1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Ставропольский край

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Анатолий Петрович Сидельковский (05.09.1925 – 01.11.1997) – доктор педагогических наук, профессор, профессор Ставропольского государственного университета (СГУ; в настоящее время СКФУ). Его многогранная научно-исследовательская деятельность охватывает различные аспекты проблематики филологии, педагогики, психологии, экологического образования; особый интерес вызывают отношения школьников к действительности и профессиональные интересы учителей и студентов.

Тема кандидатского диссертационного исследования – «Процесс формирования эстетического восприятия средствами природы и его влияние на личность школьника: на материале экскурсионно-туристской работы в средних и старших классах» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.00 (Москва, 1967).

В октябре 1978 г. ученый защитил в ЛГПИ имени А. И. Герцена первую докторскую диссертацию. По воспоминаниям присутствовавших, защита прошла блестяще. Однако утверждения ВАК не последовало. В 1988 г. А. П. Сидельковский второй раз защитил свою новаторскую докторскую на тему «Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс: системный подход (Ставрополь, 1986). Утверждение в ВАК прошло успешно, и в 1989 г. был получен диплом доктора педагогических наук, затем присвоено ученое звание профессора.

А. П. Сидельковский – автор более 250 научных и учебно-методических работ, в том числе тезисов, научных статей, монографий, учебных пособий и учебников, методических рекомендаций, программ и др., ответственный редактор многих коллективных научных и методических сборников и сборников научных трудов конференций.

Анатолий Петрович воспитал многих учеников и последователей, дал старт в науке молодым преподавателям. Так, своим первым заведующим кафедрой и Учителем его назвал профессор Е. Н. Шиянов, выступая в качестве оппонента на защите докторской диссертации дочери Анатолия Петровича (А. А. Ворожбитовой) в 2002 г. в Сочинском государственном университете.

Творческий труд и научный поиск А. П. Сидельковского были неразрывно связаны со школами и органами народного образования по целому ряду актуальных направлений деятельности. Он разрабатывал концепции народного образования, руководил секциями учителей и воспитателей на научных конференциях, читал лекции и проводил практические занятия для педагогических работников, издавал пособия и методические рекомендации, другие материалы для учителей, воспитателей.

Анатолий Петрович постоянно вел научные исследования в школах и трудовых объединениях учащихся. Был влюблен в природу, в горы Северного Кавказа, увлекался туризмом и регулярно водил в походы школьников и студентов.

Перечень фактов общественной и профессиональной активности Анатолия Петровича поражает своими масштабами.

А. П. Сидельковский являлся руководителем:

– отделения факультета дополнительных педагогических профессий Ставропольского госуниверситета;

– проблемной научной группы по изучению воспитательных отношений советской школы;

– общественной лаборатории по научной организации педагогического труда в вузе, возглавлял коллективные исследования и выработку рекомендаций по организации труда студентов и преподавателей;

– в 1968 – 1976 гг. состоял членом научно-методического Совета по психолого-педагогическим дисциплинам при Министерстве просвещения СССР по психолого-педагогическим дисциплинам, участвовал в разработке ряда документов по высшему педагогическому образованию в стране;

– с 1980 г. являлся членом Научного совета по экологическому образованию при Президиуме АПН СССР;

– с 1983 г. был членом Ученой комиссии по психологии Министерства Просвещения РСФСР, участвовал в подготовке документов по разработке образования в области психологии в пединститутах и в решении других вопросов профессиональной подготовки студентов;

– руководил секцией возрастной и педагогической психологии Северо-Кавказского научного центра высшей школы;

 – работал в качестве члена Специализированного совета при Ростовском пединституте по защите кандидатских диссертаций К.113.22.01 по специальностям 13.00.01 – теория и история педагогики и 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология. Выступал в качестве рецензента и оппонента по кандидатским и докторским диссертациям;

– был членом Ассоциаций «Воспитание», «А. С. Макаренко»; Географического общества СССР; участвовал в работе методического совета краевого правления общества «Знание»;

– возглавлял Ставропольский филиал Ростовского отделения Общества психологов СССР (в котором состоял с 1964 г.), выступал делегатом ряда психологических съездов;

– в 1991 г. руководил группой специалистов, подготовивших методическое руководство для школы по переходу на новый хозяйственный механизм;

– в 1992 г. по заданию краевого комитета по охране природы подготовил концепцию экологического образования и воспитания в Ставропольском крае на период 1992 – 2005 г.

