Шхапацева Мина Хаджебиевна
  1. Ученая степень
    Доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Республика Адыгея

Доктор педагогических наук профессор Мина Хаджебиевна Шхапацева в 1961 г окончила с отличием Адыгейский государственный педагогический институт. Вся трудовая и научно-педагогическая деятельность ученого связана с Адыгейским государственным педагогическим институтом, а ныне Адыгейским государственным университетом. С 1961 г. профессор Шхапацева М.Х. прошла путь от ассистента до доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой русского языка и методики преподавания, Заслуженного работника науки РА, Заслуженного работника Высшей школы РФ.

После окончания института М. Х. Шхапацева успешно продолжила образование в очной аспирантуре при кафедре общего языкознания Московского госпединститута им. В.И.Ленина. В 1967г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Сочетаемость приставочных глаголов в современном русском языке». Результатом дальнейшей научно-исследовательской и педагогической деятельности явилась докторантура в научно-исследовательском институте преподавания русского языка в национальной школе Академии педагогических наук СССР (РАО) в Москве и защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 «Методика обучения русскому языку» на тему «Лингводидактические основы обучения синтаксическому строю русского языка в адыгейской школе».

Сегодня М.Х. Шхапацева признанный лидер в области теории русского языка и методики его преподавания.

Глубокое знание и понимание великой роли русского языка позволили М.Х. Шхапацевой создать уникальную научную школу на Северном Кавказе, которая комплексно и многоаспектно на протяжении ряда лет успешно занимается методологией и методикой изучения фундаментальных проблем современного русского языка, адыгейско-русского билингвизма, сопоставительной типологией. Решение проблемы сохранения и развития русского языка в полиэтническом регионе возможно только при таком широкомасштабном интегрированном подходе. Это способствовало росту научно-педагогического потенциала в образовательном пространстве Юга России.

Профессор Шхапацева М.Х. сумела объединить в русле единого лингводидактического направления базовые методологические концепции обучения русскому языку. Основным принципом, который прослеживается во всех диссертационных исследованиях, выполненных под руководством ученого, является системно-функциональный подход к обучению русскому языку. Данный подход основан на представлении языка как единой функционирующей системы, уровни которой тесно связаны и взаимообусловлены. Языковая единица любого уровня по концепции ученого изучается в тесной связи с другими единицами и категориями, которыми определяется или в которых функционирует. Это позволяет усвоить обучаемым единицу языка в единстве его семантики, структуры и функции. Опыт профессора Шхапацевой М.Х., проведенные ею исследования, экспериментальные данные работ, выполненных под ее руководством, подтверждают эффективность системно-функционального принципа обучения, особенно для национальной школы.

Благодаря усилиям ученого в Адыгейском госуниверситете функционирует Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по данной специальности.

Профессор Шхапацева М.Х. принимает активное участие в подготовке специалистов высшей квалификации не только для Адыгейского госуниверситета, но и других вузов Северного Кавказа, других регионов. Тематика диссертационных работ, выполняемых под руководством профессора Шхапацевой М.Х., разнообразна. Она посвящена актуальным вопросам обучения русскому языку в национальной школе. Это: вопросы активизации в речи учащихся полисемантичной лексики, лексических синонимов, фразеологических единиц, работа над грамматической связью слов, словопорядком в предложении, над различными структурно-семантическими типами предложения, развитие связной русской речи учащихся разных этапов обучения. Тематика диссертационных исследований не ограничивается национальной школой. Под руководством профессора Шхапацевой М.Х. выполняются и защищаются диссертационные работы, посвященные важным направлениям обучения русскому языку как родному. Ученый также успешно руководит работами по русскому языку и сопоставительной типологии, удачно совмещая в себе лингвиста и методиста.

Ученый является членом двух диссертационных Советов, сопредседателем педагогического Совета в Адыгейском госуниверситете, а также членом диссертационного Совета в Северо-Осетинском госуниверситете.

