1. Ученая степень
    доктор психологических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Психологические науки
  4. Регион
    Россия / Калининградская область

Доктор психологических наук, директор института социально-гуманитарных технологий и коммуникаций Балтийского федерального университета имени И. Канта в Калининграде. Специалист в области управления образованием, психологии личности, социальной психологии. Изучает стратегии развития систем образования в регионах РФ, стратегии охраны здоровья детей и молодежи в системе образования РФ, проблемы адаптации личности к деятельности и социальным переменам. Автор публикаций по данной тематике.

Научные публикации

Монографии:

1.Симаева И.Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. –Монография. – Калининград: Изд.-во Калинингр. ун-та. 2002, - 130с. (8 п.л.).

2.Симаева И.Н. Психология адаптации субъекта к изменениям жизнедеятельности. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. – 315с. (19,7 п.л.)

3.Симаева И.Н, Белова О.В. Стратегии развития общеобразовательного учреждения: новый аспект взаимодействия школы и вуза. Современный университет-школа: прецеденты и феномены взаимодействия. Монографии / Под ред. Г.Н. Прозументовой.- Томск: Изд-во Томского университета,2007. С.265-279 (в соавт. с О.В. Беловой)

4.Симаева И.Н. Шерри Н.С. Методика разработки стратегии развития системы образования в регионе РФ. – монография. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009 .- 255с. (авт. 8 п.л.).

5.Симаева И.Н., Шерри Н.С. Стратегия развития образования в регионе Российской Федерации.- Монография- Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010 .- 222с. (авт. 7 п.л.).

6.Симаева И.Н., Алимпиева А.В. Охрана здоровья и образование: институциональный подход. – монография Ч. 1.- Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2010.. – Монография Ч. 2, .- Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта 2011.

7.Системы образования зарубежных стран Балтийского региона в контексте инновационного развития экономики: монография/ под ред. И.Н.Симаевой.- Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013.- 175с. (авт. 2 п.л.).

Учебно-методические пособия:

8.Общая психология и психология личности / учебник для вузов / под ред. А.А. Реана (авт. Глава 2, глава 17-…п.л.)

9.Семья: психология, педагогика, социальная работа / учебник / под ред. А.А. Реана. М.: АСТ. 2010 (авт. 1,6 п.л.- Глава 10 С. 378-396).

Статьи в журналах, рецензируемых ВАК

10.Адаптация к условиям учебной деятельности. // Развитие личности, 2003, № 4. С.167-175. (0,5 п.л.).

11.Преподаватель в эпоху интеграции: психологический аспект проблемы. / Преподаватель XXI век. 2005. №4. С. 53-55 (0,2 п.л)

12.Превентивная адаптация как психологический феномен. // Развитие личности, 2005, № 5. (0,5 п.л.).

13.Превентивная адаптация как новообразование личности // Российский психологический журнал 2006. Том 3, №2. С. 22-35.

14.Симаева И.Н., Алимпиева А.В. О разработке стратегий развития образования в регионах РФ // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 11: Сер. Педагогические и психологические науки – Калининград: изд-во РГУ им. И. Канта. 2007. С. 8-14.

15.Симаева И.Н., Ецина И.Г. Свойства темперамента женщин, страдающих онкологическими заболеваниями // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 11: Сер. Педагогические и психологические науки – Калининград: изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 47-51.

16.Симаева И.Н., Зелко А.С. Резистентность к стрессу менеджеров в сфере бизнеса. // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 5: Сер. Педагогические и психологические науки – Калининград: изд-во РГУ им. И. Канта. Вестник РГУ им. И.Канта, 2008. С. 36-40.

17.Симаева И.Н., Шерри Н.С. Стратегический подход к управлению развитием системы образования в регионе: методологические проблемы // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 11: Сер. Педагогические и психологические науки – Калининград: изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. С. 7-11.

18.Психологические риски для детей в современном образовании // Балтийский регион, №3(5): Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. С. 85-92.

19.Симаева И.Н., Ецина И.Г. Особенности психологической поддержки женщин, перенесших операцию по поводу рака молочной железы, в условиях малого города // Вестник РГУ им. И.Канта. Вып.5: Сер. Педагогические и психологические науки- Калининград, 2010. С. 34- 38.

20.Симаева И.Н. , Куликов С.И. Педагогическая компетенция будущего врача: опыт применения методики воспитания взрослых пациентов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 4: Сер. Педагогические и психологические науки – Калининград: изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. С. 47-53.

