Шхапацева Мина Хаджебиевна
  1. Ученая степень
    Доктор педагогических наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Педагогические науки
  4. Регион
    Россия / Республика Адыгея

Доктор педагогических наук профессор Мина Хаджебиевна Шхапацева в 1961 г окончила с отличием Адыгейский государственный педагогический институт. Вся трудовая и научно-педагогическая деятельность ученого связана с Адыгейским государственным педагогическим институтом, а ныне Адыгейским государственным университетом. С 1961 г. профессор Шхапацева М.Х. прошла путь от ассистента до доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой русского языка и методики преподавания, Заслуженного работника науки РА, Заслуженного работника Высшей школы РФ.

После окончания института М. Х. Шхапацева успешно продолжила образование в очной аспирантуре при кафедре общего языкознания Московского госпединститута им. В.И.Ленина. В 1967г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Сочетаемость приставочных глаголов в современном русском языке». Результатом дальнейшей научно-исследовательской и педагогической деятельности явилась докторантура в научно-исследовательском институте преподавания русского языка в национальной школе Академии педагогических наук СССР (РАО) в Москве и защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 «Методика обучения русскому языку» на тему «Лингводидактические основы обучения синтаксическому строю русского языка в адыгейской школе».

Сегодня М.Х. Шхапацева признанный лидер в области теории русского языка и методики его преподавания.

Глубокое знание и понимание великой роли русского языка позволили М.Х. Шхапацевой создать уникальную научную школу на Северном Кавказе, которая комплексно и многоаспектно на протяжении ряда лет успешно занимается методологией и методикой изучения фундаментальных проблем современного русского языка, адыгейско-русского билингвизма, сопоставительной типологией. Решение проблемы сохранения и развития русского языка в полиэтническом регионе возможно только при таком широкомасштабном интегрированном подходе. Это способствовало росту научно-педагогического потенциала в образовательном пространстве Юга России.

Профессор Шхапацева М.Х. сумела объединить в русле единого лингводидактического направления базовые методологические концепции обучения русскому языку. Основным принципом, который прослеживается во всех диссертационных исследованиях, выполненных под руководством ученого, является системно-функциональный подход к обучению русскому языку. Данный подход основан на представлении языка как единой функционирующей системы, уровни которой тесно связаны и взаимообусловлены. Языковая единица любого уровня по концепции ученого изучается в тесной связи с другими единицами и категориями, которыми определяется или в которых функционирует. Это позволяет усвоить обучаемым единицу языка в единстве его семантики, структуры и функции. Опыт профессора Шхапацевой М.Х., проведенные ею исследования, экспериментальные данные работ, выполненных под ее руководством, подтверждают эффективность системно-функционального принципа обучения, особенно для национальной школы.

Благодаря усилиям ученого в Адыгейском госуниверситете функционирует Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по данной специальности.

Профессор Шхапацева М.Х. принимает активное участие в подготовке специалистов высшей квалификации не только для Адыгейского госуниверситета, но и других вузов Северного Кавказа, других регионов. Тематика диссертационных работ, выполняемых под руководством профессора Шхапацевой М.Х., разнообразна. Она посвящена актуальным вопросам обучения русскому языку в национальной школе. Это: вопросы активизации в речи учащихся полисемантичной лексики, лексических синонимов, фразеологических единиц, работа над грамматической связью слов, словопорядком в предложении, над различными структурно-семантическими типами предложения, развитие связной русской речи учащихся разных этапов обучения. Тематика диссертационных исследований не ограничивается национальной школой. Под руководством профессора Шхапацевой М.Х. выполняются и защищаются диссертационные работы, посвященные важным направлениям обучения русскому языку как родному. Ученый также успешно руководит работами по русскому языку и сопоставительной типологии, удачно совмещая в себе лингвиста и методиста.

Ученый является членом двух диссертационных Советов, сопредседателем педагогического Совета в Адыгейском госуниверситете, а также членом диссертационного Совета в Северо-Осетинском госуниверситете.

М.Х. Шхапацеву - ученого отличает способность к целостному и системному подходу анализируемых проблем современной науки в области русского языка и методики его изучения, что требует подлинных энциклопедических знаний. М.Х. Шхапацева оказала несомненное влияние на становление и развитие гуманитарного образования в Адыгейском государственном университете и в целом Юга России. Её научные труды тесно интегрированы в систему общего образования России.

