Шумилова Елена Аркадьевна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Челябинская область

Доктор педагогических наук, доцент.

В 1990 г. окончила обучение в Челябинском педагогическом училище №1 по специальности «Учитель начальных классов», в 2000 – в Уральском государственном педагогическом университете по специальности «Олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «Логопедия». По окончании вуза приступила к работе в Институте дополнительного профессионального образования педагогических работников в должности старшего преподавателя. В 2000 была принята на должность заведующей методическим кабинетом Института социального и дополнительного образования и старшего преподавателя кафедры общей и специальной педагогики и психологии. В 2000 г. поступила в аспирантуру Уральского государственного педагогического университета по специальности 13.00.03 «Коррекционная педагогика (логопедия)».

В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование внимания как необходимое условие предупреждения задержки речевого развития у детей преддошкольного возраста» и получила ученую степень кандидата педагогических наук. В 2006 г. занялась изучением проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в условиях вуза. По различным направлениям исследования Е.А. Шумиловой опубликованы 4 монографии, 4 учебно-методических пособия, а также более 60 научных статей. Е.А. Шумилова является победителем конкурсов грантов Правительства Челябинской области по «Программе поддержки студентов, аспирантов и молодых ученых Челябинской области»; Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета (в рамках деятельности Региональной межвузовской научной лаборатории «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования»), а также активным участником различных международных и всероссийских научно-практических конференций (Пенза, Барнаул, Калининград, Челябинск, Курган, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень, Горно-Алтайск, Тобольск).

С 2006 года Е.А. Шумилова работала доцентом кафедры профессиональной педагогики и психологии Профессионально-педагогического института Челябинского государственного педагогического университета, а с 2010 г. заведует этой кафедрой. Преподаваемые дисциплины: «Технология формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов», «Психология», «Основы научного исследования», «Логопедия», «Основы специальной педагогики и психологии» и др.

Научные публикации

1. К проблеме качественной подготовки студентов вуза (статья)печатнаяМетодика вузовского преподавания: Тезисы 6-й межвузовской научно-практической конференции,29-30 октября2003 г.- Челябинск: Изд.-во ЧГПУ, 2003. –С.200-203

2. К вопросу об адаптации студентов к будущей профессии (статья)печатнаяНаучно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов. Материалы научно-практической конференции.- Челябинск: ЧГАКИ, 2003. – С.270-273

3Проблемы адаптации студентов к будущей профессии (статья)печатнаяЭкономика и социум на рубеже веков: материалы межвузовской научно-практической конференции (27-28 февраля2003 г.) – часть 2 Социум.- Челябинск-2003. –100-102

4. К вопросу о классификации психолого-педагогических концепций развития творческой личности (статья)печатнаяВестн. Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал №5. Часть3.2006 г. – С.110-122

5Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования (статья)печатнаяВестник Южно−Уральского государственного университета №16(71). 2006. − С.150−155

6К вопросу о социально-коммуникативной компетентности (статья)печатнаяНаука.- Костанай: Изд-во КИнЭУ:. – №1.-2007 г.– С. 48−54

7. К проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности в условиях высшего профессионально-педагогического образования (статья)печатнаяАктуальные проблемы управления качеством образования: Сборник научных статей / под ред. Е.В. Яковлева. − Выпуск 12. − Челябинск: Изд.-во Челябинского гуманитарного института, 2007. − С.211−219

8. Особенности проявления социально-коммуникативной компетентности в условиях высшего профессионально-педагогического образования (статья)печатнаяНаука. – Костанай: Изд-во КИнЭУ, 2007. – № 3. – С. 62−68

9. К вопросу о сущности и содержании коммуникативной компетенции (статья)печатнаяАктуальные вопросы современной науки / Сборник научных трудов. Под общ. Ред. С.С. Чернова. − Новосибирск: СИБПРИНТ, 2008. − С.123−133

10Механизмы формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (статья)печатнаяПедагогика в глобализирующемся пространстве науки: Материалы II Всероссийской НПК. − ТГПИ им. Менделеева, 2008. − С. 134−138.

11. Проявление социально-коммуникативной компетентности в условиях высшего профессионального образования (статья)печатнаяИнтеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы XI Всероссийской НПК: в 7 ч. Ч.6 / Академия пов. квал и проф. перепод. работ. Образ.; М.; Челябинск: изд.во «Образование», 2008. − С. 42−49

12. Социально-исторические и теоретико-педагогические предпосылки становления и развития проблемы социально-коммуникативной компетентности (статья)

13.Закономерности и принципы концепции формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (статья)печатнаяВестн. Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал.– №07. 2009г. – С.212–220

14.Педагогические условия и механизмы формирования социально-коммуникативной компетентности (статья)печатнаяЖурнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – Курск. – №3 март 2009 г. – С.46–49

15.К проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (статья)печатнаяОбразование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – Журнал теоретических и прикладных исследований. –№3(60) март, 2009 г. – с.42–49

16.Структура и функции социально-коммуникативной компетентности (статья)печатнаяIV Сазновские педагогические чтения. Научное обеспечение профессионального самоопределения личности в современных условиях: Сборник материалов международной научно–практической конференции (7–8 февраля 2008 г.). – Курган: Изд.-во Курганского гос. Ун.-та, 2008. – С. 168–172

