1. Ученая степень
    кандидат педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Профессор Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Алтайский край

Степанов Виктор Иванович родился 03.01.1956 г в с. Петровка Троицкого района Алтайского края

В 1981 году окончил исторический факультет Алтайского государственного университета. В 1996 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: "Теоретико-методологические и организационно-педагогические основания негосударственного образовательного учреждения" и стал кандидатом педагогических наук.

Один из основателей негосударственного сектора высшего образования России. С октября 1992 по июнь 1993 года вел подготовительную работу по созданию первого в Алтайском крае негосударственного вуза. В июле 1993 года начались занятия в первой группе в рамках Алтайского структурного подразделения Томского высшего экономико-юридического колледжа. С января 1995 года стал ректором Алтайского экономико-юридического института, который приобрел известность в Сибири, а в 2012, 2013. 2014, 2015 и в 2016 годах стал по итогам мониторинга Министерства образования и науки эффективным вузом.  В 1994 году В.И. Степанов создал первый в России негосударственный учебно-научный образовательный комплекс на базе школ № 14, 25 и 112 г. Барнаула и Алтайского экономико-юридического института.  С 1995 года по совместительству работал доцентом, профессором, а в 2009 году был избрал заведующим кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин АЭЮИ. Награжден дипломом "Золотая кафедра России". За время работы сформировал научную школу по направлению: некоторые тенденции развития государственного и негосударственного секторов высшего образования в России, ряде зарубежных государств Азии и некоторых странах БРИКС.

В.И. Степанов является членом Исполнительного Комитета Попечительского Совета Российской ассоциации негосударственных образовательных учреждений, сопредседателем Общероссийского общественного движения "Образование - будущее России", председателем его Алтайского отделения; принимал участие в Парламентских слушаниях, посвященных вопросам реформирования образования, работе первой сессии Российского образовательного парламента, разработке Национальной Доктрины развития образования, член Российского Союза ректоров, член совета ректоров Алтайского края и Республики Алтай.

Область научных интересов - качество высшего образования, трансформация государственного и негосударственного секторов высшего образования. Активный участник международных и Всероссийских научных конференций. Его статьи по вопросам высшего образования регулярно публикуются на страницах ведущих российских и зарубежных журналах, а также в электронных изданиях в сети Интернет. В.И. Степанов является автором и соавтором 240 научных работ, 5 монографий, учебника, 5 учебных и учебно-методических пособий, 3 с грифом УМО, используемых в педагогической практике. В базе РИНЦ имеется более 60 публикаций, 4 публикации, входящих в ядро РИНЦ, 3 статьи в зарубежных журналах, 38 ВАКовских статей, 2 статьи Scopus. Текущее значение индекса Хирша = 7. Лауреат Всероссийских конкурсов на лучшую научную книгу среди преподавателей высших учебных заведений. Является действующим членом Международной Объединенной Академии Наук (МОАН) Секция педагогика. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Награжден медалью К.Д. Ушинского, знаком "За вклад в развитие города Барнаула", Почетными Грамотами ЦК ВЛКСМ, КК ВЛКСМ, райкомов КПСС, райисполкомов и райкомов ВЛКСМ, Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, Следственного управления при ГУВД Алтайского края, администрации Железнодорожного района г. Барнаула. Ветеран труда.

Научные публикации

Автор и соавтор монографий: "Проблемы негосударственного образования в России" (1995 г.), "Проблемы становления и развития негосударственного сектора высшего образования в России" (2004 г.), "История становления и развития органов предварительного следствия в России" (2006 г.), "Организационно-педагогические основания становления и развития негосударственного сектора высшего образования в России, странах СНГ и Балтии" (2009), "Вопросы становления и развития частного сектора высшего образования в России, странах СНГ и Балтии" (2013). DOI: https://doi.org/10.17513/np.593, "Актуальные вопросы информатизации образовательного процесса" (2014 г.), автором и соавтором учебников, учебных и учебно-методических пособий: "Теория бухгалтерского учета" (2007 г.), "Социология управления" (2007 г.), "Теория организации" (2008 г.), "Экономико-математическое моделирование" (2009 г.) (Гриф УМО), "Математическое моделирование природных процессов в природообустройстве" (2009 г.),  "Теория вероятностей" (2009), "Бухгалтерское дело: принципы организации" (2009 г.),  "Математическое моделирование в задачах агрофизики" (2012 г.) (Гриф УМО),  "Элементы теории вероятностей и математической статистики. Примеры, упражнения, контрольные задания" (2013 г.), "Гражданское процессуальное право" (2014 г.), "Математическая статистика" (2017), "Иностранный язык (английский) в сфере юриспруденции", Иностранный язык (английский) направление подготовки 38.03.01 Экономика (2018).