В рамках данного научного направления ученым опубликовано более 100 работ, среди которых учебники по русскому и адыгейскому языкам, учебно-методические пособия, монографии, статьи, которые опубликованы в разных городах и пользуются большим спросом среди учителей школ, преподавателей вузов, студентов, аспирантов, соискателей. У М.Х. Шхапацевой огромная эрудиция, неутомимость в поиске новых знаний, постоянное стремление к выявлению фундаментальных закономерностей, что позволило ученому заниматься не только проблемами совершенствования обучения русскому и адыгейскому языкам, но и проблемами современного русского языка, адыгейско-русского билингвизма, сопоставительной типологией. Значительное теоретическое и практическое значение имеют и пользуются большим спросом монографические и учебно-методические работы ученого: «Обучение синтаксическому строю русского языка (Майкоп,-1993); «Обучение русскому языку в 5-11 классах национальной школы» (в соав.) (Санкт-Петербург: Просвещение, 1994); «Развитие связной русской речи учащихся (Майкоп,1995); «Пунктуация без секретов» Пособие для студентов и абитуриентов (М.: Дрофа,2001); «Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков» (Майкоп,2005); «Лингвистика и лингводидактика» (Избранные работы) (Майкоп,2005); Учебные комплекты по русскому языку и чтению для 1-4 классов школ абхазо-адыгской языковой группы (в соавт.: Санкт-Петербург: –М.: 2001-2006); Учебник адыгейского языка (Адыгабзэ) для 10-11 классов (Майкоп, 2003) и др. Заслуживают внимания статьи: «Явления переходности и синкретизма на уровне членов предложения» (Краснодар, 1997); «Влияние префиксации на переход свободных глагольных словосочетаний в несвободные» (Краснодар, 1998); «Современный этап развития билингвизма и проблема обучения языкам в Республике Адыгея» (Майкоп, 1999); «Взаимодействие контактирующих языков в учебно-воспитательном процессе в условиях двуязычия» (Майкоп,2003); «Основы коммуникативного изучения словосочетания» (Майкоп,2003); «Модернизация образования и проблемы обучения русскому языку как родному и неродному» (Майкоп,2004); «Обучение контактирующим языкам в современных условиях билингвизма» (Владикавказ, 2006).

Учебный комплект по русскому языку для 1-4 классов является победителем конкурса и имеет гриф Министерства образования и науки РФ, такой же гриф и гриф Министерства образования и науки Республики Адыгея получила «Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков».

М.Х.Шхапацева неоднократно участвовала в Международных и Всесоюзных конференциях, в том числе:

•Международная научная конференция «Язык и национальные мира образы мира». г.Майкоп, 20-21 марта, 2001г. Тема: «Методический аспект сравнительно-типологической характеристики разносистемных языков».

•Международная научная конференция «Язык. Этнос. Сознание».-г.Майкоп, 24-25 апреля,2003г. Тема: «Словосочетание в русском, английском и адыгейском языках (сопоставительно-типологический анализ)».

•Всероссийская конференция «Проблемы обучения русскому языку как родному и неродному в современных условиях модернизации образования». Майкоп, 13-16 октября,2004.

•Международная научная конференция «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества». Владикавказ, 25-26 апреля,2006г. Тема: «Обучение контактирующим языкам в современных условиях билингвизма».

Профессор Шхапацева М.Х. успешно совмещает научно-исследовательскую деятельность с учебной работой. В течение многих лет работы в университете ученый читает курс лекций по современному русскому языку, введению в языкознание, специальные курсы по современному русскому языку и методике обучения русскому языку: «Словосочетание в современном русском языке», «Система синтаксических единиц и их соотношение», «Текст и текстообразование», «Развитие связной русской речи учащихся начальных классов», «Лингводидактические проблемы обучения русскому языку в условиях адыгейско-русского билингвизма». Все читаемые курсы обеспечены авторскими программами.

Велика роль М.Х. Шхапацевой как организатора образовательной и научной деятельности. Профессор Шхапацева М.Х. с 1986 года, со дня основания, заведующая кафедрой русского языка и методики преподавания, которая является одной из высококвалифицированных в университете. В последние 3 года кафедра занимает первое место по научно-исследовательской работе среди гуманитарных кафедр университета. Благодаря её большому вкладу в реализацию стратегии подготовки кадрового потенциала все члены кафедры имеют ученую степень и ученое звание, многие из них работают над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук. Большинство из членов кафедры являются учениками проф.М.Х.Шхапацевой. Кафедра участвует в федеральных и региональных программах по совершенствованию обучения русскому языку, в создании учебников и учебно-методических пособий нового поколения, выполняет заказ-наряды Министерства образования и науки РФ. Издаются сборники научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры под редакцией проф. М.Х.Шхапацевой. Благодаря такой огромной работе М.Х. Шхапацевой удается реализовать основные идеи, составляющие содержание принципа сохранения и развития русского языка

При кафедре функционирует аспирантура по теории и методике обучения и воспитания (русский язык в школе и вузе) и теории языка. С 1993 по 2006 г.г. при кафедре выполнено и защищено под руководством профессора М. Х. Шхапацевой 26 диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата педагогических и филологических наук и 2 диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Готовы к защите еще 2 диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.

Глубокая порядочность, высокая гражданственность, интеллигентность и широкая образованность, забота и внимание к ученикам и коллегам снискали уважение к М.Х. Шхапацевой в коллективе.

Заслуги профессора Мины Хаджебиевны Шхапацевой в учебной и научно-исследовательской работе высоко оценены. Труд ученого-педагога отмечен знаками Отличник просвещения РСФСР, Отличник народного образования СССР, она удостоена званий Заслуженный деятель науки Республики Адыгея, Заслуженный работник Высшей школы РФ, является академиком Адыгской (Черкесской) Международной Академии Наук (АМАН).

Вся трудовая и научно-педагогическая деятельность М.Х.Шхапацевой связана с Адыгейским госпединститутом, а ныне Адыгейским государственным университетом. Она прошла путь от ассистента до доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой русского языка и методики преподавания.

Окончив с отличием 1961 году адыгейское отделение филологического факультета Адыгейского госпединститута, М.Х.Шхапацева успешно продолжила образование в очной аспирантуре при кафедре общего языкознания Московского госпединститута им. В.И.Ленина, в 1967г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Сочетаемость приставочных глаголов в современном русском языке» (конструкции с винительным и родительным). Результатом дальнейшей научно-исследовательской и педагогической деятельности явилась докторантура в научно-исследовательском институте преподавания русского языка в национальной школе Академии педагогических наук СССР (ПРЯНШ) в Москве и защита в 1987 году диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения русскому языку по проблеме «Лингводидактические основы обучения синтаксическому строю русского языка в адыгейской школе».