17.Формирование социально–коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами психодидактики (статья)печатнаяПсиходидактика высшего и среднего образования. Часть II: материалы седьмой международной научно-практической конференции 25-27 марта 2008 года. − Барнаул: БГПУ, 2008. С.277-284

18.Психолого-педагогические аспекты проблемы социально-коммуникативной компетентности (статья)печатнаяНаука. – Костанай: Изд-во КИнЭУ, 2008. – № 4. – С. 43−48

19.Проблема социально-коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях (статья)печатнаяТруды VI юбилейной международной научной конференции «Инновации в науке и образовании − 2008». Калининград, Калининградский государственный технический университет, 2008, в трех частях, часть 3. С. 314−317

20.Генезис проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности в науке и практике (статья)печатнаяРоль государственно-общественного управления в обеспечении комплексной безопасности объектов и субъектов образовательной системы: материалы международной научно-практической конференции. Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск: Издательство «РЕКПОЛ», 2008. – Ч.II. – С.314-323

21.Пути и средства формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения (статья)печатнаяПодготовка педагога профессионального обучения: сборник науч. статей регион. межвуз. научной лаборатории «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования». – Чел.: Изд.-во Челяб. госуд. пед. ун.-та, 2008. – С.245-250

22Социально-коммуникативная компетентность в системе признаков показателей и критериев педагогического мастерства (статья)печатная Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: Материалы III Всероссийской НПК. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. – С.118–121

23.Социально-коммуникативная компетентность в структуре профессионализма педагога (статья)печатная Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике (отечественный и зарубежный опыт): Сборник статей по материалам международной научной конференции, 17–19 марта 2009 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – С.131–137

24.Основные положения системного подхода к формированию социально-коммуникативной компетентности (статья)печатнаяАктуальные проблемы социально-педагогической деятельности в регионе: Сборник материалов региональной НПК. – Курган: Изд.-во Курганского ун.-та, 2009. – С. 5–9

25.Методологические основа¬ния концепции формиро¬вания социально-коммуни¬кативной компетентности будущих педагогов про¬фессионального обучения (статья)печатнаяАкадемический журнал Западной Сибири: Материалы II научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в педагогике». – Тюмень.- №2, 2009. – С.24–27

26.Реализация механизмов формирования социально-коммуникативной компетентности в условиях педагогического вуза (статья)печатнаяСовременная высшая школа : инновационный аспект: научно-методический журнал. – Челябинск. – №2, 2009 С.18–24

27.Деятельностный подход как теоретико-методологи¬ческая стратегия концеп¬ции формирования соци¬ально-коммуникативной компетентности (статья)печатнаяАкадемический журнал Западной Сибири: Материалы II научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в педагогике». – Тюмень.- №2, 2009. – С.46–47

28.Историография становления проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности (статья)печатнаяСемья и демография: региональная политика: материалы Второго Южно-Уральского форума, Челябинск, 13–14 ноября 2008 г.: Ч.2. – Челябинск: Изд.-во Челяб. Гос. ун.-та, 2009. – С. 80–89

29.Социальные технологии в сфере науки (статья)печатнаяСемья и демография: региональная политика: материалы Второго Южно-Уральского форума, Челябинск, 13–14 ноября 2008 г.: Ч.2. – Челябинск: Изд.-во Челяб. Гос. ун.-та, 2009. – С. 80–89

30.Общие и специфические принципы концепции формирования социально-коммуникативной компетентности (статья)печатнаяЭколого-экономическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 15 апреля 2009 г. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд.-во, 2009. – С.98–106

31.Модель формирования социально-коммуникативной компетентности будущего педагога профессионального обучения (статья)печатнаяВестник МГОУ

32.Технология формирования социально-коммуникативной компетентности будущего педагога системы специального образования (статья)печатнаяСовременность и пути развития специального образования – Ч.1: Материалы Междунар. науч-практ. конф., посвященной 45-летнему юбилею ИСО / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – С.208–214

33.Педагогическая технология формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов ПО ( статья)печатнаяГорно-Алтайск

34.Психологические аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов делатьСанкт–Петербург

35Структурно-функциональ¬ная модель формирования социально-коммуникатив¬ной компетентности (статья)печатная Безопасность пространства образования: сб. материалов Всерос.науч.-практ.конф. 25–26 ноября 2009г. – Челябинск: СИМАРС; Челяб. гос. пед. ун-т, 2009. – С.295–300

36.Социально-коммуникативная компетентность как показатель профессионализма педагога профессионального обучения (статья)

37.Реализация модели формирования социально–коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения на примере педагогической технологииВ печатиБелгород

38Методико-технологические аспекты формирования социально-коммуникативной компетентности студентов вуза (статья)печатная Хабаровск

39.Опыт подготовки специалистов для системы начального и среднего профессионального образованияпечатная,Тобольск

40.Использование активных технологий в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения,г.Сибай

41.Сущность социально–коммуникативной компетентности будущих педагогов и технология ее формирования,Известия РГПУ

42. Теоретические аспекты социально-коммуникативной компетентности в высшем профессионально-педагогическом образовании (монография)печатнаяЧелябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2007. – 126 с.

43. Теоретико-педагогические основы формирования социально-коммуникативной компетентности (учебное пособие)печатнаяЧелябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. – 144 с.

44. Основы социально-коммуникативной компетентности (учебное пособие)печатная Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. –125 с.


Последняя редакция анкеты: 27 марта 2010