1. Ученая степень
    кандидат философских наук
  2. Научное направление
    Философские науки
  3. Регион
    Россия / Республика Башкортостан
  1. Победитель Всероссийского конкурса «Лучшая научная статья-2015» в номинации «Философские, социологические, юридические науки и политология» (работа «Многообразие подходов к определению манипуляции сознанием: возможности систематизации»). Диплом №ЛС85809 от 1.06.2015. Киров-Челябинск, Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании». Постановление №15/1 экспертного совета. 
    2. III место в Республиканском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Дорогами Отечества», Министерство образования Республики Башкортостан (2003 г.)
    3. Член рабочей группы Оргкомитета Всероссийского философского конгресса-2015 (г. Уфа).
    4. Член российского философского общества
    5. Анонимный рецензент-волонтер зарубежных рецензируемых журналов - в соответствии с требованиями Committee on Publication Ethics (COPE), в том числе американского International Journal of Religion and Spirituality in Society (Scopus) (рецензии 2019-2022гг.).
    6. Приглашенный редактор спецвыпуска "Revisiting Solidarity: Perspectives in a new world order" журнала Web of Science "Telos: Revista de Estudios Interdisciplinarios en Ciencias Sociales" (№1 за 2025 год)
  2. Сфера интересов - манипуляция сознанием, правосознание, религиозное сознание, индивидуация,  социальные медиа, ИИС (системы искусственного интеллекта), социология занятости
  3. Опубликовала работы в 2 международных российских и 5 зарубежных высокорейтинговых рецензируемых изданиях, индексируемых в МНБД Scopus и WoS СС: Pedagogika; Creativity Studies, Cogito, Perspectives of Science and Education, Религиоведение, Telos: Revista De Estudios Interdisciplinarios En Ciencias Sociales. Некоторые из работ проиндексированы в зарубежных МНБД (PROQUEST, CEOOL, EBSCO, Latindex). 3 цитирования статей Scopus в работах, индексированных в WoS (за последние 5 лет).

    Результаты исследования солидарности в российской социальной мысли, начиная с XIX в. и в современных социальных практиках (проект №23-28-01474):
    Выявлено, что согласно позитивистско-практической трактовке (присутствует в трудах начиная с русских полупозитивистов и марксистов и заканчивая современными прикладными социологами) солидарные отношения могут базироваться на удовлетворении  низших, базовых потребностей (солидарность эксплуатируемых, жертв риска, а также солидарность в кризисных ситуациях), а согласно религиозно-идеалистической (от концепций всеединства и соборности и заканчивая представителями социологической метатеории, философии и религиоведения, теологии) - высших (солидарность добровольцев, самопожертвование и иные альтруистические формы, зиждущиеся на причастности каждого к разделяемым всеми ценностям). На примерах показано, что консолидирующиеся группы характеризуются ограниченностью существования во времени и пространстве, социальным влиянием преимущественно на микро- и мезоуровне, что актуализирует обращение к наследию позитивистско-практической трактовки солидарности. Российская наука в области педагогики, образования и управления должны учитывать  высокую консолидирующую силу новых неформальных сообществ взаимопомощи, основанных как на альтруизме, который, согласно результатам исследования, продвигается концепциями соборности и всеединства, так и на частных интересах (подчеркиваемых, как было показано в работе, позитивистско-практической трактовкой), например, при создании положительного имиджа оказывающих помощь нуждающимся.

    Проанализированы основания социальной солидарности, как они представлены в российской философии (субъектность, предсказуемость и  общность чувств). - Сиразетдинова М. Ф. Российские социологи об основаниях солидарности: субъектность, предсказуемость и общность чувств // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. C. 70-90.  DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.1.3. EDN: QGEQFM 

    Солидарность студентов исследована в контексте региональной образовательной политики, кооперации и взаимопомощи студентов, их самоуправления, субъектности ("агентности") и автономии, цифрового неравенства и специфики республиканских студентов. Проанализирован переход от первоначальной конфронтации к диалогу и взаимопомощи друг с другом, преподавателями и руководством университетов. -     Sirazetdinova, M. (2024). Learning and teaching amidst and beyond the covid-19 pandemic: sustaining and enhancing students’ solidarity. Telos: Revista De Estudios Interdisciplinarios En Ciencias Sociales, 26(1), 260-277. 

