1. Ученая степень
    доктор филологических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Филологические науки
  4. Регион
    Россия / Алтайский край

Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина. Автор 60 публикаций (включая соавторские), из них 9 выполнены на диалектном материале. С 1976 по 1977 гг. училась в Калининском (Тверском) университете, а с 1977 по 1982 – в Алтайском университете, окончив который, получила специальность «Филолог. Учитель русского языка и литературы». С 1983 по 1986 гг. проходила аспирантуру в Томском государственном университете (научный руководитель – д.ф.н., профессор М.Н. Янценецкая). С 1986 по 1991 работала на кафедре русского языка Кемеровского государственного университета. В 1987 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Пути формирования лексических парадигм префиксальных глаголов» (специальность 10.02.01 – русский язык). С 1991 работаю на кафедре русского языка Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина. С 1999 по 2002 гг. проходила докторантуру в Алтайском государственном университете (научный консультант- д.ф.н., профессор Н.Д. Голев). В 2004 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Деривационная системность лексики (на материале русского языка»). Сфера научных интересов: Семасиология, словообразование, деривационная лексикология, семантический синтаксис, проблемы языковой личности, русская языковая модель мира, лингводидактика. Важным направлением научной деятельности является разработка дериватологической проблематики. В докторской диссертации и монографии Деривационное измерение лексики: системный аспект. Барнаул, 2003, написанной на ее основе представлена дериватологическая концепция, новизну и оригинальность которой составляет развитие и уточнение ряда кардинальных понятий современной теории деривационной лексикологии (Н.Д. Голев) и мотивологии (О.И. Блинова) (понятия спецификации, деривационного слова, лексикализации, ремотивации, семантической деривации, словообразовательной аналогии). Через анализ ассоциативно-деривационных, эпидигматических, по Д.Н. Шмелеву, отношений и соответственно через выявление закономерностей функционирования внутренней формы слова в словаре и речи раскрывается системность лексики и вскрываются механизмы этой системности. В исследовании учтены сущностные свойства языковой системы, ее принадлежность к динамическим, самоорганизующимся, вероятностным, открытым системам. Эти свойства языка отражаются в охватывающем разные уровни и планы языка непрерывном деривационно-мотивационном процессе (термин Н.Д. Голева) и, в частности, как показывает автор, в деривационном пространстве слова как многомерной, динамической и самоорганизующейся структуре, которая формируется при активном участии внутренней формы слова. Наиболее важная для данной работы дифференциация в сфере лексико-деривационных отношений связана с первичным семантическим противоположением лексического и грамматического. Оно составляет основу поляризации семантической и словообразовательной деривации. Им обусловлена принадлежность семантических дериватов к дизъюнктивным и эквиполентным оппозициям, а словообразовательных дериватов (как и морфологических категорий) – к привативным. На нем базируется понятие мотивированности/немотивированности, положенные Ф.де Соссюром в основу разделения языков на грамматические и лексические. Градация по степени лексичности/грамматичности имеет место и при формировании микрогнезд, где автор также обнаруживает две противоположно направленные тенденции: тенденцию к лексикализации микрогнезд и тенденцию к их грамматикализации. Результаты многостороннего исследования деривационного измерения лексики нашли отражение в статьях. Идеи о смыслоформирующей функции деривационной формы слова получили развитие в исследованиях учеников (см.: Глотова Н.Б. Семантизация мотивированных слов носителями языка: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2003). В последнее время исследовательские интересы связаны с языковой ментальностью и разработкой метода изучения семантических полей слов с опорой на показания языкового сознания (Словесные ассоциации как средство описания семантического расстояния между словами // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: Мат.II Междунар. науч.-практ. конф. Бийск, 2004). Преподавательская деятельность: разрабатывала курсы «Синтаксис русского языка», «Языковая картина мира», «Фонетика русского языка», «Практическая грамматика русского языка», спецкурсы и спецсеминары «Функционально-семантический синтаксис» «Семантика производного слова», «Экспериментальное словообразование», «Теория и практика мотивологического анализа», «Деривационная системность лексики», «Русская языковая модель мира: ключевые понятия». Разработкой учебного курса "Синтаксис русского языка» было обусловлено обращение к научной проблематике семантического синтаксиса, исследованию и описанию предикационной, пропозициональной и актуализационной структуры предложения (и высказывания). По данной проблематике были написаны учебные пособия "Введение в информативную и модальную семантику предложения (Бийск, 1996); Современный русский язык. Синтаксис: синтаксические связи, словосочетание, простое предложение: Учебно-методическое пособие. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина, 2004. – 67с.; и ряд статей (Семантика и функционирование предложений с инфинитивом в текстах разных типов речи // Человек – Коммуникация – Текст. Вып.1. Человек в свете его коммуникативного самоосуществления. Барнаул, 1997; Набор предикатов при неактивном субъекте // Мат. междунар. съезда русистов в Красноярске. Красноярск, 1997; Синтаксическая семантика инфинитива // Текст: варианты интерпретации. Сб. статей. Бийск, 1998). Теоретическое осмысление проблем семантического синтаксиса и словообразования под воздействием идей функционализма привело к их включению в более широкий контекст лингвистической прагматики и лингвокультурологии (Средства выражения иллокутивной цели речевого акта (на материале рассказов В.М. Шукшина // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество: Тез. докл. III Всерос. науч.-практ. конференции. Барнаул, 1994; Способы выражения дополнительной предикации в разговорной речи // Интерпретация художественного текста: тез. докл. II Межвуз. науч.-практ. конференции. Бийск, 1998). В последний год большой интерес вызывает лингводидактическая проблематика: проблема обучения студентов-филологов инновационным технологиям в области лингвистики и лингводидактики и формирования на этой основе учителя нового типа - педагога-исследователя; проблема формирования у школьников представления о миромоделирующем потенциале русского национального языка в рамках проекта «Гуманитарная школа».