М.Х. Шхапацеву - ученого отличает способность к целостному и системному подходу анализируемых проблем современной науки в области русского языка и методики его изучения, что требует подлинных энциклопедических знаний. М.Х. Шхапацева оказала несомненное влияние на становление и развитие гуманитарного образования в Адыгейском государственном университете и в целом Юга России. Её научные труды тесно интегрированы в систему общего образования России.

В рамках данного научного направления ученым опубликовано более 100 работ, среди которых учебники по русскому и адыгейскому языкам, учебно-методические пособия, монографии, статьи, которые опубликованы в разных городах и пользуются большим спросом среди учителей школ, преподавателей вузов, студентов, аспирантов, соискателей. У М.Х. Шхапацевой огромная эрудиция, неутомимость в поиске новых знаний, постоянное стремление к выявлению фундаментальных закономерностей, что позволило ученому заниматься не только проблемами совершенствования обучения русскому и адыгейскому языкам, но и проблемами современного русского языка, адыгейско-русского билингвизма, сопоставительной типологией. Значительное теоретическое и практическое значение имеют и пользуются большим спросом монографические и учебно-методические работы ученого: «Обучение синтаксическому строю русского языка (Майкоп,-1993); «Обучение русскому языку в 5-11 классах национальной школы» (в соав.) (Санкт-Петербург: Просвещение, 1994); «Развитие связной русской речи учащихся (Майкоп,1995); «Пунктуация без секретов» Пособие для студентов и абитуриентов (М.: Дрофа,2001); «Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков» (Майкоп,2005); «Лингвистика и лингводидактика» (Избранные работы) (Майкоп,2005); Учебные комплекты по русскому языку и чтению для 1-4 классов школ абхазо-адыгской языковой группы (в соавт.: Санкт-Петербург: –М.: 2001-2006); Учебник адыгейского языка (Адыгабзэ) для 10-11 классов (Майкоп, 2003) и др. Заслуживают внимания статьи: «Явления переходности и синкретизма на уровне членов предложения» (Краснодар, 1997); «Влияние префиксации на переход свободных глагольных словосочетаний в несвободные» (Краснодар, 1998); «Современный этап развития билингвизма и проблема обучения языкам в Республике Адыгея» (Майкоп, 1999); «Взаимодействие контактирующих языков в учебно-воспитательном процессе в условиях двуязычия» (Майкоп,2003); «Основы коммуникативного изучения словосочетания» (Майкоп,2003); «Модернизация образования и проблемы обучения русскому языку как родному и неродному» (Майкоп,2004); «Обучение контактирующим языкам в современных условиях билингвизма» (Владикавказ, 2006).

Учебный комплект по русскому языку для 1-4 классов является победителем конкурса и имеет гриф Министерства образования и науки РФ, такой же гриф и гриф Министерства образования и науки Республики Адыгея получила «Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков».

М.Х.Шхапацева неоднократно участвовала в Международных и Всесоюзных конференциях, в том числе:

•Международная научная конференция «Язык и национальные мира образы мира». г.Майкоп, 20-21 марта, 2001г. Тема: «Методический аспект сравнительно-типологической характеристики разносистемных языков».

•Международная научная конференция «Язык. Этнос. Сознание».-г.Майкоп, 24-25 апреля,2003г. Тема: «Словосочетание в русском, английском и адыгейском языках (сопоставительно-типологический анализ)».

•Всероссийская конференция «Проблемы обучения русскому языку как родному и неродному в современных условиях модернизации образования». Майкоп, 13-16 октября,2004.

•Международная научная конференция «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества». Владикавказ, 25-26 апреля,2006г. Тема: «Обучение контактирующим языкам в современных условиях билингвизма».

Профессор Шхапацева М.Х. успешно совмещает научно-исследовательскую деятельность с учебной работой. В течение многих лет работы в университете ученый читает курс лекций по современному русскому языку, введению в языкознание, специальные курсы по современному русскому языку и методике обучения русскому языку: «Словосочетание в современном русском языке», «Система синтаксических единиц и их соотношение», «Текст и текстообразование», «Развитие связной русской речи учащихся начальных классов», «Лингводидактические проблемы обучения русскому языку в условиях адыгейско-русского билингвизма». Все читаемые курсы обеспечены авторскими программами.