    Результаты исследования рисков платформенной занятости: риски проявлены  в виде развития неустойчивых и теневых форм занятости, сверхэксплуатации исполнителей вследствие превышения норм рабочего времени, отсутствия минимального размера оплаты единицы услуги/работы и переговорной силы платформенных работников. Отношения в этом секторе, хотя и институализируются и формализуются, все же еще остаются недостаточно урегулированными, переходными на пути от этапа «диких» к подлинно правовым. Из трех сторон отношений, в гарантированном выигрыше от такого положения остаются владельцы цифровых платформ. - Баймурзина Г.Р., Сиразетдинова, М.Ф. Социальные риски платформенной занятости // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2023. Т. 20. №12 (244). С. 762-766.

    Результаты исследования этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023-2025 гг. (руководитель академик РАН В.А. Тишков):
    Выявлено, что человек без благодати (ҡотһоҙ) переживает нарушение привычного порядка, разрыв жизненного мира вследствие вторжения и присутствия Чуждого. Неизбежность и нетривиальность задачи взаимодействия с чуждым, влияющим на социальную и психологическую жизнь человека без ҡот вынуждает его концептуализировать «ҡото юҡ» одновременно в качестве моральных последствий проступков, несоблюдения обычаев, психологической травмы и предпринимать соответствующие действия, обращаясь к религии, медицине и обрядам возвращения ҡот. Исследование показало, почему состояние «ҡото юҡ» носит постоянный, а не ситуативный характер. Оно трансформирует социальное пространство вокруг своего носителя посредством контаминации как внешнего окружения, стремящегося дистанцироваться и избежать заражения нежелательным свойством, так и внутренней жизни носителя, осознающего ущербность своего положения и потенциальное становление «ничтожеством».- Сиразетдинова М.Ф. Потеря благодати «кото юк» как контаминация несчастьем // Религиоведение. 2023. № 4. С. 91–100. DOI: 10.22250/20728662_2023_4_91 

    Результаты исследования взаимосвязи манипуляции сознанием и индивидуации:
    Выявлены общие этапы личностного и социального развития, связанные с подверженностью манипулятивному воздействию и склонностью к его осуществлению на последовательных этапах дифференциации и интеграции общества и личности. Взаимосвязанные этапы индивидуального и социального развития, связанные с применением манипуляции в ходе дифференциации и интеграции, позволяют индивиду познать различие между истинной сущностью (самостью) и Персоной. Sirazetdinova M.F., Stoletov A.I., Lukmanova R.Kh. Manipulation, individuation, and the Self // Cogito. 2021. 13(4). Pp. 103-123.

    Результаты исследования факторов и особенностей дистанционного образования по направлению/специальности Экономика:
    Выбор российским абитуриентом дистанционного обучения по специальности "Экономика" обусловлен субъективными факторами (высоким спросом на экономическое образование, более низкой стоимостью и использованием своего языка, экономия времени) и объективными (территория государства и климат; коллапс бесплатного образования (для сравнения: правительство увеличивает количество бюджетных мест для студентов технических специальностей, а студенты факультетов иностранных языков знают, что мировой и российский рынки онлайн-обучения наиболее развиты, поэтому у них широкий выбор и гораздо более высокооплачиваемая работа за рубежом, а также обучение в престижных университетах; в то время как перспективы и долгосрочные эффекты дистанционного экономического образования обусловлены высоким спросом, стандартными навыками студентов и ориентацией большинства  на работу в российских компаниях и собственном бизнесе), географическая концентрация университетов, последующая информатизация и легализация дистанционного образования; расположение научно-технических и образовательных центров в крупных городах; учебная обстановка и технологии; расширенная по сравнению с очным и заочным форматами доступность образовательных услуг и учебных материалов в финансовом и территориальном планах). Особо актуальным применение дистанционного формата оказалась для  студентов, специализирующаяся на противодействии экономической преступности, поскольку их обучение включает в себя дежурство в полиции, периодическое обучение с перерывом в занятиях и строгий график, как в военных вузах. Sirazetdinova M. F., Lukmanova R. K., & Stoletov A. I. (2019). Distance Professional Training of Undergraduate Economics Students in Russia. Pedagogika, 135(3), Рр. 217-239. DOI: 10.15823/p.2019.135.12. Scopus Q4, SJR 2021 = 0.18. CEEOL 
     
