-
Ученая степеньКандидат педагогических наук
-
Ученое званиеДоцент
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Белгородская область
В 1985г. Е.В. Шаталова окончила Белгородский государственный педагогический институт им. М.С. Ольминского с отличием по специальности «Педагогика и методика начального обучения». После института Елена Владимировна работала несколько лет в качестве учителя начальных классов в средней школе №2 г. Белгорода.
В 1988 году была приглашена ассистентом на кафедру методики начального обучения Белгородского государственного педагогического института им. М.С. Ольминского. С 1998 по 2002 обучалась в заочной, а затем в очной аспирантуре по специальности 13.00.01 - «Общая педагогика, история педагогики и образования» в Белгородском государственном университете.С 2002 года работала старшим преподавателем кафедры естественно-математических дисциплин и методике начального образования БелГУ, с 2004 года - старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии. Кандидат педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования на тему «Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска» (2003г.), научный руководитель – Н.М. Назарова, доктор педагогических наук, профессор.
C 2005 года доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии БелГУ, председатель учебно-методического совета, руководитель методического семинара на кафедре, член учебно-методической комиссии педагогического факультета НИУ «БелГУ».
Активно ведет научно-исследовательскую работу со студентами, результаты которой докладывались на Международных, Всероссийских, Межрегиональных и ежегодных научных студенческих конференциях и были отмечены дипломами лауреатов конкурсов, фестивалей различного уровня.
Сфера научных интересов: коррекционно-развивающее обучение дошкольников и младших школьников, математическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста; обучение математике детей с нарушениями речи; профессиональная подготовка будущего специалистов дошкольного образования к работе с детей группы риска.
Участие в грантах по программе «Федерально-региональная политика в науке и образовании», название проекта: «Разработка организационно-методического обеспечения формирования профессиональной компетенции педагогов к реализации коррекционно-развивающей поддержки детей с отклонениями в развитии в условиях их интеграции в общеобразовательных учреждениях» № 1422, во внутривузовском гранте «Подготовка педагога к коррекционно-развивающему обучению математике детей 5-7 лет» № проекта ВКГ 162-07.
Автор 58 научных и 15 учебно-методических работ для студентов и преподавателей, опубликованных в печатных изданиях, в Интернет-изданиях, из них: 5 учебно-методических пособий, 2 учебных пособий, одно из которых с Грифом УМО РАЕ, рекомендованное для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности: 050100 «Педагогическое образование» - «Актуальные проблемы дошкольного образования» (2011г., в соавторстве); статей в журналах «Специалист», «Детский сад от А до Я», в том числе и по списку ВАК «Начальная школа», «Дошкольное воспитание», «Среднее профессиональное образование».
С 2006 г. ежегодный участник Московского Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» - Издательский дом «Первое сентября». Учебное пособие «Актуальные проблемы дошкольного образования» - Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 года РАЕ в номинации «Педагогика и методика преподавания».
В 2007г. Елене Владимировне присвоено ученое звание доцента по кафедре дошкольной педагогики и психологии (серия ДЦ, № 013020).
С 2008г. - член Педагогического клуба «Первое сентября».
С 2009г. – член жюри городского конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – Исследователь» при Управлении образования администрации г. Белгорода.
В 2011 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник науки и образования» (сертификат № 01127 от 22 марта 2011г.).
В июне 2011 года решением Президиума Российской Академии Естествознания (РАЕ) присвоено ученое звание профессор РАЕ.
В июле 2011 года решением Президиума Российской Академии Естествознания (РАЕ) профессор РАЕ Е.В. Шаталова награждена медалью имени В.И. Вернадского (№871) за успехи в развитии Отечественной науки (Протокол №313 от 20 июля 2011г.).
Решением редакционной коллегии РАЕ биография включена в Интернет-энциклопедию «Ученые России» и размещена на сайте. Адрес в сети: http://www.famous-scientists.ru, а также в книге «Ученые России 2011г.» (М.: Академия Естествознания, 2012. – Т.VIII. - С. 645).