Велика роль М.Х. Шхапацевой как организатора образовательной и научной деятельности. Профессор Шхапацева М.Х. с 1986 года, со дня основания, заведующая кафедрой русского языка и методики преподавания, которая является одной из высококвалифицированных в университете. В последние 3 года кафедра занимает первое место по научно-исследовательской работе среди гуманитарных кафедр университета. Благодаря её большому вкладу в реализацию стратегии подготовки кадрового потенциала все члены кафедры имеют ученую степень и ученое звание, многие из них работают над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук. Большинство из членов кафедры являются учениками проф.М.Х.Шхапацевой. Кафедра участвует в федеральных и региональных программах по совершенствованию обучения русскому языку, в создании учебников и учебно-методических пособий нового поколения, выполняет заказ-наряды Министерства образования и науки РФ. Издаются сборники научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры под редакцией проф. М.Х.Шхапацевой. Благодаря такой огромной работе М.Х. Шхапацевой удается реализовать основные идеи, составляющие содержание принципа сохранения и развития русского языка

При кафедре функционирует аспирантура по теории и методике обучения и воспитания (русский язык в школе и вузе) и теории языка. С 1993 по 2006 г.г. при кафедре выполнено и защищено под руководством профессора М. Х. Шхапацевой 26 диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата педагогических и филологических наук и 2 диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Готовы к защите еще 2 диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.

Глубокая порядочность, высокая гражданственность, интеллигентность и широкая образованность, забота и внимание к ученикам и коллегам снискали уважение к М.Х. Шхапацевой в коллективе.

Заслуги профессора Мины Хаджебиевны Шхапацевой в учебной и научно-исследовательской работе высоко оценены. Труд ученого-педагога отмечен знаками Отличник просвещения РСФСР, Отличник народного образования СССР, она удостоена званий Заслуженный деятель науки Республики Адыгея, Заслуженный работник Высшей школы РФ, является академиком Адыгской (Черкесской) Международной Академии Наук (АМАН).

Вся трудовая и научно-педагогическая деятельность М.Х.Шхапацевой связана с Адыгейским госпединститутом, а ныне Адыгейским государственным университетом. Она прошла путь от ассистента до доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой русского языка и методики преподавания.

Окончив с отличием 1961 году адыгейское отделение филологического факультета Адыгейского госпединститута, М.Х.Шхапацева успешно продолжила образование в очной аспирантуре при кафедре общего языкознания Московского госпединститута им. В.И.Ленина, в 1967г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Сочетаемость приставочных глаголов в современном русском языке» (конструкции с винительным и родительным). Результатом дальнейшей научно-исследовательской и педагогической деятельности явилась докторантура в научно-исследовательском институте преподавания русского языка в национальной школе Академии педагогических наук СССР (ПРЯНШ) в Москве и защита в 1987 году диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения русскому языку по проблеме «Лингводидактические основы обучения синтаксическому строю русского языка в адыгейской школе».

Профессор Шхапацева М.Х. успешно совмещает работу педагога с научно-исследовательской деятельностью. Читает курс лекций по синтаксису современного русского языка, введению в языкознание, специальные курсы по актуальным проблемам русского языка и методики его преподавания.

Ученым опубликовано более 200 работ, среди которых учебники по русскому и адыгейскому языкам, учебно-методические пособия, монографии. Среди учителей школ, студентов, аспирантов и соискателей большой популярностью пользуются монографические исследования для национальной школы «Изучение словосочетаний в адыгейской школе», «Изучение синтаксиса русского языка в адыгейской школе», «Обучение русскому языку в 10-11 классах национальных школ РФ» (в соавторстве), «Обучение синтаксическому строю русского языка», «Развитие связной русской речи учащихся», «Пунктуация без секретов», «Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков» и т.д.