Профессор Шхапацева М.Х. успешно совмещает работу педагога с научно-исследовательской деятельностью. Читает курс лекций по синтаксису современного русского языка, введению в языкознание, специальные курсы по актуальным проблемам русского языка и методики его преподавания.

Ученым опубликовано более 200 работ, среди которых учебники по русскому и адыгейскому языкам, учебно-методические пособия, монографии. Среди учителей школ, студентов, аспирантов и соискателей большой популярностью пользуются монографические исследования для национальной школы «Изучение словосочетаний в адыгейской школе», «Изучение синтаксиса русского языка в адыгейской школе», «Обучение русскому языку в 10-11 классах национальных школ РФ» (в соавторстве), «Обучение синтаксическому строю русского языка», «Развитие связной русской речи учащихся», «Пунктуация без секретов», «Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков» и т.д.

Профессор М.Х.Шхапацева возглавляет научную школу «Системно-функциональный принцип исследования и обучения русскому языку», в рамках которой выполнено и защищено 35 диссертационных работ, в том числе 4 диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Опыт профессора Шхапацевой М.Х., проведенные ею исследования, экспериментальные данные работ, выполненных под руководством ученого, подтверждают эффективность используемого в них системно-функционального принципа обучения, особенно для национальной школы.

Под руководством профессора Шхапацевой М.Х. выполняются и защищаются и диссертационные работы, посвященные важным направлениям обучения русскому языку как родному. Ученый также активно руководит диссертационными работами по русскому языку и сопоставительной типологии, удачно совмещая в себе лингвиста и методиста.

Научная и педагогическая деятельность М.Х.Шхапацевой нашла достойное признание. Она является отличником просвещения РСФСР. Отличников народного образования СССР, заслуженным деятелем науки Российской Федерации и Республики Адыгея, Заслуженным работником Высшей школы РФ

Научные публикации

1. Изучение словосочетаний в адыгейской школе. Пособие для учителей русского 4-8 классов

Печат.Майкоп, Краснодарское кн. изд-во,

Адыгейское отделение, 1976

6 п.л.

2Изучение синтаксиса

русского языка в адыгейской школе. Пособие для учителей 7-8 классов

Печат.Майкоп, Краснодарское из-во, Адыг. отделение, 1979

12 п.л.

3Русский язык в адыгейской школе

ПечатМайкоп, 19862,3 п.л.

4Дидактический материал по русскому языку. Пособие для учителей 5-9 классов адыгейской школы.

Печат.Майкоп, 19888 п.л.Намитокова Р.Ю.

5Сборник текстов по русскому языку. Пособие для учителей 5-8 классов адыгейской школы.

Печат.Майкоп, 19907 п.л.Намитокова Р.Ю.,

Даурова Т.Ш.

6Реджэнхэу тхылъ. Учебник для 2-го классаПечат. Майкоп, 199111 п.л. Намитоков Ю.К.,

Хуако М.М.

7Обучение синтаксическому строю русского языка. Пособие для учителей общеобразовательных школ Республики Адыгея.

ПечатМайкоп, 199320,6 п.л.

8Обучение рускому языку в 5-11 классах национальной школы

Печат.

Санкт-Петербург: Просвещение, 199313,5 п.л. Сабаткоев Р.Б.,

Анисимов Г.А.

9Реджэнхэу тхылъ. Учебник для 2-го класса

Печат. Майкоп, 199911,5 п.л. Хуако М.М.

10Сборник диктантов по русскому языку. Пособие для учащихся старших классов школ Республики Адыгея

ПечатМайкоп, 199512,5 п.л.Намитокова Р.Ю.,

Схакумидова М.С. и др.

11Сборник диктантов повышенной трудности. (В помощь поступающим в ВУЗы)

ПечатМайкоп, 19955,5 п.л.Пазова Л.М.

12Развитие связной русской речи учащихся. Пособие для учителей 5-11 классов адыгейской школы.

ПечатМайкоп, 19958,5 п.л.

13Учебник адыгейского зыка. (Адыгабзэ) для 10-11 классов.

ПечатМайкоп, 19978п.л.Берсиров Б.М., Шаов А.А.

14Методические рекомендации к изучению раздела

«Синтаксис». Часть1. Словосочитание. Простое предложение. В помощь студентам ОЗО факультета начальных классов

ПечатМайкоп, 19993 п.л.Пазова Л.М.

15Методические рекомендации к изучению раздела «Синтаксис». Часть 2. Сложное предложение. В помощь студентам ОЗО факультета начальных классов.

ПечатМайкоп, 19993,2п.л. Пазова Л.М.

16Пунктуация без секретов. Пособие для студентов и абитуриентов.

Печат-Москва: Дрофа, 20017 п.л.Тростенцова Л.А.

17Русский язык в 1 классе.ПечатУчебник для учащихся абхазо-адыгской языковой группы. Части 1, 2.-М.: Мнемозина, 2001.24,5п.л.Г.Г.Городилова,

Л.А. Тростенцова,

Х.Х. Амшоков

18Книга для чтения и развития речи. К учебнику «Русский язык в первом классе».ПечатДля учащихся абхазо-адыгской языковой группы.