– руководил группой по подготовке концепции развития народного образования в крае в 1992 – 1995 гг.;

– участвовал в семинарах руководителей ученических производственных бригад (УПБ) края, в связи с этим проводил педагогические исследования в школах.

Ученый выполнял массу общественно значимой работы: распространял знания по психологии и педагогике в качестве лектора, организатора психологической подготовки пропагандистских кадров, преподавателя в Университете марксизма-ленинизма при Ставропольском крайкоме КПСС. Был членом бюро краевых лабораторий «Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, документов КПСС», «Ученическая бригада – трудовой коллектив», выполнял разовые поручения партийных органов, Министерства народного образования РСФСР, ЦК ВЛКСМ.

… Уже после ухода ученого из жизни вдова, профессор Людмила Петровна Егорова, опубликовала его дневниковые записи о творческом процессе работы над докторским диссертационным исследованием в конце 70-х годов. Методом интроспекции А. П. Сидельковский скрупулезно фиксировал процесс своей речемыслительной деятельности: прослеживал, как формируется гипотеза, как приходят идеи, как они развиваются и ветвятся, как приходит вдохновение и как тяжело в моменты, когда оно исчезает и т.д. См. подробнее:

Сидельковский А. П. Рождение идей (публикация подготовлена Л. П. Егоровой) / А. П. Сидельковский // Метапоэтика : сборник статей научно-методического журнала “Texstus”. – В 2-х частях. – Ч. 2. – 2010. – С. 392–411.

Анатолий Петрович стал основателем педагогической династии «А. П. Сидельковский – Л. П. Егорова – А. А. Ворожбитова – А. Л. Ворожбитова»: его дочь и первая внучка стали вузовскими преподавателями. Александра Анатольевна Ворожбитова (1962 г. рожд.) – доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, Почетный работник ВПО РФ, профессор Сочинского госуниверситета. Александра Леонидовна Ворожбитова (1983 г. рожд.) – кандидат пед. наук (по теории и методике физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуре), доцент, доцент СКФУ.

В Год Семьи (2024 г.) суммарный педагогический стаж этой династийной семьи составил 178 лет, из них стаж работы в высшей школе – 166 лет.

В год 100-летия со дня рождения А. П. Сидельковского (2025 г.) общий педагогический стаж образованной ученым династийной семьи составит круглую цифру – 180 лет. А благодаря ежегодному удвоению стажа средней и младшей представительниц династии рубеж 200-летия будет достигнут в 2035 году.

НАГРАДЫ А. П. СИДЕЛЬКОВСКОГО

Медали:

«За победу над Германией»

«За доблестный труд в Великой Отечественной войне»

«20 лет Победы»

«30 лет победы»

Наградные знаки:

«Отличник народного образования РСФСР»

«Отличник просвещения СССР»

«За отличную работу в высшей школе»

«Ударник IX пятилетки»

«Ударник II пятилетки»

«За успехи в области высшего образования СССР»

«За отличные успехи в работе. Высшая школа СССР»

Анатолий Петрович был награжден многими Почетными грамотами разных ведомств, в том числе пединститутов Ставрополя, Карачаевска, других городов.

Многократно награждался Почетными грамотами партийных, советских, комсомольских органов: Ставропольского крайкома КПСС, Карачаево-Черкесского обкома партии, местных руководящих органов, партийных, советских, комсомольских органов, органов народного образования, ректората и парткома вуза.

За добросовестный труд неоднократно получал Благодарности, в том числе Министерства просвещения РСФСР.

ВЕХИ БИОГРАФИИ

Ученый родился и окончил школу в г. Ростов-на-Дону. Ему не было 16 лет, когда на Родину напали фашистские захватчики. Копия трудовой книжки свидетельствует: юный Анатолий в гуще событий, и каждые несколько месяцев – в новой жизненной ситуации, причем всегда на переднем крае комсомольской работы.

В 16 лет вышел на работу (первая запись в трудовой книжке – с декабря 1941 г. по февраль 1942 г. электромонтер треста «Кавэлектромонтаж») и добровольцем ушел в Советскую Армию: с февраля по июнь 1942 г. служил в должности красноармейца Отдельной санитарной роты при штабе Южного фронта.