    Результаты исследования взаимосвязи экстенсивной креативности с эскалацией репрезентации насилия в искусстве:
    Экстенсивная природа творческой энергии привела к развитию техногенного типа культуры и эстетизации насилия - превращению его в развлечение. Не следует ожидать здесь радикальных изменений в направлении уменьшения жестокости и ее отражения в искусстве, поскольку это требует изменения творческих основ культуры общества, а также баланса между экстенсивным и интенсивным типами творчества. Stoletov A. I., Lukmanova R. K., Sirazetdinova M. F., Khramova K. V., & Afanasyeva O. G. (2019). How extensive creativity is related to the escalation of violence in art? Creativity Studies, 12(2), Рр. 246-257. DOI: 10.3846/cs.2019.9434. Scopus Q1 (2021), SJR 2021 = 0.31. EBSCO 


    Результаты исследования неосексизма в обществе риска: в русле феноменологической методологии показывается, как объективные условия формируют субъективные представления о роли женщин в обществе и трудовом процессе, и в результате хабитуализации сами начинают поддерживать стереотипные установки общества. Существование и спектр проявлений неосексизма в обществе риска объясняются как структурной преемственностью общества вообще, так и институциональными и национальными особенностями, которые можно использовать для понимания и обмена опытом в противостоянии и оспаривании исследуемых (репрессивных) практик. Сиразетдинова М.Ф.  Неосексизм в обществе риска: рационализация неравенства в профессиональной сфере // Международной научно-практической конференции «Работающая женщина: возможности профессиональной реализации vs дискриминационные практики (опыт постсоветского пространства)», 12-13 апреля 2018г. сборник материалов под общ. ред. И.В. Фроловой. – Уфа: Мир печати, 2018. 

    Результаты исследования образа женщины-мусульманки с точки зрения манипуляции сознанием: объективные условия и субъективные факторы формирования и использования в целях манипуляции сознанием образа женщины-мусульманки свидетельствуют, что правильнее говорить не о манипулируемости женщины-мусульманки, а скорее о ее бесправном положении и использовании ее образа в целях манипуляции сознанием мусульман и тех, в сознании которых они выступают в роли Чужого. Основным фактором в освобождении женщины-мусульманки, равно как и модернизации, остается секуляризация, прежде всего в плане отделения учения ислама от местных обычаев. Рекомендации:  развитие гендерных, а не только женских исследований и исламоведения, которые выявят, с одной стороны, универсальность многих проблем гендерной асимметрии и справедливости, с другой стороны – позволят сохранить как светские, так и религиозные варианты ценностей и их обоснования, влияющих на формирование идентичности и образа женщин-мусульманок. Это в интересах как самих женщин, так и обществ и сообществ, к которым они принадлежат, ведь решение гендерных вопросов непосредственно влияет на геополитику. 

    Результаты исследования манипуляции сознанием:
    - объективные факторы противодействия манипуляции сознанием - экономические, политические, социальные; субъективные - снижающие степень манипулируемости в результате собственных усилий личности; единство объективных и субъективных факторов проявляются в диалоге: это диалогичность мышления и социального взаимодействия, достигаемые в результате индивидуального развития и общественных усилий;
    - в отличие от позитивистского подхода к праву, в соответствии с которым единственным основанием права выступает государство или воля законодателя, заимствованная у феноменологов концепция интерсубъективности (которая предполагает учет социокультурных параметров конкретного общества) может быть использована для повышения эффективности мер сопротивления манипуляции в сфере права на национальном и глобальном уровнях.

