Соколов Андрей Борисович
  1. Ученая степень
    доктор исторических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Исторические науки
  4. Регион
    Россия / Ярославская область

Соколов Андрей Борисович доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин, декан исторического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Окончил историко-филологический факультет ЯГПИ по специальности «история, обществоведение и английский язык» в 1979 году, аспирантуру МГПИ в 1985 г. Научные интересы: История Великобритании. История международных отношений в новое время, российско-британские связи. Историография нового и новейшего времени. Школьная и вузовская дидактика истории. Научные степени и звания: кандидатская диссертация по теме "Политическая борьба в Англии в связи с войной за испанское наследство" защищена в 1985 году. Докторская диссертация по теме "Политическая борьба в Англии по вопросам внешней и колониальной политики в ХУШ веке" защищена в 1995 году. Ученое звание профессора присвоено в 1996 году. Участие в научных семинарах и конференциях: Участник многих международных и всероссийских научных конференций в России и за рубежом (основные за два последних года): 2009, декабрь: Университет г. Билефельда (ФРГ) Международная конференция «Political History – Recent trends in International Perspective». 2009, ноябрь: Университет г. Билефельда (ФРГ). Международная конференция «Konsum als Indikator politischer Kommunikation 17. - 20 Jahrhundert». 2009, октябрь: Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г. Хабаровск). Международная научная конференция «Азиатско-Тихоокеанский регион в прошлом, настоящем и будущем». Доклады на пленарном заседании и в секции методики преподавания истории. 2009, июнь: Семинар Минобрнауки и Совета Европы «Преподавание истории и поликультурном обществе: новые вызовы для базовой подготовки учителей истории». 2008, ноябрь: Международная научная конференция «Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век». Москва ИВИ РАН. Общество интеллектуальной истории. 2008, ноябрь: Международная научная конференция, посвященная 40-летию Института Всеобщей истории. Москва. ИВИ РАН. 2008, май: Международная научная конференция «Британия: история, культура, образование». Ярославль, ЯГПУ. Опыт исследовательской работы и гранты: 2009 Стипендиат Германской службы академических обменов (ДААД), Университет г. Билефельда (ФРГ), 2009 Обладатель стипендии имени Отто Беннеманна Института учебников истории (г. Брауншвейг, ФРГ), 2006 Стипендиат Германской службы академических обменов (ДААД), Университет г. Билефельда (ФРГ), 2004 Старший научный сотрудник Центрально-Европейского Университета (Будапешт, Венгрия), 1999 – 2004 Ответственный исполнитель и член авторского коллектива по теме, входящей в тематический план Министерства образования РФ «Определение содержания и новых технологий подготовки учителя истории средней школы», 2002 - 2003 Член авторского коллектива по подготовке мультимедийных пособий для историков в Интернете. Грант ИОО. 1998 - 2003 Российский координатор проекта сотрудничества историков ЯГПУ и Университета г. Билефельда по программе «Александр Герцен» Германской службы академических обменов (DAAD), 2000 - 2001 Индивидуальный грант Центрально-Европейского университета (Будапешт, Венгрия) для разработки курса «Современная зарубежная историография», 1994 – 2000 Российский координатор коллективных проектов «История», «История-2» программы Темпус/Тасис Европейского Союза (ЯГПУ совместно с Университетом г. Эксетера, Великобритания, Университетом г. Билефельда, ФРГ, Фридриксбергской учительской семинарией, Дания). Индивидуальный грант Британской Академии для работы в архивах и библиотеках Великобритании. 1996 - 1997 Российский координатор проекта «История в начальной школе» (ЯГПУ совместно со School of Education Университета г. Эксетера, Великобритания). Учебные курсы: История стран Европы и США в новое время. Историография нового и новейшего времени стран Европы и США. История тела как направление современной историографии. Эволюция школьных учебников истории в Англии и США (XIX – нач. XX в.). Председатель экспертной комиссии для учителей истории при Центре контроля качества Департамента образования Администрации Ярославской области, Член редакционных советов журналов «Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории», «Преподавание истории и обществознания в школе», «International Journal of Historical Learning, Teaching and Research», Член редакционной коллегии «Ярославского педагогического вестника», Член экспертного совета по истории ВАК Министерства образования и науки РФ, Член Совета по историческому и обществоведческому образованию при Российской Академии образования. Почетные звания и награды: Почетный работник высшего профессионального образования (2002 г.), Орден Дружбы (1998 г.).

Научные публикации

Автор более 98 публикаций:

1.История тела: предпосылки становления нового направления в историографии. //Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М.: ИВИ РАН. 2009. №26. С. 190 – 211.

2.Изучение истории в средней школе. Учебное пособие (в соавторстве с Л.В. Байбородовой, М.С. Корнеевой). Ярославль, 2009. (25,25 п.л.)

3.Английская революция в освещении новейшей зарубежной историографии: от гражданской войны к республике и протекторату. //Известия Смоленского государственного университета. 2009. №1. С. 146 – 157.