Научные публикации

Деривационное измерение лексики: системный аспект. Барнаул, 2003. 388 с.

Типы семантических оппозитивных связей внутри лексем // Вопросы словообразования в индоевропейских языках. Томск, 1985. С. 119-124.

Взаимосвязь семантической деривации и синонимии глагола // Проблемы лексической и словообразовательной мотивации в русском языке. Барнаул, 1986. С. 72-79.

Формирование синонимических парадигм префиксальных глаголов // Проблемы деривации и номинации в русском языке. Омск, 1988. С. 51-53.

Словообразовательная система русских говоров Кузбасса. Субстантив: Коллективная монография. Кемерово, 1992. С. 61-96 (в соавторстве с Н.А.Прокуденко)глава "Словообразовательные типы отглагольных суффиксальных существительных в системе кемеровского говора").

Семантика типа. Функциональный аспект // Текст: варианты интерпретации. Бийск, 1999. С. 209-115.

Семантика словообразовательного типа в ментальном лексиконе // Культура. Образование. Духовность: Мат. Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию БиГПИ (23-24 сентября 1999). Ч. 2. Бийск, 1999. С. 209-215.

Принципы систематизации знаний о мире в словообразовании // Лингвистика и школа: Тез.докл. к Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул, 1999. С. 40-41.

Семантическая организация словообразовательного типа. Фреймовая модель // Русский национальный язык и его функционирование на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока в конце 20 века: Мат. междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 1999. С.319-324.

Категоризация и фреймовая семантика в словообразовании // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып.2. Барнаул, 2000. С. 135-139.

Дивергентные и конвергентные отношения в рамках словообразовательного гнезда слов //Актуальные проблемы языка и литературы на рубеже веков: Мат. Всерос. конф. Абакан, 2001. С.32-34.

Явление симметрии и асимметрии смысловых структур исходных и результативных единиц при словообразовательной деривации // Лингвосинергетика: проблемы и перспективы. Барнаул, 2001. С.131-135.

Синонимические связи слов как критерий разграничения двух видов деривации / Мир языка и межкультурная коммуникация: Мат. междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. Барнаул, 2001.

Семантическая и словообразовательная деривация в аспекте противопоставленности // Проблемы типологии языковых единиц разных уровней: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. Бийск, 2001. С.79-88.

Идиоматичность в отношении к спецификации и деривационному слову // Язык. Культура. Образование: Мат. науч.-практ. конф. Великий Новгород, 2001. С.154-159.

Омонимия и смежные явления в словообразовательном гнезде // Виноградовские чтения: Мат. межвузов. науч. конф. Тобольск. 2001. С. 131-132.

Системоцентристский аспект лексической деривации (введение в новую парадигму) //Проблемы русистики: Мат. Всерос. науч. конф. "Актуальные проблемы русистики", посвященной 70-летию профессора кафедры русского языка ТГУ О.И.Блиновой. Томск, 2001. С.74-75.

Деривационное варьирование лексики русского языка (системный аспект) // Язык и культура: международная научная конференция. Москва, 2001. С. 242-243.

О словообразовательной и лексической деривации однокорневых синонимов / Концептуальная картина мира и интерпретативное поле текста с позиций лингвистики, журналистики и коммуникации: сборник докладов на Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул, 2001. С.126-140.

Деривационный принцип языка как универсальный принцип его устройства и функционирования (в аспекте лексической системности) // Общие и частные проблемы онтологии языка. Бийск, 2002. С.143-151.

Лексическая спецификация как базовое понятие деривационной лексикологии // Языковая ситуация в России начала ХХI века: Мат. междунар. науч.-конф. Кемерово, 2002. Т.2. С. 276-287.

К проблеме типологии спецификаций // Типологические исследования языковых единиц: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. Бийск, 2002. С. 163-171.

Лексико-деривационный словарь русского языка // Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении: Мат. третьих филологических чтений. Новосибирск. 2002.С.305-310.

Деривационное пространство слова в системном аспекте // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста: Мат. межвузов. науч.-практ. конф. Вып. 7. Ч. 2. Лингвистический аспект. Бийск, 2002. С. 201-207.

Деривационное слово как системный аналог деривационного функционирования лексики в тексте // Единицы языка и их функционирование. Вып. 8. Саратов, 2002. - С.22-30.

Метонимические отношения в лексической системе русского языка // Филологические науки. 2003. № 4.

Актантная метонимия в лексической системе русского языка // Вестник НГУ. Сер.: Филология. 2003. №4.

Семантическая спецификация и деривационное слово – базовые понятия деривационной лексикологии. / Голев Н.Д. Шкуропацкая М.Г. – "Русистика", Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. Вып 1; 2004.

Интерпретационный потенциал мотивированного слова // Художественный текст: варианты интерпретации. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина, 2004. – С 389-394;

Словесные ассоциации как средство описания семантического расстояния между словами // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты. Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М.Шукшина, 2004. С. 189-196;

Измерение семантического расстояния между деривационно связанными словами путем сопоставления их ассоциативных полей // Актуальные проблемы современного словообразования: Материалы Международной научной конференции. – Кемерово, 2005.


Последняя редакция анкеты: 24 апреля 2010