В июне – июле 1942 г. был инструктором Андреевского РК ВЛКСМ в Ростове-на-Дону.

С июля по октябрь 1942 г. находился в эвакуации в г. Магнитогорске, где затем с ноября по май 1943 г. работал воспитателем РУ № 16.

С мая 1943 г. по март 1944 г. работал секретарем комитета ВЛКСМ и воспитателем школы ФЗО № 5 в г. Кисловодске. Затем, по ноябрь 1946 г. – первый секретарь РК ВЛКСМ в селе Нагуты Ставропольского края, где и встретил великий День Победы 9 мая 1945 г. Правительственные награды – медали, связанные с Победой над фашизмом в Великой Отечественной войне, названы выше.

В 21 год Анатолий Петрович переезжает в краевой центр, и с ноября 1946 г. по июль 1948 г. является инструктором, заместителем заведующего оргинструкторским отделом крайкома ВЛКСМ в г. Ставрополе.

С июля 1948 по сентябрь 1950 г. – директор ставропольского Дома пионеров. При этом уже с сентября 1949 г. – преподаватель истории ВЛКСМ межобластной школы старших пионервожатых в Ставрополе, по сентябрь 1953 г.

В это же время, с сентября 1950 г. по март 1952 г., является старшим лаборантом кафедры всеобщей истории Ставропольского государственного педагогического института.

С марта 1952 г. по январь 1953 г. – спецкорр газеты «Молодой ленинец» г. Ставрополя.

Анатолий Петрович экстерном получил высшее филологическое образование в Ставропольском государственном педагогическом институте (СГПИ).

Учительствовал в школах Ставропольского края, в том числе был директором школы в селе Летняя Ставка.

В начале научной карьеры Анатолий Петрович начинал писать диссертацию по филологии под руководством профессора СГПИ А. В. Попова, по творчеству популярного тогда писателя Петра Павленко. И встретил будущую жену, аспиранта того же руководителя – Людмилу Петровну Егорову, впоследствии доктора филологических наук, профессора, Заслуженного профессора СКФУ (1932 – 2019).

С 1957 г. А. П. Сидельковский с супругой переехали в г. Карачаевск для работы в только что открывшемся Карачаево-Черкесском государственном педагогическом институте. Преподавая педагогику в вузе, продолжил работать учителем русского языка и литературы Карачаевского РОНО в СШ № 3 (1957 – 1965). В этот период успешно защитил кандидатскую диссертацию по педагогике на тему: «Процесс формирования эстетического восприятия средствами природы и его влияние на личность школьника: на материале экскурсионно-туристской работы в средних и старших классах» по спец. 13.00.00 (Москва, 1967; автореферат – Калинин, 1968).

Пройдя путь преподавателя-почасовика, старшего преподавателя и доцента, в период 1973 – 1979 гг. Анатолий Петрович заведует кафедрой психологии и педагогики Карачаево-Черкесского государственного педагогического института. В День Победы 9 мая на ограде КЧГУ ежегодно вывешивается его портрет среди сотрудников вуза – участников Великой Отечественной войны.

С 1977 г., когда тяжело заболела дочь, а помочь ей могли только в краевой больнице, Анатолий Петрович навещал близких в Ставрополе, работая в Карачаевске «вахтовым методом» и параллельно завершая докторское диссертационное исследование.

В октябре 1978 г. ученый блестяще защитил в ЛГПИ имени А. И. Герцена первую докторскую диссертацию (впоследствии не утвержденную ВАК).

В 1979 г. переехал к семье, начал работать в Ставропольском госпединституте. Заведовал кафедрой психологии с декабря 1979 г. по 1987 г.

В 1988 г. А. П. Сидельковский второй раз защитил докторскую диссертацию «Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс (системный подход)», в 1989 г. получил диплом доктора педагогических наук, стал профессором.

Работал на должности профессора СГПИ после 1987 г., в 90-е гг. руководил аспирантами.

В 1996 г. переведен на должность профессора-консультанта Ставропольского государственного университета.

Далее в трудовой книжке запись: «Причина увольнения: с 01.11.97 исключен из списка профессорско-преподавательского состава в связи со смертью. Пр. № 368 от 11.11.97б».