-М.: Мнемозина, 2001.12 п.л.Г.Г.Городилова,

Л.А. Тростенцова,

Х.Х. Амшоков

19Тетрадь для письма и развития речи. К учебнику «Русский язык в первом классе».ПечатДля учащихся абхазо-адыгской языковой группы. -М.: Мнемозина, 2001.

4,5 п.л.См. соавторы

20Адыгейский язык в картинках. Первый год обучения.ПечатДля русскоязычных учащихся.

-Майкоп, 2002.

19,5 п.л.Каратабан А.Ю.

21Реджэнхэу тхылъ. Книга для чтения во 2-ом классе. 3-е переработаное и дополненное издание. -Майкоп, 2002.

14,4 п.л.Хуако М.М.

22Русский язык в 3-м классе.ПечатУчебник для

3-го класса школ абхазо-адыгской языковой группы. Ч.1,2. –С.-Петербург: Дрофа, 2003.

23 п.л.Г.Г. Городилова,

Х.Х. Амшоков,

С.К. Амшокова

23Методическое руководство для учителей. ПечатК учебнику «Русский язык» для 3-го класса школ абхазо-адыгской языковой группы.

-С-Петербург: Дрофа, 2003.

4,5 п.л. Г.Г. Городилова,

Х.Х. Амшоков,

С.К. Амшокова

24Рабочая тетрадь.ПечатК учебнику «Русский язык» для 3-го класса школ абхазо-адыгской языковой группы.

Ч. 1, 2.-С-Петербург: Дрофа, 2003.

8 п.л.Г.Г. Городилова,

Х.Х. Амшоков,

С.К. Амшокова

25Книга для чтения и развития речи.ПечатДля 3-го класса школ абхазо-адыгской языковой группы.

-С-Петербург: Дрофа, 2003.

10 п.л.Г.Г. Городилова,

Х.Х. Амшоков,

С.К. Амшокова

26Учебник адыгейского языка.Печат

Адыгабзэ для 10-11 классов (переработанный, дополненный).

-Майкоп, 2003.

9 п.л.Берсиров Б.М.,

Шаов А.А.

27. Русский язык и чтение. Комплект учебников для 1 класса школ народов абхазо-адыгской языковой группы.

Печат.Москва, ДРОФА,200412 п.л.Г.Г.городилова,

Х.Х.Амшоков,

С.Х.Амшокова

28.Русский язык. Книга для чтения для школ абхазо-адыгской языковой группы. 4 класс.Печат.Москва, Дрофа, 2005. 12 п.л.ГородиловаГ.Г.

Амшоков Х.Х.

Амшокова С.К.

29.Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков (монография)Печат.Адыгейское республиканское изд-во, 2005г.20 п.л.

30.Лингвистика и лингводидактика (избранные работы)

(Монография)Печат.ООО «Аякс», г.Майкоп,2005.20 п.л.

31Русский язык.Учебник для 4 класса школ абхазо-адыгской языковой группы. В двух частях.Печат.г.Москва, ДРОФА, 200611,7 п.л.Г.Г.городилова,

Х.Х.Амшоков,

С.Х.Амшокова

32Книга для чтения. 4 класс.Для школ абхазо-адыгской языковой группы.Печат.г.Москва, «ДРОФА», 200617,55 п.л.Г.Г.городилова,

Х.Х.Амшоков,

С.Х.Амшокова

33Рабочая тетрадь для школ абхазо-адыгской языковой группы. 4 класс.Печат.г.Москва, «ДРОФА»,20067,2 п.л.Г.Г.городилова,

Х.Х.Амшоков,

С.Х.Амшокова

31Пунктуация без секретов (Пособие для студентов)Печат.Москва «Русское слово»,20108 п.л.Тростенцова Л.А.

32Методическое пособие по изучению раздела «Синтак¬сис».Ч.1. «Словосочетание. Проостое предложение». Печат. Майкоп, АЯКС, 20103,6Пазова Л.М.

33Наука в моей жизни

(Монография)Печат.г.Майкоп,»АЯКС», 200814 п.л.

34Научно-методические материалы по предметам филологического блока общеобразовательных учреждений, функционирующих на условиях государственного двуязычия (1-4классы).

(Учебное пособие)Печат.ИНПО. -Москва,20102,5 п.л.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1Пунктуация без секретовМетодичпособиеМосква, 2010

2

3

СТАТЬИ И ТЕЗИСЫ

1О сочетаемости приставочных глаголов в современном русском языке (конструкции с родительным)

ПечатКраснодар, 19640,8 п.л.

2 О сочетаемости приставочных глаголов в современном русском языке (конструкции с винительным)

ПечатУченые записки МГПИ имени В.И.Ленина

– М., 19670,8п.л.

3К вопросу о влиянии приставок на сочетаемость глаголов ПечатВопросы изучения русского языка. – Краснодар, 1968

0,8 п.л.

4Влияние морфологической структуры глагола на его синтаксические свойства

ПечатПервая научная конференция молодых ученый Адыгей. – Майкоп, Краснодарское кн. изд-во, Адыг. отделение, 1970

0,25 п.л.

5Исследования, посвященные адыгейскому языкуПечат«Зэкъошныгъ» («Дружба»), - Майкоп; Краснод. кн. изд-во, Адыг-ое отделение (на адыгейском языке). – 1972. № 1.0,4 п.л.

6. Некоторые особенности обучения школьников – адыгейцев грамматическому управлению

ПечатВопросы преподавания русского языка в национальной школе и вузе. Ростов – на – Дону, 1972

0,8

7Отношение префиксации к валентности глагола Печат.Очерки по лексикологии и словообразованию. – Ростов-на Дону, 1973

1п.л.