21. Simaeva I.N., Kuznetsova T.Yu., Korotkevich M.I. Modernisation of education and research in Russia, Poland and Lithuania: a comparative analysis // Baltic region, № 2(8): I.Kant Baltic Federal University Press, 2011. P. 82-88.

22.Симаева И.Н., Кузнецова Т.Ю., Короткевич М.И. Модернизация образования в России, Польше и Литве: сравнительный анализ // Балтийский регион, № 2 (8): Изд-во БФУ им. И. Канта 2011. С. 95-102.

23.Симаева И.Н. Охрана здоровья обучающихся: возможности самосохранительной социализации в системе образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. Вып.11: Педагогические и психологические науки. С. 56-61.

24.Симаева И.Н., Кошелева Е. Сущность эстетического воспитания ребенка с позиций современной психологии// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. . – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2012. Вып.5: Педагогические и психологические науки- Калининград, 2012. С. 39-55.

25.Симаева И.Н. Теоретические проблемы разработки стратегии охраны здоровья обучающихся в региональной системе образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: изд-во БФУ им. И. Канта, 2013. Вып. 5: Педагогические и психологические науки. С. 66-71.

Статьи исследований

1.Стратегия развития региональной системы профессионального образования. Материалы научных исследований / Под ред. А.П. Клемешева / Калинингр. ун-т. Калининград, 1998. (в соавт. с А.П. Клемешевым, В.С. Корнеевцом, А.В. Чабановой) 75с. (авт. 1,5 п.л.)

2.Управление образованием в условиях социального реформирования: Материалы теоретико-методологических исследований / Под ред. А.П. Клемешева / Калинингр. ун- т. - Калининград, 1998. (в соавт с А.П. Клемешевым, А.В. Чабановой, П.Б. Тороповым). 49с. (авт 1п.л.).

3.Региональная политика в сфере профессионального образования // Образование и региональное развитие. - Калининград: КГУ, 1998. (в соавт. с А.П. Клемешевым) 175с. (авт 1 п.л.).

4.Эмоции и антиципация в процессе адаптации / Психологический портрет и основы психологической безопасности социального работника // В сб.: Маркетинг центра социальной работы. - Калининград - Борнхольм (Дания), 1999. (0,6 п.л.)

5.Адаптация к деятельности в процессе социализации индивида // В сб. Социальная педагогика: проблемы и перспективы. - Калининград: КГУ. - 2000.(0,5 п.л.)

6.Социально-демографический кризис и его следствия для Калининградского социума. // В сб.: Калининградский социум в европейском контексте. – Калининград: КГУ.- 2002. ( в соавт. с Г.М. Федоровым) С.122-142 (авт 1п.л.).

7.Образование как институт упреждающего развития // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 12 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2003.( в соавт. с А.П. Клемешевым, А.В. Чабановой). С.8-17.(авт. 0,25 п.л.).

8.Проблема формирования самосохранительного поведения молодежи в процессе социализации // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 12 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2003.( в соавт. с А.В. Чабановой). С.141-144.(авт. 0,2 п.л.).

9.Глобализация и образование: проблемы Калининграда // Вестник Калининградского государственного университета. Вып. 2: сер. Философия, история и образование Балтийского региона. – Калининград: КГУ, 2003.(в соавт с Алимпиевой А.В.) С. 76-81 (авт 0,2 п.л.).

10.Модернизация образования как условие модернизации общества. // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 15 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2004. С. 10-14(0,25 п.л.).

11.Проблемы управления региональной образовательной системой // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 15 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2004. С.29-39 (0,62 п.л.)

12.К Программе развития школьного образования города Калининграда // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 15 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2004.(в соавт. с А.П. Клемешевым) С.43-51 (авт 0,25 п.л.).

13.Социально-психологические аспекты адаптации мигрантов в Калининградской области. Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 16 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2004. С.37-42. (0,32 п.л.)

14.Состояние проблемы адаптации в современной психологии // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвуз сб. науч. тр. Вып. 17./ Под ред. Е.А. Левановой. – Калининград: КГУ, 2004. С.162-169. (0,44 п.л.).

15.Демократизация и образование: противоречия современного периода. Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 18 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2004. С.11-16. (0,3 п.л.)

16.Социальная мобильность и образование. Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 18 / под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2004. С.51-55 (0,3 п.л.).