… Уже в весьма зрелом возрасте, в середине 80-х, ученый открыл в себе поэтический дар, написал много стихов, которые скрывал даже от близких. Несколько избранных стихотворений из архива опубликовала, вместе с дневниковым текстом «Рождение идей», профессор Л. П. Егорова:

Сидельковский А. П. Стихотворения / А. П. Сидельковский // Метапоэтика : сборник статей научно-методического журнала “Texstus”. – В 2-х частях. – Ч. 2. – 2010. – С. 412–416.

Кладу в стихи, зажав в ладонях, нервы.

Сушу слова в гербарной сетке рифм.

Пускай строка – оруженосец верный –

Вгоняет жизнь, как гвоздь, в прекрасный ритм. <…>

… Жизнь ученого продолжается в его учениках, детях и внуках.

Старшая внучка Анатолия Петровича, Александра (1983), как уже было сказано, продолжила династию вузовских преподавателей в том же университете.

Младшая внучка Лёля – Ольга Леонидовна Ворожбитова (1988) унаследовала его страсть к путешествиям, к туризму: окончила специалитет по туризму и сервису Сочинского государственного университета и бакалавриат по направлению «Туризм и региональное развитие» в Высшей школе экономики в Праге; осталась работать в Чехии. В студенческие годы публиковала статьи в области экологического образования.

Подрастают правнуки Анатолия Петровича – Добрыня (2011) и Людмила (2019).

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ УЧЕНОМ 

(из сведений о династийной семье высшей школы для Министерства науки и высшего образования)

Сидельковский Анатолий Петрович:

1.      Будущий доктор педагогических наук окончил Ставропольский государственный педагогический институт экстерном, по базовому образованию – филолог.

2.      До прихода в систему высшего образования работал учителем русского языка и литературы в нескольких сельских школах Ставропольского края, директором школы в с. Летняя ставка, директором Дома пионеров г. Ставрополя. Преподавая в Карачаево-Черкесском госпединституте педагогику, 8 лет продолжал работать учителем русского языка и литературы Карачаевского РОНО в СШ № 3.

3.      Пробовал силы в художественной прозе (сатирической); в начале научной карьеры занимался литературоведением: начал писать диссертацию по творчеству популярного тогда писателя Петра Павленко под руководством профессора А.В. Попова; обрел жену – аспиранта того же руководителя.

4.      Писал, что его упрекают за смежность научного видения и художественности в его собственной прозе. В 80-е годы неожиданно для себя и для окружающих начал писать стихи, которые он, очень открытый человек, скрывал даже от близких. Избранные стихотворения из архива ученого опубликовала профессор Л. П. Егорова:

Сидельковский А.П. Стихотворения / А. П. Сидельковский // Метапоэтика : сборник статей научно-методического журнала “Texstus”. – В 2-х частях. – Ч. 2. – 2010. – С. 412–416.

5.      Анатолий Петрович дважды защищал докторскую диссертацию: после первой блестящей (по отзывам присутствовавших) защиты утверждения ВАК не последовало, а вторая защита состоялась через 10 лет после первой.

6.      Был активнейшим работником образовательного комплекса ставропольского края, постоянно читал лекции по педагогике и психологии учителям, вел курсы повышения квалификации.

7.      Убежденный коммунист, всецело преданный делу КПСС, много сотрудничал на общественных началах в качестве лектора общества «Знание».

8.      В науке был теоретиком-методологом, о чем свидетельствует его переписка с коллегами – соискателями научной степени из разных городов. Его интересовал сам творческий путь зарождения и реализации замыслов ученого. В семейном архиве сохранилась рукопись, которую он назвал «Рождение идей». Он никогда о ней не рассказывал, и обнаружена она была через десять лет после его смерти, среди всякого рода конспектов лекций, выписок и т.п. Она представляет собой дневник самонаблюдений А.П. Сидельковского в период наиболее интенсивной работы над докторской диссертацией. Фрагмент его научной рефлексии опубликовала вдова ученого в 2004 г. :

Сидельковский А.П. Рождение идей (публикация подготовлена Л.П. Егоровой) / А. П. Сидельковский // Метапоэтика : сборник статей научно-методического журнала “Texstus”. – В 2-х частях. – Ч. 2. – 2010. – С. 392–411.

9.      Был увлеченным туристом, исходил все горные тропы в окрестностях г. Карачаевска, водил школьников и студентов в многочисленные походы.

