Старченко Сергей Александрович
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Член-корреспондент Российской Академии Естествознания
  4. Научное направление
    Педагогические науки
  5. Регион
    Россия / Челябинская область

Старченко Сергей Александрович, родился 03.11.1959 г. в городе Медногорске Оренбургской области.

В 1985 году окончил Челябинский государственный педагогический институт. Диплом кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 получил в 1990 году. Диплом доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 получил в 2001 году. Ученое звание профессора присвоено в 2003 году. В 1991 году организовал и создал инновационное общеобразовательное учреждение «Троицкий естественнонаучный лицей №13». В течение 27 лет являлся директором лицея, создал научную школу «Личностно-личностное обучение в условиях интеграции естественнонаучного образования». Разработал теорию интеграции содержания естественнонаучного образования для общеобразовательных учреждений. Впервые представил методологию преподавания учебного предмета «Биофизика» в школе. Разработал теоретические основы формирования и развития творческих видов учебно-познавательной деятельности в системе интеграции основного, дополнительного и профильного обучения. Представил концепцию технологии личностно-личностного образования школьников.

С 2000 по 2010 годы руководил федеральным образовательным проектом «Становление профильной направленности личности в условиях дидактического синтеза содержания естественнонаучного образования биологического вида в лицее». В 2010-2015 годах реализовал региональный образовательный проект «Становление направленности личности в образовательном учреждении «Лицей - исследовательская лаборатория». В 2015-2018 годах успешно реализовал образовательный проект «Предпрофессиональная подготовка учащихся в условиях лицейского технологического парка». С 2018 года, в рамках исследований Южно-Уральского научного центра РАО на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, руководит и реализует проект «Теоретико-методологические основы подготовки востребованных учителей в условиях непрерывного образования: дошкольного, общего, профессионального, дополнительного, высшего».

С 2003 по 2013 гг. и с 2019 по настоящее время являлся членом диссертационного совета Д 212.283.07 на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета».

В настоящее время работает в должности ведущего научного сотрудника управления инновационной деятельности ФГБОУ ВО «Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск). Основное содержание работы: подготовка магистров по направлению «Естествознание», профиль «Технологии естественнонаучного обучения» и подготовка кандидатов и докторов наук по специальности 13.00.01 и 13.00.02. Второе направление работы – научно-исследовательская работа в области моделирования инновационных образовательных структур личностно-личностного образования.

За организацию научно-педагогических исследований и результативность достигнутых результатов Российской академией естествознания присвоено звание «Основатель научной школы» – «Личностно-личностного обучения в условиях интеграции естественнонаучного образования». Для обеспечения содержания педагогического процесса по данной технологии издано 6 учебников и 12 учебных пособий, 9 монографий, разработаны психолого-педагогические средства, используемые в педагогической практике учителями, студентами и аспирантами.

Научные интересы сконцентрированы в области теории личностного обучения и интеграции содержания естественнонаучного образования.

За время научной деятельности подготовлено 12 кандидатов педагогических наук по специальности «Методика преподавания предмета». За 25 лет подготовил 239 лицеистов, получивших золотые и серебряные медали «За особые успехи в обучении». Организовал преемственность обучения, при которой 36 лицеистов, после получения профильного и профессионального образования защитили кандидатские и докторские диссертации. Участвовал с докладами в работе 23 международных научных конференций по проблемам организации инновационной образовательной деятельности и теории естественнонаучного образования, проведенных в России, Советском Союзе и на постсоветском пространстве.

Опубликовано более 150 научных и учебно-методических работ. В том числе учебник «Биология - 6» для новой модели естественнонаучного образования, 2 учебника по биофизике для профильного общеобразовательного учреждения. Издал 8 монографий, 14 учебных пособий, 31 методическое пособие, 2 лабораторных биофизических практикумов, 3 сборника биофизических задач, 23 статьи, отвечающие требованиям ВАК.

Награждён нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» в 1999 году, медалью К.Д. Ушинского, «Ветеран труда», грамотой Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2007г., почётным знаком «Директор года-2014», почётным знаком «Эффективный руководитель», медалью «Общественное признание. Педагогическая слава», «Педагог-новатор». Присвоено Почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования». Представлен в энциклопедии «Челябинский государственный педагогический университет», в энциклопедии «Челябинская область», в Интернет-энциклопедии «Известные ученые».

Научные публикации

1. Старченко С.А., Интеграция содержания естественнонаучного образования в лицее. Теоретико-практический аспект.- М: Издательский дом «Подмосковье», 2000. – 280 с.

2. Старченко С.А., Теория интеграции содержания естественнонаучного образования в общеобразовательном учреждении: монография.- Троицк: Изд-во ООО «Издательство РЕПКОЛ», 2009.- 101 с.

3. Старченко С.А., Шамина С.В., Диагностика естественнонаучного мышления студентов в условиях интеграции содержания физического и биологического образования: монография.- Троицк: Изд-во «УГАВМ», 2012. – 218 с.

4. Старченко С.А., Байзулаева О.Л. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся: монография.- Троицк: Изд-во «УГАВМ», 2013. – 192 с.

5. Старченко С.А., Гайнулина Е.В. Становление естественнонаучного мышления обучающихся педагогического колледжа: монография.- Троицк: Изд-во «УГАВМ», 2015. - 202 с.

6. Старченко С.А. Интегративный подход к содержанию естественнонаучного образования: монография.- Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера».- 2018.- 124с.

7. Старченко С.А. Дидактический синтез физики и биологии в образовательном процессе: монография. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллер». – 2019. – 222 с.

8. Старченко С.А., Белоусов Д.Л., Приймак Т.В. Основы общей биологии: Учебник для 6 класса. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2003.- 164 с.

9. Старченко С.А. Биофизика 10 класс. Учебник для углубленного изучения естественнонаучных дисциплин. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997.- 123 с.

10. Старченко С.А., Шталева Н.Р. Биофизика 11 класс: учебник. – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 242 с.


Последняя редакция анкеты: 16 мая 2020