8Префиксация в отношении к валентности глагола.

ПечатСтруктура глагола и его функция. – Ростов-на Дону, 19740,5 п.л.

9Словосочетание в адыгейском языке (к постановке вопроса) ПечатАдыгейская филология. Выпуск VI.

–Ростов–на–Дону,1974.1 п. л.

10Учет особенностей родного языка при обучении русскому языку учащихся – адыгейцев

ПечатСтановление двуязычия в нерусских школах.

– Л.: Просвещение, 1981

0,5 п.л.

11Учет особенностей родного языка в процессе обучения учащихся синтаксическому строю русского языкаПечат Из опыта обучения и воспитания в адыгейской школе. – Майкоп, Краснодар. кн. изд-во, Адыгейское отделение,1981

1п.л.

12Сопоставительный анализ номинативной деривации в русском и адыгейском языках ПечатСловообразование и номинативная деривация в русском и адыгейском языках. Тезисы докладов и республиканской конференции.

Часть 2. – Гродно, 1982

0,8 п.л.Проф.Блягоз З.У.

13Состояние преподавания и уровень знаний и навыков учащихся адыгейских школ по русскому языкуПечатТезисы докладов юбилейной научно- практической конференции «О состоянии и мерах дальнейшего совершенствования преподавания русского и родного языков и литератур в школах Адыгеи в свете ХХVI съезда КПСС». – Майкоп, Краснод. кн. из-во, Адыгейское отделение, 1982

0,8 п.л.

14Взаимосвязанное изучение морфологии и синтаксиса русского языка в адыгейской школеПечатТезисы докладов юбилейной научно- практической конференции «О состоянии и мерах дальнейшего совершенствования преподавания русского и родного языков и литератур в школах Адыгеи.

Майкоп, 19820,8п.л.

15О сопоставительном изучении синтаксических единиц в русском и адыгейском языках.ПечатТезисы докладов региональной научной конференции «Роль русского языка в жизни Северного Кавказа и развитие литературных языков». – Грозный, 1982

0,8 п.л.

16Типология односоставных предложении в русском и адыгейском языкахПечатВопросы адыгейского языкознания, выпуск 2.

– Майкоп, Краснод. кн. изд-во, Адыг-ое отделение 1982

1п.л.

17Контрольные работы по русскому языку для студентов-заочников филологического факультета

Печат.Майкоп, 19824,5 п.л.

18.Определение типов односоставных предложений.

Печат.Русский язык в национальной школе, 1983, №3

0,4 п.л.

19.Воспитывать средствами русского языкаПечат.Комплексный подход к воспитанию учащейся молодежи в свете решений ХХVI съезда КПСС, июльского (1983), апрельского (1984) пленумов ЦК КПСС и основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы. –Майкоп, Краснодарское кн.изд-во, Адыгейское отделение, 1984.

0,25 п.л.

20.Использование языка в сфере массовой коммуникации. Некоторые особенности языка газеты «Социалистическэ Адыгей» (на материале адыгейского языка)

Печат.Язык и массовая коммуникация, социолингвистические исследования. –М.: Наука, 19840,6 п.л.

21.Повышение эффективности обучения русскому языку в адыгейской школе.Печат.Проблемы совершенствования методики изучения русского и родного языков и литератур в национальной школе. –М., 1985

0,4 п.л.

22.Продуманная системаПечат.Русский языык в национальной школе, 1985, №4.

0,25 п.л.

23.Система обучения студентов иноязычной речевой деятельностиПечатСовершенствование преподавания практического курса русского языка в педвузах союзных республик: Тезисы докладов и сообщений всесоюзной научно-практической конференции. –Нежин, 1986

0,8 п.л.

24.Обучение функциональным типам предложения.Печат.Русский язык в национальной школе, 1987, №9.

0,25 п.л.

25.О некоторых аспектах номинативной деривации в русском и адыгейском языках.

Печат.Лексика и словообразование в адыгейской школе. -Майкоп, 1987.

0,25 п.л.Блягоз З.У.

26.О специфике обучения русскому языку в адыгейской школе в условиях продуктивного билингвизма.

Печат.Русский язык как средство интернационального воспитания.

– Орджоникидзе. Изд-во «ИР», 1987

0,25 п.л.

27.Межпредметные связи в системе подготовки учителя начальных классовПечатСовершенствование профессионально- деятельностной подготовки учителя. –Майкоп, 1989.

0,25 п.л.

28. Соотношение русского и родного языков в процессе обучения русскому языку в условиях двуязычия.

Печат.Актуальные проблемы национально-русского двуязычия в учебном процессе педвузов Казахстана. –Алма-Ата, 1989.

0,25 п.л.

29.Русский язык – важное средство интернационального воспитания.Печат.Проблемы патриотического и интернационального воспитания –молодежи на современном этапе. –Майкоп, 1990

0,25 п.л.

30.Сложное синтаксическое целое как единица языка и речи.Печат.Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского и иностранного языков.

–Краснодар, 1991.

0,5 п.л.

31.Проблемы обучения русскому языку как неродному.Печат.Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского и иностранного языков.

–Краснодар, 1992

0,25 п.л.

32.Лингвистические и психолого- дидактические основы обучения русскому языку в условиях продуктивного билингвизма.

Печат.Роль национального языка и культуры в формировании и развитии личности. - Нальчик, 1993.0,2 п.л.