Профессор М.Х.Шхапацева возглавляет научную школу «Системно-функциональный принцип исследования и обучения русскому языку», в рамках которой выполнено и защищено 35 диссертационных работ, в том числе 4 диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Опыт профессора Шхапацевой М.Х., проведенные ею исследования, экспериментальные данные работ, выполненных под руководством ученого, подтверждают эффективность используемого в них системно-функционального принципа обучения, особенно для национальной школы.

Под руководством профессора Шхапацевой М.Х. выполняются и защищаются и диссертационные работы, посвященные важным направлениям обучения русскому языку как родному. Ученый также активно руководит диссертационными работами по русскому языку и сопоставительной типологии, удачно совмещая в себе лингвиста и методиста.

Научная и педагогическая деятельность М.Х.Шхапацевой нашла достойное признание. Она является отличником просвещения РСФСР. Отличников народного образования СССР, заслуженным деятелем науки Российской Федерации и Республики Адыгея, Заслуженным работником Высшей школы РФ

Научные публикации

1.Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков (монография)Печат.Адыгейское республиканское изд-во, 2005г. 20 п.л.

2.Лингвистика и лингводидактика (избранные работы) (Монография)Печат.ООО «Аякс», г.Майкоп,2005. 20 п.л.

3Русский язык.Учебник для 4 класса школ абхазо-адыгской языковой группы. В двух частях.Печат.г.Москва, ДРОФА, 2006 11,7 п.л.Г.Г.городилова, Х.Х.Амшоков, С.Х.Амшокова

4Книга для чтения. 4 класс.Для школ абхазо-адыгской языковой группы.Печат.г.Москва, «ДРОФА», 2006 17,55 п.л.Г.Г.городилова, Х.Х.Амшоков, С.Х.Амшокова

5Рабочая тетрадь для школ абхазо-адыгской языковой группы. 4 класс.Печат.г.Москва, «ДРОФА»,20067,2 п.л.Г.Г.городилова, Х.Х.Амшоков, С.Х.Амшокова

6Пунктуация без секретов (Пособие для студентов)Печат.Москва «Русское слово»,2010 8 п.л.Тростенцова Л.А.

7Методическое пособие по изучению раздела «Синтак¬сис».Ч.1. «Словосочетание. Проостое предложение». Печат. Майкоп, АЯКС, 2010 3,6Пазова Л.М.

8Наука в моей жизни (Монография)Печат.г.Майкоп,»АЯКС», 2008 14 п.л.

9Научно-методические материалы по предметам филологического блока общеобразовательных учреждений, функционирующих на условиях государственного двуязычия (1-4классы). (Учебное пособие)Печат.ИНПО. -Москва,2010 2,5 п.л.

10Языковая теория и речевая практика в обучении синтаксису русского языка в национальной школе.Печат.Современные технологии обучения. Сборник статей и тезисов. Выпуск 4, ч.11.-Владикавказ,2004. 0,25 п.л.

11Государственные языки и их взаимодействие в условиях двуязычия и многоязычия.Печат.Материалы региональной научной конференции «Проблемы развития государственных языков и литератур народов Северного Кавказа». –Нальчик, КБГУ, 2004. 0,25 п.л.

12Полисемия в зеркале семантического русско-адыгейского билингвизма.Печат.Билингвизм в теории и практике. –Майкоп,2004. 0,5 п.л.Пазова Л.М.

13Основы построения учебников русского языка для начальных классов (абхазо-адыгская языковая группа)Печат.Традиционная научно-практическая конференция «Учебник ХХ1 века: новое поколение учебников русского языка для национальной школы России единого образовательного пространства». -2004. 0,25 п.л.

14Сложное синтаксическое целое в русском и адыгейском языкахПечат.Вестник АГУ.-Майкоп,2004. 1 п.л.

15Учебники нового поколения по русскому языку для начальных классов (адыго-абхазская языковая группа)Печат.Билингвизм в теории и практике. –Майкоп, 2004. 0,25 п.л.