10.   Анатолий Петрович очень много гулял с маленькой дочерью, они играли в «Ответы на вопросы о чем угодно», например: «Как делают карандаши?» – и папа рассказывал во всех деталях. Научил дочь кататься на лыжах, на велосипеде. А вот на коньках – так и не смогла научиться.

11.   Не верил в приметы, говорил, что число 13 – «чертова дюжина» – это его счастливое число.

 

Научные публикации

                                                                                                                                                                        ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ТРУДЫ

                                                                                                                                                                            Диссертации, авторефераты

Сидельковский, А. П. Процесс формирования эстетического восприятия средствами природы и его влияние на личность школьника: на материале экскурсионно-туристской работы в средних и старших классах : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.00 / А. П. Сидельковский. – Москва, 1967. – 282 с.

Сидельковский, А. П. Процесс формирования эстетического восприятия средствами природы и его влияние на личность школьника : (на материале экскурсионно-туристской работы в средних и старших классах): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.00 / А. П. Сидельковский. – Калинин, 1968. – 26 с.

Сидельковский, А. П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / А. П. Сидельковский; Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. – Ленинград: [б. и.], 1978. – 40 с. – Список работ автора: с. 37–40 (43 назв.). (Первая докторская диссертация, блестяще защищенная, однако без утверждения ВАК).

Сидельковский, А. П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс: системный подход : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук : 13.00.01 / А. П. Сидельковский. – Ставрополь 1986. – Т. 1 – 469 с. – Библиогр.: с. 391–469. – Т. 2. Приложения – 173 с.

Сидельковский, А. П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс : (Системный подход) : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.01 / А. П. Сидельковский. – АПН СССР. НИИ общих проблем воспитания. – Москва, 1987. – 37 с. – Библиогр.: с. 32–37.

                                                                                                                                                                                      Монографии

Сидельковский, А. П. Некоторые вопросы педагогики и психологии : (Проблемы изучения и воспитания отношений к действительности) / А. П. Сидельковский. – Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 1970. – 185 с.

Сидельковский, А. П. Проблемы отношений в советской педагогике и педагогическое наследие А. С. Макаренко / А. П. Сидельковский // Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт. Труды кафедры психологии и педагогики – Ставрополь, 1971. – С. 3–131.

Сидельковский, А. П. Человек и природа : формирование отношений / А. П. Сидельковский. – Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 1975. – 224 с.

                                                                                                                                                                                   Избранные статьи

                                                                                                                                                                     Статьи в центральных журналах

Сидельковский, А. П. Алгоритмический подход к анализу процесса обучения правомерен / А. П. Сидельковский // Вопросы психологии. – 1964. – № 5. – С. 127–131.

Сидельковский, А. П. Развитие русской речи учащихся в процессе эстетического воспитания / А. П. Сидельковский // Русский язык в национальной школе, 1965. – № 6. – 0,75 п.л.

Сидельковский, А. П. Книги о воспитании в коллективе / А. П. Сидельковский // Советская педагогика. – 1970. – № 6. – С. 142–143.

Сидельковский, А. П. Новый сборник по программированному обучению / А. П. Сидельковский // Вопросы психологии. – 1972. – № 1. – С. 146–148.

Сидельковский, А. П., Сластенина Е.С. Природоохранительная подготовка учителя / А. П. Сидельковский, Е. С. Сластенина // Советская педагогика. – 1978. – № 2. – С. 67–75.

Сидельковский, А. П. Современный системный подход к трактовке дидактических принципов / А. П. Сидельковский // Советская педагогика. – 1980. – № 5. – С. 65–70.

Сидельковский, А. П. Формирование у школьников экономической культуры / А. П. Сидельковский // Советская педагогика. – 1987. – №1. – С. 20–23.

Сидельковский, А. П. О чем спор, коллеги? / А. П. Сидельковский // Народное образование. – 1990 . – № 12. – С. 105–110.

                                                                                                                                   Статьи в сборниках научных трудов, материалов научных конференций

Сидельковский, А. П. Развитие русской речи учащихся в процессе эстетического восприятия природы / А. П. Сидельковский // Тезисы докладов на научно-практической конференции по вопросам коммунистического воспитания в национальной школе. – Майкоп : НИИ национальных школ АПН СССР, 1965. – C. 114–117.