17.Глобализация и развитие региональной системы образования // Регион сотрудничества. Вып. 13(38): сфера образования в России и Европе в контексте глобализации / Под общ. Ред. А.п. Клемешева. – Калининград: Изд-во КГУ, 2004.(в соавт с Л.М. Фуксоном). 84 с. (авт. 0, 5п.л.).

18.Вторичные представления в механизме адаптации человека к окружающей среде. Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 19 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2005. С.43-50 (0,44 п.л.).

19.Механизм формирования сенсорно-перцептивного уровня адаптации человека к окружающей среде. Сборник научных статей: Выпуск 19 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2005. С.67-74 (0,44 п.л.).

20.О роли эмоций в адаптации личности к жизнедеятельности. // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Е.А. Левановой. - Калининград: изд-во КГУ, 2005. – Вып. 20.С. 107-116(0,6 п.л.).

21.К определению понятия «адаптация» в современной психологии. // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Е.А. Левановой. - Калининград: изд-во КГУ, 2005. – Вып. 20. С.116-124 (0,5 п.л.).

22.Анализ представлений студентов г. Калининграда об «идеальном мужчине» и « идеальной женщине». // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Е.А. Левановой. - Калининград: изд-во КГУ, 2005. – Вып. 20. (в соавт с А.С. Зелко, М.В. Попковой) С. 124-129 (авт 0,2 п.л.).

23.Эмоции как индикатор адаптации. Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 20 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2005. С.32-51(1,2 п.л.).

24.О побуждениях человека адаптироваться к изменениям в жизнедеятельности. Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 20 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2005. С.74-84(0,63 п.л.).

25.Реципрокное взаимодействие субъекта и среды в процессе адаптации. Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 22 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2005. С.101-110 (0,63 п.л.).

26.Отклоняющееся поведение подростков в свете теории адаптации. Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 23 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2005. С.100-105 (0,3 п.л.).

Тезисы докладов и материалы конференций

27.Психологические аспекты социализации личности // XXIX Научная конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов: Тезисы докладов / Калинингр. Ун-т. – Калининград, 1998. С.48.

28.Современный российский социум и проблемы социальной педагогики // Научная конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов: Тезисы докладов / Калинингр. Ун-т. – Калининград, 1999. С.45-46.

29.К программе развития школьного образования города Калининграда. // Проблемы педагогических наук: Материалы пост. науч. семинаров. Калининград: Изд-во КГУ. - 2000. С. 13-19 (в соавт. с А.П. Клемешевым).

30.Образование в регионе в условиях социального реформирования // Проблемы педагогических наук. Материалы постоянных научных семинаров. Калининград: Изд-во КГУ. - 2000. С. 3-7 (в соавт. с А.П. Клемешевым, А.В. Чабановой).

31.Система образования и проблема формирования самосохранительного поведения молодежи // Проблемы педагогических наук. Материалы постоянных научных семинаров. Калининград: Изд-во КГУ. - 2000. С. 7-13 (в соавт. С А.В. Чабановой).

32.Проблемы развития образования как института упреждающего развития (на примере Калининградской области) // Проблемы педагогических наук. Материалы постоянных научных семинаров. Калининград: Изд-во КГУ. - 2001. С. 3-12 (в соавт. с А.П. Клемешевым, А.В. Чабановой).

33.Антиципация—основа самосохранительного поведения // Психическое здоровье—общая ответственность: Материалы региональной научно-практической конференции. – Калининград, 2001. с. 48-49.

34.Гендерные особенности самосохранительного поведения студенческой молодежи. // Проблемы педагогических наук: Материалы постоянных научных семинаров. Калининград: Изд-во КГУ. - 2002. С.3-8 (в соавт. С А.В. Алимпиевой).

35.Проблема формирования самосохранительного поведения в процессе семейной социализации // социальное обслуживание семьи, женщин и детей: проблемы и перспективы: Материалы конференции / Центр социальной помощи семье и детям, Мэрия г. Калининграда. - Калининград, 2002. С. 400-405 (в соавт. С Чабановой А.В.).

36.К организации учебного процесса по специальности «психология» в КГУ // педагогическое образование в Калининградской области: история, перспективы развития и сотрудничества: Материалы международной научно-практической конференции. 19-20 декабря 2003 г. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. С. 128-130.