16Двуязычие: социокультурный и лингвометодический аспектыПечат.Актуальные проблемы двуязычия и их реализация в полиэтнической среде. Материалы всероссийской научной практ.конф.-Майкоп, 2005 0,25 п.л.

17Проблемы обучения родному и русскому языкам в условиях активного их контактирования.Печат.Актуальные проблемы общей и адыгской филологии /Международная научн.конф.. –Майкоп,2005. 0,25 п.л.

18Родной язык как средство развития мышления и интеллекта его носителей.Печат.Круглый стол посвященный родному языку.-Майкоп,2005. 0,5 п.л.

19Проблемы обучения русскому языку в современной школе в условиях взаимодействия языковПечат.Качественное обучение русскому языку – залог успешной общеобразовательной подготовки обучающихся /Республ.научно-практ.конференция.-Майкоп, 2005 0,25 п.л.

20Формирование орфографической грамотности на основе инварианта словообразовательного типа.Печат.Региональная научная конференция «Традиции и новаторство в изучении и преподавании русского языка. –Мичуринск, 2005. 0,25 п.л.Пазова Л.М.

21Системно-функциональный принцип исследования и изучения синтаксических единиц русского языка.Печат.Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. №4.-Майкоп,2006г. 0,5 п.л.

22Методическое руководство и организация самостоятельной работы студентов на педагогическом факультете.Печат.Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. №4.-Майкоп,2006г 0,25 п.л.Жажева Д.Д.

23Обучение орфографии учащихся начальной школы на основе инварианта словообразовательного типа.Печат.Региональная научно-практическая конференция «Традиции и новаторство в изучении и преподавании русского языка».-Мичуринск,2006г .0,5 п.л.Пазова Л.М.

24Коммуникация в зеркале психолингвистики.Печат.Вестник АГУ.-Майкоп:Изд-во АГУ.№1,2006. ВАК0,5 п.л.

25Обучение контактирующим языкам в современных условиях билингвизма.Печат.Материалы Международной научно-практической конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества».-Владикавказ,2006. 0,25 п.л.

26Основы моделирования современного урока по русскому языкуПечат.Дидактико-методические аспекты современного урока /Материалы Всероссийской научно-практической конференции. –Армавир, 2007. 0,25 п.л.

27Билингвизм: социокультурный и лингвометодический аспекты.Печат.Современные технологии обучения. Сб.статей и тезисов. Выпуск 7. –Владикавказ,2007. 0,5 п.л.

28Межпредметные и межуровневые связи в лингвометодической подготовке учителя начальных классов (рецензирование)Печат.Вестник. –Майкоп, 2007. №3..АГУ ВАК0,5 п.л.

29Системно-функциональный принцип исследования и изучения синтаксических единиц русского языка.Печат.Актуальные проблемы языкового образования /Международная научно-практическая конференция. –Майкоп, 2007. 0,4 п.л.

30Перевод как один из приемов презентации полисемической лексики русского языка в условиях билингвизмаПечатАктуальные проблемы общей и адыгской филологии /Материалы 6 международной научной конференции. –Майкоп,2008 0,3 п.л.Пазова Л.М.

31Современный системно-функциональный принцип исследования и изучения синтаксических единиц русского языкаПечат.Русский язык как важный социальный фактор объединения наций и народностей /Материалы Всероссийской научно-практической конференции. –Вдадикавказ, 2008 0,3 п.л.

32Системно-функциональный принцип изучения синтаксических единиц в национальной школе.Печат.Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества /Материалы 2 Международной научной конференции. –Владикавказ,2008 0,5 п.л.

33Синтаксическая терминология в начальных классахПеча.Материалы V Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь». 7-8 февраля 2008. Том III. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. - 330 с. С. 157-161.0,3 п.л.Рябцева Т.

34Взаимосвязанное обучение родному, русскому и иностранному языкам в условиях национально-русского билингвизмаПечат.Актуальные проблемы языкового образования // Материалы международной научно-практической конференции. - Майкоп: редакционно-издательский отдел Адыгейского государственного университета, 2009. - 236 с.0,37 п.л.