33Межпредметные связи в системе подготовки учителя начальных классов.Печат.Повышение профессиональной подготовки учителя начальных классов.–Майкоп, 1993.

0,4 п.л.

34.Жабзэр ц1ыф зэхэтык1эм ыльапсПечат.Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания. Материалы первой республиканской научно-практической конференции. –Майкоп, 1994

0,4 п.л.

35.Проблемы обогащения речи учащихся фразеологизмами в условиях –национально-русского билингвизма.

Печат.Фольклорно- литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. Ч.1.

-Черкесск,1994.

С.100-101

0,2 п.л.Жажева Д.Д.

36.Роль и место родного и русского языков в учебно-воспитательном процессе в новых социо-культурных условиях.

Печат.Фольклорно- литературные и языковые связи как фактор развития культуры народов Северного Кавказа.

Ч.1.Черкесск,1994.

С.101-102

0,2 п.л.

37.К вопросу о порядке слов в русском и адыгейском языках.Печат.Труды преподавателей и аспирантов (межвузовск. сборник). –Майкоп, 1995.

1 п.л.Кохужева З.М.

38.Явления переходности и синкретизма на уровне членов предложенияПечат.Ж. Филология №11, 1997. –Краснодар.

Изд-е Кубанского государственного университета.

0,5 п.л.

39.Подготовка учителя начальных классов к словарной работе с использованием инновационных методовПечат.Материалы Региональной научнопрактической конференции «Инновационные образовательные технологии в начальной школе: опыт, перспективы, проблемы преемственности».– Нальчик, 1997, с.150-153.

0,25 п.л.Пазова Л.М.

40Лингвометодические проблемы обучения русскому языку в национальной школе.

Печат.Сборник научных трудов преподавателей, соискателей. Выпуск 1. –Майкоп, 1997.

0,25 п.л.

41.Работа над односоставными предложениями русского языка в адыгейской школе.

Печат.Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. Вып.№1.

–Майкоп,1997

0,5 п.л.Багироков Х.З.

42.Влияние префиксации на переход свободных глагольных словосочетаний в несвободные.

Печат.Теоретическая и прикладная семантика, парадигматика и синтагматика.

–Краснодар,1997

0,5 п.л.

43.Способы образования лингвистической терминологии адыгейского языка.

Печат.Актуальные проблемы общей и адыгейской филологии. Тезисы докладов. –Майкоп, 1998

0,25 п.л.

44Современный этап развития билингвизма и проблемы обучения языкам в Республике Адыгея

Печат.Вестник Адыгейского государственного университета. –Майкоп, 1998.

0,25 п.л.

45Реализация взаимосвязи между уровнями языка в учебном процессе как лингводидактический принцип.

Печат.Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. Вып.2. – Майкоп, 1999

0,5п.л.

46Проблемы обучения языкам в национальных регионах в условиях новой языковой политики.

ПечатСборник статей, посвященных 50-летию ИНПО. – М., 19990,5п.л.

47.Личное имя как социолингвистическое явление.Печат.Проблемы региональной ономастики. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. –Майкоп, 1998.

0,2 п.л.

48Язык – основа образования и воспитанияПечатСборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. Вып.2.

Майкоп, 19990,5 п.л.

49Односоставное предложение как особый структурно-семантический тип предложения в адыгейском языке.

ПечатАктуальные проблемы общей и адыгской филологии. Тезисы докладов. –Майкоп, 1999 0,2п.л.

50Адыгейские личные имена исконного происхождения: семантика, структура.ПечатПроблемы региональной ономастики. Материалы 2-ой межвузовской научно-практической конференции.

– Майкоп, 2000

0,25п.л.

51Научная концепция «Грамматики адыгейского литературного языка» Н.Ф. Яковлева и Д.А.Ашхамафа.

Печат.Сборник Ученый лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф.

-Майкоп, 2000

0.25 п.л.

52Русский язык в адыгейской школе.печат.Образование города на пути к XXI веку. Проблемы, исследования, опыт, перспективы.

- Майкоп, 2000

0,25 п.л.

53Проблема двуязычия в новых социокультурных условиях // Региональное кавказоведение и тюркология: традиции и современность.

Печат.Материалы второй межвузовской научной конференции.

- Карачаевск,20010,2 п.л.

54Межнациональное согласие: поиск путей утверждения // Северный Кавказ в условиях глоболизации.

ПечатТезисы Всероссийской научно-практической конференции. -Майкоп, 2001

0,2 п.л.Афасижев Т.И.

55Методический аспект сравнительно – типологической характеристики разносистемных языков. Печат.Материалы международной научной конференции «Язык и национальные образы мира». -Майкоп,2001

0,5 п.л.Джандар Б.М.

56Психолого- педагогические основы формирования иностранной устной монологической речи учащихся в условиях адыгейско-русского билингвизма.Печат Материалы международной научной конференции. – Майкоп, 20010,5 п.л.Джандар Б.М.

57 Номинативные предложения в системе структурно-семантических типов простого предложения в русском и адыгейском языках. ПечатМатериалы Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». – Майкоп, 2001

0,2 п.л.

58Сопоставительно- типологическое описание контактирующих языков в методических целях.

Печат Материалы региональной научной конференции « Языки и литературы Кавказа. Проблемы изучения и перспективы развития». - Карачаевск, 2001.

0,2 п.л.

59Социокультурные функции контактирующих языков в условиях двуязычия и многоязычия.

