1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Москва

Сокольников, Юрген Петрович (ученый-педагог; 30.01.1925-01.06.2007)

Педагог, доктор педагогических наук (1970), профессор (1971), академик Международной педагогической Академии, Академии педагогических и социальных наук, Президент межрегиональной Ассоциации "Воспитание", заслуженный учитель Чувашской АССР (1985), участник Великой Отечественной войны

Родился в г. Ядрин (Етӗрне) Ядринского района Чувашской Республики.

Ю. Сокольников трудовую деятельность начал рабочим на заводе. После окончания в 1949 г. Чувашского государственного педагогического института (ныне университет) им. И.Я. Яковлева работал учителем, затем – директором школы в Комсомольском районе. С 1957 г. в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева: старший преподаватель кафедры педагогики, доцент, профессор, заведующий кафедрой. С 1971 по 1974 гг. – старший научный сотрудник Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР (Москва). Одновременно в 1962-1966 гг. работал в экспериментальных целях учителем истории и классным руководителем в школе № 4 г. Чебоксары. В 1974-2005 гг. – профессор кафедры педагогики начального обучения Московского областного педагогического института. Возглавлял лабораторию воспитательно-образовательных систем в Чувашском республиканском институте образования.

Ю. Сокольников разработал концепцию системного понимания воспитания, учение о логике педагогической деятельности. Автор свыше 150 научных работ, в т. ч. 12 монографий. Основные труды: «Использование педагогического наследия А.С. Макаренко в школе», «Воспитание у старшеклассников ответственного отношения к общественным обязанностям», «Системный анализ воспитания школьников», «Организация детского самоуправления в школе», «Системный подход в исследовании воспитания», «Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка» и др.

Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями.

Научные публикации

Воспитание у старшеклассников ответственного отношения к общественным обязанностям / Под ред. канд. пед. наук Г. Н. Волкова. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1960. - 88 с.

Общественная деятельность учащихся как средство нравственного воспитания: В помощь учителям, занимающимся изучением проблем нравственного воспитания / Чуваш. респ. отд-ние Пед. о-ва РСФСР. Чуваш. ин-т усовершенствования учителей. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1963. - 59 с.

Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка: (730): Автореф. дисс. на соискание учен. степени д-ра пед. наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Л., 1969. - 46 с.

Общественно-полезная деятельность как фактор формирования личности подростка / Чуваш. гос. пед. кн-т им. И. Я. Яковлева. - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1971. - 287 с.

Организация детского самоуправления в школе. - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1965. - 35 с. - (Материалы к IV съезду учителей Чуваш. АССР)

Основные аспекты комплексного подхода к коммунистическому воспитанию школьников: (Метод. указания для лекторов и методистов ин-та усовершенствования учителей) / Ю. П. Сокольников, проф. - М. : [Б. и.], 1977. - 58 с.

Планирование работы классного руководителя / Чуваш. ин-т усовершенствования учителей. Чуваш. отд-ние Пед. о-ва РСФСР. - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1965. - 52 с.

Семинар классных руководителей «Коллектив и труд как главные факторы воспитания». - Чебоксары : Чувашкнигоиздат, 1965. - 35 с. - (Материалы к IV съезду учителей Чуваш. АССР)

Системный анализ воспитания школьников / ОПН. - М. : Педагогика, 1986. - 136 с.

Системный подход к воспитанию школьников: (Учеб.-метод. пособие) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, Сов. ассоц. педагогов-исследователей, Науч. центр по пробл. систем. подхода к воспитанию. - М. : Прометей, 1990. - 90 с.

Проблемы коммунистического воспитания учащихся в национальной школе: [Сборник статей] / Науч.-исслед. ин-т нац. школ. - Грозный : Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1975. - 166 с.

Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников: Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М. : МГПИ, 1984. - 131 с.

Проблемы системного подхода к воспитанию социально активной личности в младшем школьном возрасте: Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М. : Прометей, 1989. - 157, [1] с.


Последняя редакция анкеты: 12 сентября 2024