Сидельковский, А. П. Эстетическое восприятие природы школьниками / А. П. Сидельковский / А. П. Сидельковский // Некоторые вопросы философии и психологии. – Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 1968. – Библиогр.: с. 79–80. – 3 п.л.

Сидельковский, А. П. Охрана природы – проблема педагогическая / А. П. Сидельковский // Географические проблемы изучения, охраны и рационального использования природных условий и ресурсов Северного Кавказа. – Ставрополь, 1973. – С. 35–36.

Сидельковский, А. П. Разработка воспитательных отношений и развитие педагогической науки / А. П. Сидельковский // Прогнозирование развития школы и педагогической науки. – Москва, 1974. – Ч. 2. – С. 209–212.

Сидельковский, А. П. Проблема построения педагогической теории и процесса углубления сознания в сущность воспитания / А. П. Сидельковский // Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке. – Москва, 1976. – Ч. 1. – С. 156–159.

Сидельковский, А. П. Формирование природоохранительного сознания у туристов и отдыхающих в условиях рекреационной деятельности / А. П. Сидельковский // Проблемы территориальной организации туризма и отдыха. – Ставрополь: Ин-т географии АН СССР, 1978. – С. 142–144.

Сидельковский, А. П. Формирование личности учителя биологии в процессе подготовки школьников к общению с природой / А. П. Сидельковский // Формирование личности учителя биологии в процессе высшего профессионального образования : Тезисы Всесоюзной конференции преподавателей методики биологии педагогических институтов. Полтава : Министерство просвещения СССР, АПН СССР, Полтавский педагогический институт, 1982. – С. 169–171.

Сидельковский, А. П. Некоторые вопросы психологии отношений к природе в юношеском возрасте / А. П. Сидельковский // Психологические проблемы юности : Ученые записки. – МГПИ им. В. И. Ленина. – Москва, 1983. – Т. 331. – С. 93–97.

Сидельковский, А. П. О психолого-педагогических условиях формирования ответственного отношения школьников к природе в трудовой деятельности / А. П. Сидельковский // Проблемы формирования экологической ответственности школьников : сборник научных трудов. – Москва : НИИ СиМО АПН СССР, 1984. – С. 31–41.

Сидельковский, А. П. Психологические условия и особенности развития сознательного отношения к труду / А. П. Сидельковский // Психологические основы формирования отношений и свойств школьников в трудовой деятельности: межвузовский сборник научных трудов. – Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 1989. – С. 12–23.

Сидельковский, А. П. Творчество народов Северного Кавказа как средство воспитания любви к родной природе / А. П. Сидельковский // Народная Педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции, часть 1. – Чебоксары, 1991. – С. 218–220.

Сидельковский, А. П. Формирование и закономерности развития экологического сознания и мышления учителей, студентов и школьников / А. П. Сидельковский // Экология и культура: Тезисы докладов 1-й Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 1991. – С. 79–81.

                                                                                                                                                                           Учебно-методические труды

Сидельковский, А. П. Таблицы для развития мышления и речи учащихся национальной школы при обучении русскому языку / А. П. Сидельковский ; Карачаево-Черкес. обл. ин-т усовершенствования учителей. – Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт, 1964. – 17 с.

Сидельковский, А. П. Измерение отношений школьников к действительности статистическими методами / А. П. Сидельковский. – Карачаевск, 1977. – 50 с.

Сидельковский, А. П. Организация и методы психолого-педагогических исследований воспитательных отношений в школе : учебный план, программа и задания спецкурса для руководителей школ / А. П. Сидельковский. – Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт, 1978. – 15 с. / Министерство просвещения РСФСР.

Сидельковский, А. П. Изучение теоретических основ воспитательного процесса : методические разработки и рекомендации / А. П. Сидельковский. – Черкесск : Ставропольское книжное издательство. Карачаево-Черкесмкое отделение, 1979. – 101 с.

Сидельковский, А. П. Вопросы комплексного подхода к постановке воспитания в ученических производственных бригадах : методические разработки и рекомендации / А. П. Сидельковский. – Карачаевск, 1980. – 36 с. / Министерство просвещения РСФСР. Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт.

Сидельковский, А. П. Комплексный подход к формированию эстетических отношений школьников средствами природы и искусства : методические разработки и рекомендации / А. П. Сидельковский. – Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт, 1980. – 36 с.

