-
Ученая степеньдоктор биологических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Научное направлениеБиологические науки
-
РегионРоссия / Ленинградская область
Шипицына Людмила Михайловна ректор Негосударственного Образовательного Учреждения высшего профессионального образования «Института специальной педагогики и психологии» (Санкт-Петербург), заведующая кафедрой специальной психологии, психологического факультета СПбГУ, Заслуженный деятель науки РФ.
Выпускница биологического факультета Ленинградского университета, Людмила Михайловна со студенческих лет активно погрузилась в научное творчество, особенно интересуясь проблемами нейрофизиологии и физиологии ВНД. Увлечение идеями Анохина П.К. и Бернштейна Н.А. закономерно привели к эвристической теории динамической и системной локализации высших психических функций Л.С. Выготского и А.Р. Лурии. Нейропсихологические схемы анализа и диагностики высших уровней организации психической активности, разработанные на материале локальных поражений мозга у взрослых, оказались весьма эффективными и при изучении детей. Многолетние исследования, проводимые Людмилой Михайловной в Институте детских инфекций в области клинической нейрофизиологии и нейропсихологии детей с нейроинфекциями и их последствиями (нейросенсорная тугоухость, умственная отсталость и др.) были обобщены в ее докторской диссертации, защита которой состоялась в 1986 году, в Российском государственном университете Дружбы народов с заключении о новом направлении в патофизиологии ВНД ребенка.
В 1986 г. Шипицына Л.М. возглавила, вновь созданную кафедру анатомо-физиологических основ дефектологии, на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. А с 1989 по 1993 гг. возглавляла дефектологический факультет в качестве его декана. В 1994г. Людмила Михайловна организовала и возглавляет по сей день кафедру специальной психологии в Санкт-Петербургском государственном университете, на факультете психологии. Это кафедра остается единственной в нашей стране в рамках академических университетов. За прошедшие годы кафедра сформировалась как самобытный и уникальный научный коллектив. Неслучайно, десятилетнему юбилею кафедры была специально посвящена очередная, ежегодно проводимая Всероссийская конференция «Ананьевские чтения – 2005».
В 1993г. Людмила Михайловна организует Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, занимающийся подготовкой специалистов разного профиля для системы специального образования.
За время своего существования Институт превратился в крупный учебный и научно-методический центр. В рейтинге Министерства образования и науки РФ среди негосударственных вузов России институт неизменно занимает первые места.
Внушительно выглядит список научных трудов Шипицыной Л.М., состоящий из более, чем 370 публикаций, в том числе 25 монографий и 76 учебных и методических пособий. Но дело даже не в самом количестве, а в тематическом разнообразии, отражающем широту научных интересов автора. Среди них оригинальный цикл исследований, посвященных своеобразию генеза коммуникативной активности детей с нарушениями в развитии. Клинико-психологическое и психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарат. Феноменология поведенческих нарушений у лиц с умственной отсталостью. Одна из первых в нашей стране Людмила Михайловна организовала массовое клинико-психологическое обследование детей, проживавших на зараженных территориях после аварии на Чернобыльской АЭС. Уникальными по своей сути являются работы, посвященные исследованию феномена психического развития детей в условия материнской депривации, а так же психологии и социологии сиротства в современной России. Особой сферой исследовательских интересов Людмилы Михайловны является проблема социальной интеграции инвалидов, отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, психолого-педагогическое и медико-социальной сопровождение детей в условиях интегрированного обучения. Сами исследования отличаются не только академической строгостью, опирающийся на богатый фактологический материал, но и практической ориентированностью на проблемы реального процесса обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Свой опыт исследователя Людмила Михайловна щедро предает своим ученикам. Под ее руководством защищено более 22 кандидатских диссертаций.
В октябре 2004г, через месяц после трагедии в г Беслане, по инициативе и при непосредственном участии Людмилы Михайловны был разработан и реализован проект «Дети Беслана», предполагавший оказание помощи и изучение детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Этот проект был признан лучшим научно-практическим проектом года в России за 2005г. Научные интересы Шипицыной Л.М. всегда так или иначе связаны с практическими запросами общества. Так, в последние годы под руководством Людмилы Михайловны активно разрабатывается проблематика, связанная с вопросами профилактики наркозависимости и ВИЧ/СПИДа у детей и подростков в условиях образовательной среды. Она является членом Федерального Совета по проблемам наркомании РФ, председателем экспертного совета Межведомственной комиссии по наркомании и противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту при Администрации Санкт-Петербурга, а также более 15 лет является председателем научно-методического совета по специальному образованию комитета по образованию Санкт-Петербурга.
За свою плодотворную научную, педагогическую и организаторскую деятельность Шипицына Л.М. награждена орденами «Дружбы народов», «За честь и благородство», дипломом Кембриджского университета о включении в число 2000 выдающихся людей ХХ века, знаком «Ректор года - 2004», «Ректор года - 2005», многочисленными медалями и почетными грамотами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а так же ей присвоено звание Заслуженный деятель науки РФ.
Время меняет людей в той же степени, в какой люди меняют само время, наполняя его новым содержанием и смыслом. Это также банально, как непреложно справедливо. За последние 15 лет мы стали свидетелями серьезных изменений в системе специального образования и отношении общества к лицам с ограниченными возможностями. Немалый вклад в эти позитивные изменения внесла и Л. М. Шипицына.