Старовиков Михаил Иванович
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Алтайский край

Родился 9 мая 1959 г. в с. Троицкое Целинного района Калмыцкой АССР. Там же в 1976 г. окончил среднюю школу. Поступил в Воронежский поли-технический институт в 1976 г. на физико-технический факультет по специ-альности «Физика металлов». Окончил институт в 1981 г., получил квалифи-кацию «Инженер металлург». Был распределен инженером в проблемную лабораторию нитевидных кристаллов при ВПИ инженером. Затем работал в этой лаборатории старшим инженером и младшим научным сотрудником. В 1987 г. под руководством д.ф.-м.н. А.И. Дрожжина защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по теме «Структурные и кинетические особенности пластической деформации ните-видных кристаллов кремния». По этой теме опубликовано 34 научные рабо-ты, в том числе, 2 монографии и 3 авторских свидетельства на изобретения (в соавторстве).

С 1987 г. работает в Бийском педагогическом государственном универси-тете имени В.М. Шукшина (ныне ГОУВПО «АГАО») в различных должно-стях: старший преподаватель, доцент кафедры физики, заведующий кафед-рой физики, проректор по экономическим вопросам, декан физико-математического факультета, профессор кафедры физики. В 1988 году М.И. Старовиков возглавил научно-исследовательский сектор вуза, под его руководством выполнялись хоздоговорные НИР. С 2000 по 2003 г. был док-торантом кафедры педагогики Алтайского государственного университета. Научный консультант – д.п.н., профессор, действительный член РАО Ю.В. Сенько. В 2007 г. защитил докторскую диссертацию «Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информати-зации процесса обучения (на материале курса физики)».

В диссертации представлена дидактическая модель формирования иссле-довательской деятельности школьников в курсе физики. Подробно рассмат-ривается понятие учебной исследовательской деятельности, содержательные и процессуальные характеристики обучения, нацеленного на ее становление. Центральное место в содержании обучения занимает экспериментальный ме-тод. Компьютерные технологии обработки данных, моделирования, оформ-ления и презентации результатов учебного исследования включены в содер-жание обучения как непременные компоненты. Учебный процесс проектиру-ется на началах личностно-деятельностного подхода, идей гуманитаризации и демократизации обучения.

Основные результаты работы над докторской диссертацией опубликованы в журналах «Школьные технологии» (2003 г.), «Учебная физика» (2004-06, 2008, 2009 гг.) и других, а также в монографии:

Старовиков, М.И. Становление исследовательской деятельности школьников в курсе физики в условиях информатизации обучения [Текст] : монография / М.И. Старовиков; Барнаульский гос. пед. ун-т. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2006. – 318 с.

В 2002–2004 гг. по гранту Национального фонда подготовки кадров вы-полнил научно-методическую разработку «Экспериментальный метод позна-ния в физике». Разработка представляет собой учебно-методический ком-плекс для учащихся 9-11 классов. Комплекс полностью опубликован на сайте Республиканского центра экспертизы мультимедиа и телекоммуникаций в образовании (www.mto.ru) в разделе «Другие проекты» «Коллекция автор-ских образовательных проектов – победителей Конкурса НФПК».

Для студентов вузов, обучающихся по физическим и техническим специ-альностям М.И. Старовиковым написано учебное пособие «Введение в экс-периментальную физику» (СПб: Изд-во «Лань», 2008. – 224 с.)

Научные интересы: методика преподавания физики, обучение школьни-ков и студентов экспериментированию и моделированию.

Награды: почетный работник высшего профессионального образования.

Научные публикации

Опубликовано 100 научных работ, в настоящее время руководит работой двух аспирантов по специальности «Теория и методика обучения и воспита-ния (физика)»


Последняя редакция анкеты: 20 декабря 2010