    Результаты исследования филантропии в Республике Башкортостан: Более половины экспертов из числа обследованных сотрудников оценивают перспективы своей благотворительной организации весьма оптимистично, ссылаясь на расширение масштабов деятельности. В то же время 42 % респондентов считают, что успехи в данной сфере непредсказуемы по причине высоких требований, изменений в законодательстве, а также – зависимости от экономической и политической ситуации в стране. Всего лишь 8% экспертов обнаружили позицию пессимизма: перспективы, по их мнению, печальны, организация может закрыться, несмотря на прилагаемые усилия.


    Получила 10 свидетельств о регистрации баз данных.

    Опыт руководства научными проектами и участия в них:
     
  4. Филиал Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации: 
    1.    Исполнитель проекта Филиала зарегистрированного объединения «Фонд Розы Люксембург» Анализ общественного развития и гражданское просвещение Федеративная Республика Германия в России»  №MO-PJ00111 от 15.02.2020 г. (до 1-2.10.2020) «Мужское измерение работы и семьи в современном мире: государственная политика и практики повседневности», с подготовкой отчета; 
    2.    Исполнитель проекта Филиала зарегистрированного объединения «Фонд Розы Люксембург» Анализ общественного развития и гражданское просвещение Федеративная Республика Германия в России» №MO-PJ00177 от 15.03.2021 г. (до 29-30.04.2021) «Конформизм vs свобода в личностном, социальном и культурном измерении: поиски внутреннего мира и общественного согласия (от советского опыта – к реалиям современности)» (2021), с подготовкой отчета. 
    3.    Исполнитель проекта «Школа молодого этнополитолога в Республике Башкортостан», поддержанного Фондом Президентских грантов (Россия) по заявке 19-2-022447 от 31.07.2019. – с подготовкой отчета. 
    4. Исполнитель проекта Филиала зарегистрированного объединения «Фонд Розы Люксембург» Анализ общественного развития и гражданское просвещение Федеративная Республика Германия в России» «Гендерные режимы современного общества: мозаика сценариев маскулинности и феминности» (2019).
    5. Исполнитель  Программы научных исследований, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности 2023-2025 гг. (руководитель академик РАН В.А. Тишков)
    6. проект РНФ № 23-18-00775 «Неформальная занятость в регионах России: социальные риски и возможности» (исполнитель в 2023-2024 гг.)
    7. проект РНФ № 23-28-01474 «Солидарное общество: от дискурсивного анализа – к социальной практике»

Научные публикации

1.Сиразетдинова М.Ф. Манипуляция сознанием: социально-философский анализ: дисс. канд. филос. наук. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2016. 171 с.

2.Сиразетдинова М.Ф. Манипуляция сознанием: социально-философский анализ: автореф. Дисс. канд. филос. наук. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2016. 22 с.

1.      Сиразетдинова М. Ф. Российские социологи об основаниях солидарности: субъектность, предсказуемость и общность чувств // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 1. C. 70-90.  DOI: 10.19181/vis.2024.15.1.3.

2.      Sirazetdinova, M. (2024). Learning and teaching amidst and beyond the covid-19 pandemic: sustaining and enhancing students’ solidarity. Telos: Revista De Estudios Interdisciplinarios En Ciencias Sociales26(1), 260-277. doi:10.36390/telos261.17 

3Сиразетдинова М.Ф. Потеря благодати «кото юк» как контаминация несчастьем // Религиоведение. 2023. № 4. С. 91–100. DOI: 10.22250/20728662_2023_4_91 

5.      Sirazetdinova, M. F., Pozdyaeva, S. M., & Khismatullina, G. G. (2023). Religious-idealist and positivist-practical interpretations within the “Solidarology” educational course. Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education, 62(2), 191-203. doi: 10.32744/pse.2023.2.11 

6.      Sirazetdinova M.F., Stoletov A.I., Lukmanova R.Kh. Manipulation, individuation, and the Self // Cogito. 2021. 13(4). Pp. 103-123. 

7.      Sirazetdinova M. F., Lukmanova R. K., & Stoletov A. I. (2019). Distance Professional Training of Undergraduate Economics Students in Russia. Pedagogika, 135(3), Рр. 217-239. DOI: 10.15823/p.2019.135.12.   