Сидельковский, А. П. Изучение теоретических основ воспитательного процесса : метод. разраб. и рекомендации / А. П. Сидельковский. – Черкесск : Ставропольское книжное издательство. Карачаево-Черкесское отделение, 1979. – 101 с.

Сидельковский, А. П. Комплексный подход к формированию эстетических отношений школьников средствами природы и искусства : метод. разраб. и рекомендации / А. П. Сидельковский. – Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт, 1980. – 36 с.

Сидельковский, А. П. О совершенствовании психолого-педагогических исследований по школьно-вузовской тематике : методические рекомендации / А. П. Сидельковский. – Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 1984. 5 с.

Сидельковский, А. П. Формирование в ученических бригадах сознательного отношения к труду, к природе / А. П. Сидельковский // Школа трудового воспитания : методические рекомендации. – Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 1984. – С. 32–42.

Сидельковский, А. П. Организация учебно-воспитательной работы на экологической тропе в Таманском лесу : методические рекомендации / / А. П. Сидельковский; в соавторстве. – Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 1985. – 5,25 п.л.

Сидельковский, А. П. Отношение школьников к труду как психолого-педагогическая проблема / А. П. Сидельковский // Учет психологических особенностей подростков в формировании отношения к труду и выбору профессии : методические рекомендации. – Ставрополь: Ставропольский государственный педагогический институт, 1985. – 1,0 п.л.

Сидельковский, А. П. Совершенствование форм и методов экономического образования и воспитания учащихся средней школы : методические рекомендации и разработки / А. П. Сидельковский. – Ставрополь : Ставропольский горком КПСС, Ставропольский государственный педагогический институт, 1985. – 272 с.

Сидельковский, А. П. Учитель – идеологический боец, помощник Коммунистической партии / А. П. Сидельковский // Критика современной буржуазии и реформистской идеологии : методические рекомендации. – Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 1985. – 2,0 п.л.

Сидельковский, А. П. Экологическая тропа в системе воспитания школьников и студентов : методические рекомендации / А. П. Сидельковский. – Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 1985. – 1,3 п.л.

Сидельковский, А. П. Методические указания и вопросы к самостоятельной работе «Сельский учитель». – Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 1986. – 0,3 п.л.

Сидельковский, А. П. Методические указания и вопросы к самостоятельной работе «Школьник и труд» / А. П. Сидельковский. – Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 1986. – 0,5 п.л.

Сидельковский, А. П. Психологические основы отношений школьников к природе : учеб. пособие / А. П. Сидельковский ; Моск. гос. пед. ин-т. им. В. И. Ленина. – М. ; Ставрополь : Ставропольская правда, 1987. – 88 с.

Сидельковский, А. П. Психологические основы отношений школьников к природе : учебное пособие / А. П. Сидельковский ; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – Москва : Ставрополь : Ставропольский государственный педагогический институт, 1987 (1988). – 87 с.

Сидельковский, А. П. Экономическое воспитание в ученической производственной бригаде: Учебно-тематический план и методические рекомендации для экономической школы (практикума) / А. П. Сидельковский. – Ставрополь : Ставропольское краевое управление народного образования, Ставропольский государственный педагогический институт, крайком ВЛКСМ, 1987. – 4,1 п.л.

Сидельковский, А. П. Критерии, методы и методика изучения и формирования отношений школьников к природе : методические рекомендации и разработки / Пятигорский государственный педагогический институт иностранных языков / автор-составитель А. П. Сидельковский ; под редакцией К. В. Масаловой, Л. Н. Кулешовой. – Ставрополь ; Пятигорск : ПГПИИЯ, 1988. – 200,[1] с.

Сидельковский, А. П. Психологические особенности отношения к природе в пионерском лагере : методические рекомендации в помощь пионерскому вожатому «Артека» по подготовке и проведению Всесоюзного сбора юных друзей природы / А. П. Сидельковский. – Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», 1989. – 1,1, п.л.

Сидельковский, А. П. Перестройка учебно-воспитательного процесса в пединституте и выработка управленческих решений на основе внедрения активных методов в обучении на основе в условиях демократизации и гласности : инструктивно-методические материалы и разработки для семинара для проректоров пединститутов по учебной работе / А. П. Сидельковский. – Москва : МНО РСФСР, ГУКУЗ, 1990. – С. 1–16.


Последняя редакция анкеты: 8 ноября 2024