиц с ОВЗ // Научные исследования в образовании. 2014. № 2. С. 36-41.

29. Степанова О.А. Сетевые формы реализации программ профильного обучения с использованием ресурсов Москвы как крупного научного и культурного центра: постановка проблемы // Научные исследования в образовании. 2014. № 7. С. 36-46.

30. Степанова О.А. Особенности оценки эффективности деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы для отдельных категорий обучающихся Психология. Социология. Педагогика (электронный журнал). Выпуск 3(46). Май-Июнь 2015. URL: http://www.ingnpublishing.com/zhurnaly/enzh_psihologiya_sociologiya_pedagogika/release_3_46_may-june/72584/

31. Степанова О.А. Анализ эффективных педагогических практик в системе общего образования: постановка проблемы // Психология. Социология. Педагогика (электронный журнал). Выпуск 4(41). Апрель-Декабрь 2014. URL: http://www.psychology-sociology-pedagogy.ingnpublishing.com/archive/2014/release-4-41-april-june/stepanova_o_a_analiz_effektivnyh_pedagogicheskih_praktik_v_sisteme_obwego_obrazovaniya_postanovka_problemy/

32. Степанова О.А., Кожекина Т.В. Центр профессиональных педагогических квалификаций: проектирование модели // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 9. - С.27-30.

33. Степанова О.А. Доступность профессионального образования для инвалидов // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 3. - С.46-47.

34. Степанова О.А. Программно-целевой подход в реабилитации и профессиональном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: московский опыт // Научные исследования в образовании. - 2013. - № 10. - С.22-29.

35. Степанова О.А. Развитие человеческого потенциала как актуальная задача инклюзивно-ориентированного образования // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 8. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. – М., 2013. – Ч. 2. - С.569-571.

36. Степанова О.А. Модернизация профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе инклюзивного подхода // Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационно-технологического развития и сотрудничества. Тр. Первой междунар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. – М., 2013. – Ч. 1.

37. Степанова О.А., Юсупов Р.Г. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы:инклюзивный контекст // ВЕСТНИК УГАЭС. НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКОНОМИКА. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА. - 2013. - № 1. С.104-108.

38. Степанова О.А. Доступность профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: многоуровневый подход // Научные исследования в образовании. - 2013. - № 1. - С.33-45.

39. Степанова О.А. Интегрированное и инклюзивное образование в России: итоги двух десятилетий // Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании /Под ред. А.А.Майера. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - С.128-142.

40. Степанова О.А. Интеллектуальная собственность в специальном и инклюзивном образовании: постановка проблемы // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 6. - С.47-52.

41. Савина М.С., Степанова О.А. Перспективы развития профессионального образования лиц с ОВЗ //Профессиональное образование. Столица. - 2012. - № 2. - С.26-28.

42. Степанова О.А. Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели и варианты институционализации // Современные исследования социальных проблем [электронный научный журнал]. - 2012. - № 2. URL: URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/2/stepanova.pdf (дата обращения: 18.03.2012)

43. Степанова О.А., Амиридзе С.П. Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научные исследования в образовании. - 2012. - №3. - С.28-37.

44. Степанова О.А. Программно-целевой подход как основа модернизации региональной системы реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С.Пивоваров. - М.: ИНОН РАН, 2012. - Ч.2.- С.527-531.

45. Степанова О.А. Развитие учебного коллектива гетерогенного типа в условиях инклюзивного образования // Специальная педагогика и специальная психология: Сб. научных статей участников IV Международного теоретико-методологического семинара 4 апреля 2012 г.: В 2 тт. Том 1. Современные проблемы теории, истории, методологии. - М.: ЛОГОМАГ, 2012. - С.158-162.

46. Степанова О.А. Постдипломное образование педагогов-дефектологов // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 9. - С.33-34.

47. Степанова О.А. Концептуальная модель педагога, обучающего лиц с ограниченными возможностями здоровья //В мире научных открытий (Серия: Проблемы науки и образования). - 2011. - № 5.1 (17). - С. 450-460.

48. Степанова О.А. Модель профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья // В мире научных открытий. (Серия: Проблемы науки и образования). - 2011. - Т.14. - № 2.1. - С.348-355.

49. Амиридзе С.П., Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях СПО: медицинские аспекты // Научные исследования в образовании. - 2011. - №9. - С.9-15.

50. Степанова О.А. Развитие учебного коллектива гетерогенного типа в учреждениях профессионального образования: ресурсы информационно-образовательного пространства // Проблемы педагогики в современном информационно-образовательном пространстве: Сб. статей. - Караганда: Центр гуманитарных исследований «Тезис», 2011. - С. 56-61.

51. Степанова О.А. Модернизация профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 6. Ч.2. /Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. М.: ИНИОН РАН, 2011. С. 704-706.

52. Степанова О.А. Настоящее и будущее инклюзивного образования // Логопед. - 2011. - №8. - С.100-105.

53. Степанова О.А. Логопедическая работа как подсистема педагогического процесса в ДОУ //Управление ДОУ. - 2010. - № 4.- С.8-21.

54. Степанова О.А. Некоторые аспекты разработки организационно-управленческой модели деятельности системы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России: Сб. науч. тр. Ч.2. / Редколл.: Пивоворов Ю.С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - С.296-298.

55. Степанова О.А. Кадровое обеспечение системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России: Сб. науч. тр. / Редколл.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. Ч. 2. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - С.292-296.

56. Степанова О. А. Подготовка педагогов предшкольного образования как инновационное направление деятельности системы дополнительного профессионального образования //Качество. Инновации. Образование: ежекв. науч.-практ. журн. - 2007. - N 4. - C.28-30.

57. Степанова О.А. О логопункте при ДОУ // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С.71-79.

и др.


Последняя редакция анкеты: 18 апреля 2008