37.Педагогическое образование и адаптация к будущему // Образование, наука и экономика в вузах. Интегративная функция педагогической науки в международном образовательном пространстве. Материалы Второй международной научной конференции 22-27 августа 2004г. Высокие Татры, Братислава (Словакия). С.152-156.

38.Основные направления фундаментальных и прикладных психологических исследований в Калининградском государственном университете. / Материалы Второй конференции психологов силовых структур Калининградской области 16-18 мая 2005г. Калининград.

39.Теоретические основы изучения адаптации человека к социальным изменениям // Психолого-педагогические условия эффективности образовательного процесса: опыт, проблемы. Материалы XVIII Межвузовской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. 28-29 сентября 2005г. / Научно-методический сборник №18, ч. 2. -Калининград, КПИ ФСБ России. 2005. С. 20-22.

40.Образование, здоровье и развитие человеческого капитала: противоречия в России /Десятая юбилейная научно-практическая конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития». Санкт-Петербург, 24-26 ноября 2010 г.: Материалы конференции. Часть I.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. – 2010. – С. 112-121 (0,6 п.л.).

41.Simaeva I.N., Alimpieva A.V. Development of preservation behavior as an institutional function of education / V Международная конференция «Региональное развитие» на тему: «Роль человеческого капитала в развитии стран и регионов Центральной и восточной Европы»– Торунь, Польша. 20-21 мая 2010 г. С. 295-305 (0.6 п.л.).

42.Симаева И.Н., Куликов С.И. Методика воспитания у пациента качеств личности, способствующих сохранению здоровья / Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Проблемы здоровьесбережения дошкольников, учащихся и студентов». Воронежский государственный университет, Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко. 26-27 апреля 2011г./ Материалы конференции / под общ. Ред. И.В. Ручкина, С.Б. Коротковой. – Воронеж: издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. С.293-296.

43.Поведение детей и молодежи в отношении здоровья: проблемы и механизмы / III межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы педиатрии». Калининград: 20 мая 2011 г.: Сборник материалов конференции/ Под ред. Н.К. Тихоновой. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта. С. 89-99.

44.Охрана здоровья в системе образования: институциональный подход / Материалы Всероссийской участием научно-практической конференции г. Санкт-Петербург, 22-24 ноября 2011 г. Изд-СПбГУ. С. 165-181 (1 п.л.).

45.Методологические основы охраны здоровья детей и молодежи в системе образования/ Балтийский образовательный форум: научно-практическая конференция с международным участием "Охрана здоровья в системе образования". Калининград. 23-24 сентября 2011г.

46.Этические аспекты экспертной деятельности в образовании/ VI Всероссийская научно-практическая конференция Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования»: Сборник материалов / Под общ. ред. Г.Н. Мотовой. – М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2011. С. 499-501.

47.Симаева И.Н., Логашенко Ю.А. Сравнительный анализ межкультурной сенситивности у работающих и неработающих студентов / 12-я научно-практическая конференция «Экономическая психология: теоретические и прикладные проблемы» / Материалы конференции / под общ. ред. А.Д. Карнышева. – Иркутск: изд-во БГУЭП .2011. С. 518-521.

48.Wieloaspektowość przemian współczesnej edukacji wyższej. Wybrane ujęcia, Wyd-wo Naukowe CONTACT, Poznań/ Oхранa здоровья как институциональная функция образования / Ochrona zdrowia jako instytucjonalna funkcja edukacji/ Материалы конференции. 2012. С. 112-126.

НИР

49.Управление образованием как институтом упреждающего развития (ГР РГНФ №00-06-0037) 1998- 2001г.

50.Система образования как институт социальной адаптации (код ГРНТИ 14.01.75) 1998-2003г.

51.Управление образованием как субсистемой региональной политики в особых условиях эксклавности Калининградской области (код ГРНТИ 14.15.15, 04.71.31) 1998-2003г.

52.Методика оценки стратегии развития образования в регионе / АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» № гос.региср. 01200703273. Код ГРНТИ 04.51.53, 14.15.00, 14.15.15.

53.Охрана здоровья как институциональная функция образования/ АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010, 2011 годы)» № 2.2.3.3/754, № 2.2.3.3./1252. Код ГРНТИ 04.51.69.

54.Стратегия охраны здоровья обучающихся в систем образования РФ/ АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2012-2014 годы)». № 632542011. Коды ГРНТИ 15.81.21, 14.15.15, 76.75.00.


Последняя редакция анкеты: 20 сентября 2013