ПечатТезисы докладов III Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру». – Пятигорск, 2001

0,2п.л.

60Проблемы обучения языкам в современных условиях билингвизма.ПечатСборник материалов всероссийской научной конференции.

–Майкоп, 2002.

0,25 п.л.

61Взаимодействие контактирующих языков в учебно-воспитательном процессе в условиях двуязычия.ПечатДвуязычие – проблема социокультурная.

–Майкоп, 2003.0,25 п.л.

62Модернизация образования и проблемы обучения русскому языку как родному и неродному.ПечатСборник материалов Всероссийской научной конференции «Проблемы обучения русскому языку как родному и неродному в современных условиях модернизации образования».

–Майкоп, 2003.

0,5 п.л.

63Основы коммуникативного изучения словосочетания.ПечатСборник материалов Всероссийской научной конференции «Проблемы обучения русскому языку как родному и неродному в современных условиях модернизации образования».

–Майкоп, 2003.

0,5 п.л.

64Коммуникативный аспект предложения и средства его выражения в русском и адыгейском языках.ПечатСборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. Выпуск №3. –Майкоп, 2003.

0,5 п.л.

65Содержание и принципы построения словарной работы в начальных классах в условиях адыгейско-русского двуязычия.ПечатСборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. Выпуск №3. –Майкоп, 2003.

0,5 п.л.Пазова Л.М.

66Словосочетание в русском, английском и адыгейском языках (сопоставительно-типологический анализ). Печат Материалы международной научной конференции. «Язык, этнос, сознание». –Майкоп, 2003.

0,25 п.л.Джандар Б.М.

67.Языковая теория и речевая практика в обучении синтаксису русского языка в национальной школе.Печат.Современные технологии обучения. Сборник статей и тезисов. Выпуск 4, ч.11.-Владикавказ,2004.0,25 п.л.

68.Государственные языки и их взаимодействие в условиях двуязычия и многоязычия.Печат.Материалы региональной научной конференции «Проблемы развития государственных языков и литератур народов Северного Кавказа». –Нальчик, КБГУ, 2004.0,25 п.л.

69.Полисемия в зеркале семантического русско-адыгейского билингвизма.Печат.Билингвизм в теории и практике. –Майкоп,2004.0,5 п.л.Пазова Л.М.

70.Основы построения учебников русского языка для начальных классов (абхазо-адыгская языковая группа)Печат.Традиционная научно-практическая конференция «Учебник ХХ1 века: новое поколение учебников русского языка для национальной школы России единого образовательного пространства». -2004.0,25 п.л.

71.Сложное синтаксическое целое в русском и адыгейском языкахПечат.Вестник АГУ.-Майкоп,2004.1 п.л.

72.Учебники нового поколения по русскому языку для начальных классов (адыго-абхазская языковая группа)Печат.Билингвизм в теории и практике. –Майкоп, 2004.0,25 п.л.

73.Двуязычие: социокультурный и лингвометодический аспектыПечат.Актуальные проблемы двуязычия и их реализация в полиэтнической среде. Материалы всероссийской научной практ.конф.-Майкоп, 20050,25 п.л.

74.Проблемы обучения родному и русскому языкам в условиях активного их контактирования.Печат.Актуальные проблемы общей и адыгской филологии /Международная научн.конф.. –Майкоп,2005.0,25 п.л.

75.Родной язык как средство развития мышления и интеллекта его носителей.Печат.Круглый стол посвященный родному языку.-Майкоп,2005.0,5 п.л.

76.Проблемы обучения русскому языку в современной школе в условиях взаимодействия языковПечат.Качественное обучение русскому языку – залог успешной общеобразовательной подготовки обучающихся /Республ.научно-практ.конференция.-Майкоп, 20050,25 п.л.

77.Формирование орфографической грамотности на основе инварианта словообразовательного типа.Печат.Региональная научная конференция «Традиции и новаторство в изучении и преподавании русского языка. –Мичуринск, 2005.0,25 п.л.Пазова Л.М.

78Системно-функциональный принцип исследования и изучения синтаксических единиц русского языка.Печат.Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. №4.-Майкоп,2006г.0,5 п.л.

79Методическое руководство и организация самостоятельной работы студентов на педагогическом факультете.Печат.Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей. №4.-Майкоп,2006г0,25 п.л.Жажева Д.Д.

80Обучение орфографии учащихся начальной школы на основе инварианта словообразовательного типа.Печат.Региональная научно-практическая конференция «Традиции и новаторство в изучении и преподавании русского языка».-Мичуринск,2006г.0,5 п.л.Пазова Л.М.

81Коммуникация в зеркале психолингвистики.Печат.Вестник АГУ.-Майкоп:Изд-во АГУ.№1,2006. ВАК0,5 п.л.

82Обучение контактирующим языкам в современных условиях билингвизма.Печат.Материалы Международной научно-практической конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества».-Владикавказ,2006.0,25 п.л.

83Основы моделирования современного урока по русскому языкуПечат.Дидактико-методические аспекты современного урока /Материалы Всероссийской научно-практической конференции. –Армавир, 2007.0,25 п.л.

84Билингвизм: социокультурный и лингвометодический аспекты.Печат.Современные технологии обучения. Сб.статей и тезисов. Выпуск 7. –Владикавказ,2007.0,5 п.л.

85Межпредметные и межуровневые связи в лингвометодической подготовке учителя начальных классов (рецензирование)Печат.Вестник. –Майкоп, 2007. №3..АГУ ВАК0,5 п.л.

