Шумакова Александра Викторовна
  1. Ученая степень
    доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    доцент
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Ставропольский край

Шумакова Александра Викторовна работает в Ставропольском государственном педагогическом институте с 1996 г. в качестве преподавателя общей и дошкольной педагогики, с 1998 г. – зав. кафедрой музыкально-теоретических дисциплин гуманитарно-эстетического факультета, с 2001г. – в должности декана педагогического факультета; с 2002г. – проректором по учебной работе. Ученая степень кандидата педагогических наук Шумаковой А.В. присуждена диссертационным советом Ростовского государственного педагогического университета и утверждена ВАК РФ в 1999 году по проблеме «Педагогические условия развития музыкально-эстетического сопереживания детей старшего дошкольного возраста». Ученое звание доцента получила 21 апреля 2004г. Имеет более 70 научных, научно-методических, учебно-методических публикаций, из них 8 публикаций издано в журналах ВАК РФ. Выступает с докладами на съездах, симпозиумах и конференциях разного уровня в городах России; проводит большую общественную и воспитательную работу в институте, участвует в заседаниях кафедр, научно-методических семинаров, научно-методических комиссий, формирует контингент студентов, участвует в организации и проведении конференций, круглых столов, олимпиад, конкурсов и вечеров. Шумакова А.В. является оппонентом и рецензентом диссертаций, монографий, учебников и учебных пособий. Александра Викторовна Шумакова работает над докторской диссертацией с 1998 года (научный консультант ректор ГОУ ВПО СГПИ, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель РФ, академик Международной славянской академии Л.Л. Редько). Тематика докторской диссертации направлена на исследование проблемы проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза, позволяющей преодолеть монофункциональную направленность традиционного образовательного процесса в вузе, его излишнюю академичность, противоречащую природе педагогической деятельности. В рамках докторской диссертации А.В. Шумаковой исследует сущность, структуру и содержание интегративного образовательного пространства педагогического вуза; описывает теоретико-методологические основания проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза; раскрывает концептуальные идеи, основные принципы, закономерности и процедуру проектирования; обосновывает результаты опытно-экспериментальной реализации проекта в контексте пространственного, интегративного, кластерного, структурно-функционального, синергетического, системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, аксиологического подходов. В 2005 году за научно-методическое пособие «Организация проектной деятельности в образовательном пространстве школы (гуманитарный аспект)», в 2006 году и 2007 году за 2 монографии «Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе непрерывного профессионального образования» А.В. Шумакова награждена дипломами фонда развития отечественного образования как лауреат конкурса на лучшие научные книги. Александра Викторовна, используя системный подход в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла, читает лекции для преподавателей, студентов, аспирантов региона по актуальным вопросам проектирования образовательного пространства; модернизации образовательного процесса в высшей школе, реализации системы непрерывного профессионального педагогического образования. Ею разработаны курсы «Технологии профессионального образования», «Моделирование образовательного пространства», «Педагогические теории, системы и технологии» и др. В рамках функционирования краевой научно-исследовательской лаборатории «Антропология детства» А.В. Шумакова входит в проблемную группу ученых по изучению вопросов проектирования единого педагогического пространства непрерывного уровневого образования в условиях Ставропольского края, является одним из авторов учебного пособия «Педагогическая антропология». Лекции, практические и семинарские занятия Шумаковой Александры Викторовны отличаются глубоким анализом проблем реформирования педагогического образования, остротой и актуальностью таких направлений, как педагогический мониторинг, педагогическое проектирование, инновационные технологии в контексте современных модернизационных процессов. В основе педагогического стиля этого педагога – вера в творческие силы студентов, их способности логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи. Педагог обеспечивает высокий научно-теоретический уровень преподавания, благодаря глубокому знанию предмета, систематическому повышению профессионального уровня, внедрение инновационных форм обучения, стимулированию познавательной деятельности студентов. Большая учебно-методическая и воспитательная работа Шумаковой Александры Викторовны способствует подготовке и формированию учителей г. Ставрополя и края, отвечающим современным профессиональным и гражданским качествам педагогов. Работая в должности проректора по учебной работе, Шумакова А.В. проводит большую работу по лицензированию и аккредитации профессиональных образовательных программ головного вуза и филиалов, осуществляет решение вопросов совершенствования качества педагогического образования в стратегии подготовки будущих учителей. В 2007 году (приказом от 27 августа 2007 года № 1111/ к-н ) за значительные успехи в организации и совершенствования образовательного процесса, реализации образовательных программ высшего профессионального образования, успехи в практической подготовке студентов А.В. Шумакова награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ Прошла курсу повышения квалификации по программам «Государственная аттестация выпускников высших учебных заведений: методология и технология» (г. Ростов-на-Дону 2005 г.), «Основы признания иностранных документов об образовании» (г. Майкоп, 2007 г.), «Технология проведения экспертизы инновационной педагогической деятельности» (г.Ставрополь 2008 г.).