4.Неравнодушные записки провинциального профессора истории. //Знание-сила. 2009. №5. С. 95 – 102.

5.Концепт «тело» в современных исторических исследованиях. //Ярославский педагогический вестник. 2009. №3 (60). С. 202 – 207.

6.Английские учебники истории (вторая половина XIX - начало XXI века) /Историк и общество: научная лаборатория исследователя. М.: ИВИ РАН, 2009. С. 75 – 98.

7.Железнодорожный туризм в ранневикторианской Англии. /От Елизаветы I до Елизаветы II: проблемы британской истории в новое и новейшее время. Ярославль, 2008. С. 62 – 74.

8.«Исполнитель смертного приговора над несчастным королем англинским Карлом Первым». /От Елизаветы I до Елизаветы II: проблемы британской истории в новое и новейшее время. Ярославль, 2008. С. 3 - 11.

9.Карл I Стюарт в современной англо-американской историографии. /Новая и новейшая история Запада и Востока: новые подходы в исследовании и преподавании. Межвузовский сборник научных трудов. Рязань, 2008. С. 180-195.

10.Текст, образ, интерпретация: визуальный поворот в современной западной историографии. /Очевидная история: визуализированная история России в XX столетии: Сб.статей. /Под ред. И.В. Нарского и др. Челябинск, 2008. С. 10 – 24.

11.Методология истории и практика школьного обучения. //Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №5. С. 43-51.

12.Английская революция середины XVII века в новейшей зарубежной историографии. //Вопросы истории. 2008. №5. C. 160-168.

13.Чужой или другой? Советская повседневность глазами иностранцев. //Modern History. Партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока. Уфа, 2008. С. 87 – 92.

14.Введение в историографию нового и новейшего времени стран Западной Европы и США: Учебное пособие. Ярославль, 2007. (30,3 п.л.)

15.Как сегодня преподавать методологию истории. /Дидактика истории: от школы к университету. Ярославль, 2007. С. 4 – 23.

16.Интервью с проф. Й. Ролфесом. //Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. №3.

17.О проблемах преподавания истории в старших классах школ Великобритании. //Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. №10. С. 56 – 62.

18.Карл I Стюарт Саймона Шамы. /Михаил Абрамович Барг. Наследие учёного в современной исторической науке. /Отв. ред. М.С. Бобкова. М.: ИВИ РАН, 2006. С. 62 – 80.

19.«Визуальный поворот» в современной историографии и подготовка студентов к работе с изобразительными источниками. /Новый образ исторической науки в век информатизации и глобализации. М.: ИВИ РАН, 2006. (1 п.л.)

20.Карл I Стюарт в современной зарубежной историографии. //Вопросы истории. 2005 №12. С. 70 – 85.

21.Интервью с Х. Уайтом. //Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М.: ИВИ РАН. 2005. №14. С. 335 – 346.

22.Интервью с Р. Козеллеком. //Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М.: ИВИ РАН. 2005. №15. С. 326 – 340.

23.Подготовка учителя истории в условиях модернизации высшего педагогического образования. Монография. Ярославль, 2005. (Автор – 5 п.л., научный редактор).

24.Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. №7. С. 58 – 63.

25.Формирование школьного исторического образования в контексте международного опыта //Историческое образование в современной школе. 2004. №2.

26.Британская историография XX века //Вопросы истории. 2003. №12.

27.Введение в современную западную историографию: Учебное пособие. Ярославль, 2002. – 132 с.

28.«Очаковское дело». Англо-российский конфликт 1791 года //Отечественная история. 2002. №4.

29.Der Recke am Scheideweg oder: Nachdenken ueber den heutigen Zustand der historischen Schulbildung in Russland //Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. 2001. Jg. 52. H. 9. S. 521 – 532.

30.Цели исторического образования и проблемы подготовки нового поколения школьных учебников по истории. //Подготовка нового поколения учебников для средней школы. Ярославль, 2000.

31.Граф Бэкингэмшир о дворе Екатерины II. Документ из Королевского архива (Введение, публикация, примечания, перевод) //Вопросы истории. 1999. № 4-5.

32.«Правь, Британия, морями»? Политические дискуссии в Англии по вопросам внешней и колониальной политики в XVIII веке. Монография. Ярославль, 1996. – 191 с.

33.Британская империя ХVIII века в зарубежной историографии. //Вопросы истории. 1993. №7.

34.Питт-младший. //Внешняя и колониальная политика Великобритании в ХVIII-ХХ вв. Ярославль, 1993.

35.Навстречу друг другу. Россия и Англия в ХVI-ХVIII вв. Монография. Ярославль. 1992. – 303 с.

36.Питт-старший. //Вопросы истории. 1991. №1.

37.Раскрепощение истории. //Вопросы истории. 1991. № 9-10.

38.Захват Англией Гибралтара. //Вопросы истории. 1984. №2.


Последняя редакция анкеты: 25 апреля 2010