86Системно-функциональный принцип исследования и изучения синтаксических единиц русского языка.Печат.Актуальные проблемы языкового образования /Международная научно-практическая конференция. –Майкоп, 2007.0,4 п.л.

87Перевод как один из приемов презентации полисемической лексики русского языка в условиях билингвизмаПечатАктуальные проблемы общей и адыгской филологии /Материалы 6 международной научной конференции. –Майкоп,20080,3 п.л.Пазова Л.М.

88Современный системно-функциональный принцип исследования и изучения синтаксических единиц русского языкаПечат.Русский язык как важный социальный фактор объединения наций и народностей /Материалы Всероссийской научно-практической конференции. –Вдадикавказ, 2008.0,3 п.л.

89Системно-функциональный принцип изучения синтаксических единиц в национальной школе.Печат.Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества /Материалы 2 Международной научной конференции. –Владикавказ,20080,5 п.л.

90.Синтаксическая терминология в начальных классахПеча.Материалы V Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь». 7-8 февраля 2008. Том III. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. - 330 с. С. 157-161.0,3 п.л.Рябцева Т.

91Взаимосвязанное обучение родному, русскому и иностранному языкам в условиях национально-русского билингвизмаПечат.Актуальные проблемы языкового образования // Материалы международной научно-практической конференции. - Майкоп: редакционно-издательский отдел Адыгейского государственного университета, 2009. - 236 с.0,37 п.л.

92Обучение словосочетанию русского языка в национальной школе на основе функционально-коммуникативного подхода.Печат.Научно-методический журнал «Русский язык в национальной школе». №3.-2009.-С.5-14

0,6 п.л.

93Формирование лингвистических понятий у младших школьниковПечат.Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей.Выпуск 5.-Майкоп,2009 .5-120,5 п.л.

94Современные лингвистические теории в обучении синтаксису русского языка в национальной школе.Печат.Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества //Материалы 3 Международной научной конференции (18-19 мая). - Владикавказ, 2010.0,37 п.л.

95Проблемы обучения русскому языку в современной двуязычной образовательной средеПечат.Начальное общее образование в условиях законодательно установленного двуязычия: опыт, проблемы, перспективы // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (7-9 октября 2010 года). - Нальчик, 2010.0,31 п.л.

96Взаимосвязанное обучение морфологии и синтаксису русского языка в национальной школе как лингводидактический принципПечат.Вестник АГУ.Вып.№3.-2010 ВАК0,43 п.л.

97Проблемы обучения грамматическому строю русского языка в условиях национальной школыПечат.Центральный реферируемый журнал «Русский язык в национальной школе».-№4.-М.,2010. - С.13-19.0,6 п.л.

98Микротекст как основная лингводидактическая единица развития речи на современном этапе обучения русскому языкуПечат.Современные технологии в образовании. Сборник научных статей.Выпуск Х1.Ч.2.-Владикавказ, 2011.-с.176-181.5 стр

99Лингвометодическая подготовка учителя начальных классовПечат.Вестник АГУ, -Майкоп,2011

с.199-209 ВАК

10 стр.

100Проблемы обучения русскому языку как родному и неродномуПечат.Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия.-Владикавказ,2011.-с.107-1169 стр

101Проблемы обучения языкам в современных условиях образованияПечат.Сб.Актуальные проблемы языкового образования.Материалы международной научной конференции.-Майкоп,2011.С.319-3234стр

102Коммуникативная компетенция как составляющая лингвистической и языковой компетентностиПечат.Сб. Когнитивная парадигма языкового сознания в современной лингвистике.-Майкоп,2011.с.252-2565 стр.

103Обучение русскому языку студентов-билингвов:лингвистический аспект //Печат.Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1.-Владикавказ: Изд-во СОГУ,2011.

0,4 п.л.

104Совершенствование обучения русскому языку в национальной школе (адыгейской) как лингвометодическая проблемаПечат.Русский язык в школе.-Майкоп, 2012, №3.6 стр.

(27-32)

0,5 п.л.

105Взаимовлияние и взаимодействие контактирующих языков в учебном процессе в современных условиях двуязычияПечат.Вестник АГУ. Серия «Педагогика и психология». -Майкоп,2012, №26 стр.

с.152-157

0,4 п.л.

106Учебные ситуации как основа коммуникативно-ситуативного обучения русскому языку как иностранномуПечат.Вестник АГУ. Серия «Педагогика и психология.-Майкоп,2012, №2.7 с..тр.

0,5 п.л.

с.120-127Проф.Джандар Б.М.

107Сложноподчиненное предложение как особый структурно-семантический тип в русском и адыгейском языкахПечат.Вестник АГУ. Серия «Филология и искусствоведение. -Майкоп,2012. Выпуск 2.

0,4 п.л.

с.345-350

108Сложное синтаксическое целое в русском, адыгейском и английском языках.Печат.Вестник АГУ. Серия «Филология и искусствоведение». -Майкоп,20126стр.

0,4 п.л.

с.209-215Проф.Джандар Б.М.

109Двусоставное предложение и работа над ним в начальных классахПечат.Сборник студенческих научных статей //Молодежь и наука.-Владикавказ,2012. Вып.8.Ч.1.312-320Проскурякова К.

110.Формирование речевого этикета у младших школьниковПечат.Сборник студенческих научных статей //Молодежь и наука.-Владикавказ,2012. Вып.8.Ч.1.333-340Девтерова А.


Последняя редакция анкеты: 20 декабря 2012