Научные публикации

1. Шумакова, А.В. Антропологический подход к исследованию проблем образовательного пространства: актуальность и направление научного поиска [Текст] / А.В. Шумакова // Научная мысль Кавказа (приложение). – Ростов-на-Дону. – 2005. – № 5 (73). – С.162-170.

2. Шумакова, А.В. Образовательное пространство как предмет научной рефлексии: возникновение и развитие понятия [Текст] / А.В. Шумакова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. – Ростов-на-Дону. – 2005. – С.85-89.

3. Шумакова, А.В. Сравнительная характеристика пространственного и системного подходов в проектировании современного образовательного процесса [Текст] / А.В. Шумакова // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: ТРТУ, 2006. – № 1 (56). – С. 40-48.

4. Шумакова, А.В. Непрерывная ступенчато-уровневая технология подготовки педагогических кадров в стратегии проектирования образовательного пространства вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Ростов-на-Дону. – 2006. – С.74-80.

5. Шумакова, А.В. Проблемы проектирования образовательного пространства педагогического вуза в контексте современных модернизационных процессов [Текст] / А.В. Шумакова // Научная мысль Кавказа (приложение). – Ростов-на-Дону. – 2006. – № 2. – С. 264-271.

6. Шумакова, А.В. Характеристика научных подходов к рассмотрению понятия «образовательное пространство» [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Москва. –2007. – № 1 (27). – С.124-127.

7. Шумакова, А.В. Исследование проблемы проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Москва. – 2008. – № 3 (41). – С.159-161.

8. Шумакова, А.В. Методологические основы проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза [Текст] / А.В. Шумакова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – Москва. – 2008. – № 7 (45). – С.195-197.

9. Шумакова, А.В. Содержание понятия «пространство» в образовании: антропологический контекст [Текст] // Методологические и теоретические проблемы детской и педагогической антропологии: коллективная монография / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. – Ставрополь: Сервисшкола, 2004. – С.62-77.

10. Шумакова, А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе непрерывного профессионального образования: монография [Текст] / А.В. Шумакова. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006. – 340 с.

11. Шумакова, А.В. Проектирование интегративного образовательного пространства педагогического вуза в системе непрерывного профессионального образования (технологический аспект): монография [Текст] / А.В. Шумакова. – М.: Илекса; Ставрополь: СГПИ, 2007. – 244 с.

12. Шумакова, А.В. Педагогическое проектирование как стратегия развития современного педагогического образования [Текст] // Педагогическое образование в России: становление и развитие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – С.114-133.

Учебные и научно-методические пособия:

13.Шумакова, А.В. Технологии профессионального образования: методические рекомендации [Текст] / А.В. Шумакова. – Ставрополь: «Орфей – 2», 2002. – 30 с.

14. Лямин, В.В., Шумакова, А.В. Организация проектной деятельности в образовательном пространстве школы (гуманитарный аспект): научно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Л.Л. Редько. – Ставрополь: ООО «Бюро новостей», 2005. – 96 с. И другие научные публикации.


Последняя редакция анкеты: 2 апреля 2013