35Обучение словосочетанию русского языка в национальной школе на основе функционально-коммуникативного подхода.Печат.Научно-методический журнал «Русский язык в национальной школе». №3.-2009.-С.5-14 0,6 п.л.

36Формирование лингвистических понятий у младших школьниковПечат.Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей.Выпуск 5.-Майкоп,2009 .5-120,5 п.л.

37Современные лингвистические теории в обучении синтаксису русского языка в национальной школе.Печат.Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества //Материалы 3 Международной научной конференции (18-19 мая). - Владикавказ, 2010.0,37 п.л.

38Проблемы обучения русскому языку в современной двуязычной образовательной средеПечат.Начальное общее образование в условиях законодательно установленного двуязычия: опыт, проблемы, перспективы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (7-9 октября 2010 года). - Нальчик, 2010.0,31 п.л.

39Взаимосвязанное обучение морфологии и синтаксису русского языка в национальной школе как лингводидактический принципПечат.Вестник АГУ.Вып.№3.-2010 ВАК0,43 п.л.

40Проблемы обучения грамматическому строю русского языка в условиях национальной школыПечат.Центральный реферируемый журнал «Русский язык в национальной школе».-№4.-М.,2010. - С.13-19.0,6 п.л.

41Микротекст как основная лингводидактическая единица развития речи на современном этапе обучения русскому языкуПечат.Современные технологии в образовании. Сборник научных статей.Выпуск Х1.Ч.2.-Владикавказ, 2011.-с.176-181.5 стр

42Лингвометодическая подготовка учителя начальных классовПечат.Вестник АГУ, -Майкоп,2011 с.199-209 ВАК 10 стр.

43Проблемы обучения русскому языку как родному и неродномуПечат.Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия.-Владикавказ,2011.-с.107-1169 стр

44Проблемы обучения языкам в современных условиях образованияПечат.Сб.Актуальные проблемы языкового образования.Материалы международной научной конференции.-Майкоп,2011.С.319-3234стр

45Коммуникативная компетенция как составляющая лингвистической и языковой компетентностиПечат.Сб. Когнитивная парадигма языкового сознания в современной лингвистике.-Майкоп,2011.с.252-2565 стр.

46Обучение русскому языку студентов-билингвов:лингвистический аспект //Печат.Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1.-Владикавказ: Изд-во СОГУ,2011. 0,4 п.л.

47Совершенствование обучения русскому языку в национальной школе (адыгейской) как лингвометодическая проблемаПечат.Русский язык в школе.-Майкоп, 2012, №3.6 стр. (27-32) 0,5 п.л.

48Взаимовлияние и взаимодействие контактирующих языков в учебном процессе в современных условиях двуязычияПечат.Вестник АГУ. Серия «Педагогика и психология». -Майкоп,2012, №26 стр.  с.152-157  0,4 п.л.

49Учебные ситуации как основа коммуникативно-ситуативного обучения русскому языку как иностранномуПечат.Вестник АГУ. Серия «Педагогика и психология.-Майкоп,2012, №2.7 с..тр.  0,5 п.л.  с.120-127Проф.Джандар Б.М.

50Сложноподчиненное предложение как особый структурно-семантический тип в русском и адыгейском языкахПечат.Вестник АГУ. Серия «Филология и искусствоведение. -Майкоп,2012. Выпуск 2.  0,4 п.л.  с.345-350

51Сложное синтаксическое целое в русском, адыгейском и английском языках.Печат.Вестник АГУ. Серия «Филология и искусствоведение». -Майкоп,20126стр.  0,4 п.л.  с.209-215Проф.Джандар Б.М.

52Двусоставное предложение и работа над ним в начальных классахПечат.Сборник студенческих научных статей //Молодежь и наука.-Владикавказ,2012. Вып.8.Ч.1.312-320Проскурякова К.

53Формирование речевого этикета у младших школьниковПечат.Сборник студенческих научных статей //Молодежь и наука.-Владикавказ,2012. Вып.8.Ч.1.333-340Девтерова А.


Последняя редакция анкеты: 20 октября 2025