Соколова Людмила Владимировна
  1. Ученая степень
    доктор биологических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Биологические науки
  4. Регион
    Россия / Архангельская область

Профессор кафедры биологии и экологии человека ПГУ имени М.В.Ломоносова. Родилась 16.10.1960 г. в г. Карл–Маркс–Штадт (ГДР). В 1984 г. окончила АГПИ имени М.В.Ломоносова. Кандидатская диссертация «Системная организация интегративной деятельности мозга учащихся в процессе формирования навыка чтения» (по специальности 03.00.13 – физиология человека и животных) защищена в НИИ ВФГ АПН СССР в 1991 г., докторская диссертация «Психофизиологические основы формирования навыка чтения» (по специальностям 03.00.13 – физиология и 19.00.02 – психофизиология) защищена в ПГУ имени М.В.Ломоносова в.2005 г. Стажировалась в НИИ ВФ РАО (Москва). Наиболее значимые научные результаты: выявлены корреляционные связь между уровнем развития вербальной функции, слухоречевой памяти, структурных компонентов зрительного восприятия, ряда невербальных психических функций и успешностью овладения школьниками навыком чтения; обнаружены особенности формирования познавательных функций, лежащих в основе процесса чтения, у детей с разным уровнем развития навыка чтения; получены новые данные о различиях в пространственно–временной организации биоэлектрической активности головного мозга в состоянии покоя и в процессе когнитивной деятельности у школьников с разным уровнем развития навыка чтения; установлена специфика изменений пространственно–временной организации ЭЭГ в процессе чтения у взрослых при чтении текстов разной сложности; получены данные, позволяющие судить о факторах, определяющих трудности в овладении навыком чтения; впервые показано, что трудности (не нарушения) формирования навыка чтения необходимо рассматривать как один из вариантов онтогенетического развития, отражающего гетерохронность и неравномерность процесса созревания различных структур мозга и механизмов их интегративного взаимодействия в сочетании с влиянием комплекса психолого–педагогических факторов. Член физиологического общества имени И.П.Павлова, член проблемной комиссии по медико–биологическим дисциплинам, член Ученого совета ПГУ имени М.В.Ломоносова, член общественной организации «Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований». Научные интересы в настоящее время: психофизиологические основы трудностей обучения детей и подростков, электроэнцефалографические корреляты когнитивной деятельности, функциональная зрелость мозга. Является руководителем научной работы аспирантов, из которых 3 успешно защитились.

Научные публикации

Имеет более 80 научных публикаций, в том числе:

ЭЭГ–корреляты направленного внимания у школьников с разной успешностью в чтении // Физиология человека. - 2003, – Т. 29, – № 3. – С. 136–138;

Нейропсихологический анализ высших психических функций у первоклассников с задержкой речевого развития // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психолого–педагогические науки». – 2004, – № 2 (6), – С. 55–61;

Spatio–temporal organization of EEG alpha frequency band during reading in 10–11–year–old children // ICON IX International Conference on Cognitive Neuroscience. –Havana, 2005. – P. 375;

Задержка речевого развития как фактор риска успешности познавательной деятельности // Новые исследования. – М., 2005. – № 1 (8), – С. 47–51 (в соавторстве с Т.В.Емельяновой).


Последняя редакция анкеты: 24 апреля 2010