8.      Stoletov A. I., Lukmanova R. K., Sirazetdinova M. F., Khramova K. V., & Afanasyeva O. G. (2019). How extensive creativity is related to the escalation of violence in art? Creativity Studies, 12(2), Рр. 246-257. DOI: 10.3846/cs.2019.9434.  

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук:

3.Сиразетдинова М.Ф. Сущностные признаки манипуляции сознанием // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 4-1 (30). С. 154-157. 

4.Сиразетдинова М.Ф. О манипуляции религиозным сознанием // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук).  2013. № 11 (38). Т. 2. С. 66-73. 

5.Сиразетдинова М.Ф. Манипуляция сознанием: поиск оснований // Вестник Новосибирского государственного университета. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2014. №3. Т.12. С. 48-52. 

6.Сиразетдинова М.Ф. Механизмы идентификации и оппозиции как мишени манипулятивного воздействия // Вестник ВЭГУ. Уфа: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ), 2015. №2 (76). С. 202-207.

7.Лукманова Р.Х., Сиразетдинова М.Ф. Основные принципы противодействия манипуляции сознанием // Вестник Волгоградского университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2016. №1 (31). С. 43-49. doi:10.15688/jvolsu7.2016.1.6

8.Сиразетдинова М.Ф., Лукманова Р.Х. Особенности манипуляции сознанием в сфере права // Евразийский юридический журнал. 2016. №5 (96). С. 373-376.

Другие публикации:

9.Сиразетдинова М.Ф. Манипуляция сознанием в социальной сети //О вечном и преходящем. Сборник научных статей. Вып. 2. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 170-175.

10.Сиразетдинова М.Ф. Проблемы толерантности и согласия в современном обществе: философский аспект //Россия и ее регионы в поиске гражданского единства и межнационального согласия: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Уфа: БАГСУ, 2011. С. 411-413.

11.Сиразетдинова М.Ф. Личность в системе Интернет-коммуникации //Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ. 2011. С. 173-176.

12.Сиразетдинова М.Ф. Роль симуляции в процессе манипуляции сознанием //Социальная онтология в структурах теоретического знания: Материалы IV Международной научно-практической конференции 25-26 мая 2012 г. / Под общ. ред. О.Н. Бушмакиной, Н. Б. Поляковой, А. А. Шадрина. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. С. 194-197.

13.Сиразетдинова М.Ф. Диалог и манипуляция в философии М. Бубера //Приволжский научный вестник. Ижевск: Издательский центр научного просвещения, 2013. №6 (22). С. 102-104 

14.Сиразетдинова М.Ф. Элементы манипулятивного процесса // О вечном и преходящем. Сборник научных статей. Вып. 4. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 68-73

15.Сиразетдинова М.Ф. Концепции манипуляции и диалога в современной философии // Электронный научный журнал Apriori. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №4. С. 1-9.

16.Сиразетдинова М.Ф. Социально-гуманитарное знание и искусственный интеллект //Информационные технологии интеллектуальной поддержки принятия решений. Международное научное издание. Уфа: РИК УГАТУ, 18-21.05.2014. С. 207-209.

17.Сиразетдинова М.Ф. Манипуляция сознанием и искусственный интеллект // ФӘН-Наука (периодический журнал научных трудов). Бугульма. 2014. №5-6 (32-33). С. 29-31.

18.Сиразетдинова М.Ф. Манипулятивные практики воспроизводства социальности // Философские перекрестки: Московско-Казанский сборник. II Садыковские чтения. Выпуск II. Казань: Издательство Казанского университета, 2014. С. 202-206.

19.Сиразетдинова М.Ф. Многообразие подходов к определению манипуляции сознанием: возможности систематизации // Научно-методический электронный журнал Концепт. Современные научные исследования. Выпуск 3. 2015. №7. С. 81-85.

20.Sirazetdinova M.F. The Constructive Potential of Consciousness Manipulation // Intellectual Archive. Ontario, Canada: Shiny World Corp., 2015. V4, №4. Pp. 46-50. 

21.Сиразетдинова М.Ф. Преодоление манипулятивных практик: роль творчества и диалога // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений: тезисы докладов VII Всероссийского философского конгресса. (Уфа, 6-10 октября 2015 г.). В 3-х т. Т. I. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. Т. 2. С. 277.