Автор и соавтор научных статей: Взаимодействие государственных и негосударственных вузов: проблемы, тенденции, перспективы развития и совершенствования // Вестник сибирского отделения Академии наук высшей школы. 1999. № 1(5), Роль дисциплин "Информатика" и "Правовая информатика" в развитии правовой информатизации общества // Вестник Томского государственного педагогического университета Серия: гуманитарные науки (юриспруденция). 2006. Выпуск 11 (62), Роль информационных технологий и инноваций в обеспечении качества образования в негосударственных вузах. // Вестник Томского государственного педагогического университета (Раздел: педагогика высшей школы). 2012. Выпуск 11 (126), Quality Assurance Features of Higher Education in the Bologna Process // World Applied Sciences Journal. 2012. № 20, Проблемы обеспечения качества высшего образования в рамках Болонского процесса // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. Выпуск 6 (134), Некоторые проблемы внедрения в частных вузах Европейской системы трансфера зачетных единиц (ECTS) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. Выпуск 11 (139), Problems of Introducing the European Credi Transfer and Accumulating System (ECTS) Within the Framework of the Bologna Process // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27, Кризис образования в современной России и пути его преодоления // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) 2014. Вып. 11 (152).  С. 193-197, Information technology in ensuring the quality of education at private colleges in Russia // Biosciences Biotechnology Research Asia. 2014. Vol. 11. № 3. P. 1713-1718,Some Problems of Introducing European Credit Transfer System (ECTS) into Non- State Higher Institutions // Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy September. 2015. Vol. 6. No 5. P. 243-248. Образование как объект познания // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) 2015. Вып. 1 (154).  С. 161-166, Проблемы формирования европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) 2016. Вып. 4 (169).  С. 131-139, О ценностных ориентациях на творчество студентов государственных и частных вузов // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) 2017. Вып. 12 (189).  С. 25-29. DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-25-29, О мотивах студентов государственных и частных вузов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 1 (190). С. 123-128. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-123-128, Роль преподавателя в развитии творческого потенциала личности студентов в процессе обучения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 3 (21). С. 161-172. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-161-172, Развитие государственного и частного секторов высшего образования в Японии // Юрист ВУЗа. 2023. № 6. С. 36-40.

Опубликованы статьи, учебные пособия в изданиях Российской Академии Естествознания: Students’ Value Orientations to Creativity in State and Non-State Higher Institutions // International journal of experimental education. 2009. №1. С. 12-14, Математическое моделирование в задачах агрофизики //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 6. С. 71-72, Учет агрометеорологической информации при разработке мелиоративных мероприятий на рисовой оросительной системе // Наука и образование в современной России, М., 13-15 ноября 2013 г., Информационные модели рисовой оросительной системы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 9. С. 59, Элементы теории вероятностей и математической статистики. Примеры, упражнения, контрольные задания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11 (часть 1). С. 116, Математическое моделирование природных процессов в природообустройстве (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8 (часть 2). С. 172-173, Информатизация высшего юридического образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 8 (часть 5). С. 1195-1200, Математическое моделирование природных процессов в природообусройстве (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 8 (часть 2). С. 172-173, Моделирование рисковых ситуаций при оценке мелиоративного состояния агроландшафта // Успехи современного естествознания. 2015. №1 (часть 7). С. 1150-1154, Математические модели в профессиональном образовании // Современные наукоёмкие технологии. 2015. № 9. С. 78-81, Математическое моделирование природных процессов в природообустройстве // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №10 (часть 2). С. 165-167, Влияние негосударственного сектора высшего образования на повышение культурного и образовательного уровня граждан России // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-1. С. 157-161, Формирование профессиональных компетенций при изложении дисциплины "Математическое моделирование процессов в компонентах природы" // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 48-52, Трансформация государственного и частного секторов высшего образования в Бразилии // Современные проблемы науки и образования. Сетевое издание | ISSN 2070-7428 2022. № 3. С. 28, Модификация государственного и частного секторов высшего образования в Китае // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 8. С. 195-199, Трансформация государственного и частного секторов высшего образования в Социалистической Республике Вьетнам // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 10 (часть 2). С. 297-301, Развитие государственного и частного секторов высшего образования в Японии // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 156-160.

Степанов Виктор Иванович имеет награды


Последняя редакция анкеты: 26 июня 2024