22. Сиразетдинова М.Ф. Специфика современного манипулятивного дискурса // Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в центральном Казахстане. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. академика Е.А. Букетова. Караганда: КарГУ, 2015. С. 142-147.

23.Сиразетдинова М.Ф. Манипуляция сознанием и формирование личности // Paradigmata poznani. Прагa: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. 2015. №4. С. 101-104.

24.Сиразетдинова М.Ф. Тактика или стратегия? О целенаправленности манипуляции сознанием // Философия Казахстана в пространстве мировой философской мысли: история, современность, перспективы. 25 лет независимости Казахстана в философско-политологическом измерении. Материалы Международного форума философов и политологов, II Казахстанского философского Конгресса (Алматы, 29-30 сентября 2016 г.). – Алматы, 2016. С. 181-183.

25.Антошкин В.Н., Сиразетдинова М.Ф., Шарипкулов А.В. Филантропия как результат успешных практик: Результаты социологического исследования. – Уфа, 2016. – 22 с.

26. Сиразетдинова М.Ф. Образ женщины-мусульманки и манипуляция сознанием // Статус женщины-мусульманки в поликонфессиональном обще-стве: история и современность: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. и круглого стола 18–19 октября 2016 г/ под общ. ред. И.В. Фроловой, Л.И. Газизовой. Уфа : Мир печати, 2016. С. 195-206.

Сиразетдинова М.Ф.  Неосексизм в обществе риска: рационализация неравенства в профессиональной сфере // Международной научно-практической конференции «Работающая женщина: возможности профессиональной реализации vs дискриминационные практики (опыт постсоветского пространства)», 12-13 апреля 2018г. сборник материалов под общ. ред. И.В. Фроловой. – Уфа: Мир печати, 2018. 

 Сиразетдинова М.Ф. Рациональное и иррациональное как объекты манипуляции// Восьмой Российский Философский Конгресс – «Философия в полицентричном мире». К 100-летию со дня рождения А.А. Зиновьева» Дополнения и Стендовые доклады (том V: Дополнения (А-Я) & Addenda). Сборник научных статей М.: РФО - ИФРАН - МГУ. Издательство “Логос”,ООО «Новые печатные технологии» (Москва), 2021. – С. 630-633. https://iphras.ru/uplfile//root/biblio/2021/2022_RFK-V_doiolneniya.pdf. 

     Сиразетдинова М.Ф. Интерсубъективная концепция права vs манипуляции в международном праве // Материалы V Всероссийской национальной научной конференции молодых учёных «Молодёжь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований». 11-15 апреля 2022 года  / редкол. : А. В. Космынин (отв. ред.) [и др.]. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВО «КнАГУ», 2022. Часть 4. С. 203-206. 

 Сиразетдинова М.Ф. Биография Кузыева Рамазана Усмановича (1906–1981) в контексте культурного строительства советского Башкортостана // Вестник Карагандинского университета. Серия «История. Философия». № 2(106)/2022. С. 144-152. DOI 10.31489/2022HPh2/144-152. 

  Сиразетдинова, М. Ф. Партикулярная и макросоциальная солидарность в социальной мысли России / М. Ф. Сиразетдинова // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы : Материалы IX Международной научно-практической конференции, Иркутск, 20 февраля 2023 года / Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2023. – С. 53-58. – EDN PQDODD.

 Сиразетдинова, М. Ф. Два взгляда на факторы солидаризации общества / М. Ф. Сиразетдинова // Солидарное общество как идеал и проект: история и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 16 марта 2023 года / Отв. редакторы Р.Х. Лукманова, И.В. Фролова. – Уфа: ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», 2023. – С. 241-249. – EDN AGEZHP.

Сиразетдинова М.Ф.  Пути построения солидарного общества в России.// Судьбы национальных культур в условиях глобализации: между традицией и новой реальностью. Сборник материалов VI Международной научной конференции (г. Челябинск, 26 апреля 2024 г.). Челябинск, 2024. С. 282-287. doi:10.47475/9785727120088_282


Последняя редакция анкеты: 28 ноября 2024