Получены дипломы лауреата Всероссийской выставки за учебное пособие «Актуальные проблемы дошкольного образования» в соавторстве (Москва, 2011), учебно-методическое пособие «Диагностика готовности детей группы педагогического риска к обучению математике в школе» в соавторстве с А.П. Тарасовой (Москва, 2011), учебно-методическое пособие «Формирование математических представлений у детей группы педагогического риска» (Москва, 2012). Учебному пособию «Актуальные проблемы дошкольного образования» присвоен гриф УМО РАЕ (Протокол №303 от 27 апреля 2011г.) и оно рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050100 - «Педагогическое образование (Управление дошкольным образованием)».
В 2011 году награждена Почетной грамотой департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области за значительный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для сферы образования, многолетний плодотворный труд и в связи с 50-летием со дня рождения (Приказ №339-пг от 06.12.2011г.).
В 2012 году награждена грамотой Управления образования администрации города Белгорода за личный вклад в подготовку профессионально ориентированных и компетентных педагогов для муниципальной системы дошкольного образования и в связи с 25-летним юбилеем открытия специальности «Дошкольная педагогика и психология».
Научные публикации
1.Шаталова Е.В. Использование математических загадок в детском саду. - Белгород, 1997.-60 с.
2.Шаталова Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - Белгород, 2005. –75 с.
3.Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Использование малых форм фольклора в обучении математике // Начальная школа. - 1998. - № 1.-С.48-51.
4.Шаталова Е.В. Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Белгород, 2003. -23с.
5.Шаталова Е.В.Раз-два, раз-два, раз-два-три! Всю считалку повтори // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. – С.68-74.
6.Шаталова Е.В. Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска // Специалист. – 2006.-№ 11.- С.32-33.
7. Шаталова Е.В. К вопросу о сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста
в процессе обучения математике в детском саду /Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009/2010 уч. год . - М., 2010. Режим доступа: http://festival.1september.ru/
8.Шаталова Е.В. Развитие временных представлений у старших дошкольников в условиях полипрограммного образования / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010/2011 уч. год . - М., 2011. Режим доступа: http://festival.1september.ru/
9.Психолого-педагогическая компетентность педагога в сопровождении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях гуманизации образования: Учебно-методическое пособие / Алтухова Т.А., Гребнева В.В., Гущина Т.Ю., Расторгуева Т.Н., Тарасова А.П.; Под общей ред. Т.А. Алтухова. - Белгород: «Политерра», 2006. – 356 с.
10.Шаталова Е.В. Формируем математические представления и развиваем речь детей дошкольного возраста группы педагогического риска Детский сад от А до Я.-2007.-№3. - С. 68-77.
11.Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Проблемы подготовки педагогов к предшкольному обучению детей 5-6 лет в условиях педагогического колледжа //Среднее профессиональное образование, 2007. - № 9. – С.41-43.
12.Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Проблемы обучения математике детей 5-7 лет: учебное пособие. - Белгород: СИГМА, 2007. – 88 с.
13.Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Диагностика готовности детей группы педагогического риска к обучению математике в школе: учебно-методическое пособие. - Белгород: Изд-во БЕЛРИПКПСС, 2009. – 100с.
14.Шаталова Е.В. Формирование математических представлений у детей группы педагогического риска: учебно-методическое пособие. - Белгород: Изд-во БЕЛРИПКПСС, 2009. – 80с.
15.Актуальные проблемы дошкольного образования: учебное пособие (гриф УМО РАЕ) /Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская, Т.Ю. Гущина, Т.И. Иванова, Л.П. Кудаланова, Н.Д. Лащенко, И.В.Максимова, Л.В. Серых, Е.В. Шаталова, Л.В. Шинкарева / Под общей ред. Л.Н. Волошиной. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2011. – 168с.
16.Волошина, О.Г. Галимская, Т.Ю. Гущина, Т.И. Иванова, Л.П. Кудаланова, Н.Д. Лащенко, И.В.Максимова, Л.В. Серых, Е.В. Шаталова, Л.В. Шинкарева Актуальные проблемы дошкольного образования //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - М., 2011. - №7. – С.48-50.
17. Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Диагностика готовности детей группы педагогического риска к обучению математике в школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - М., 2011. - №7. – С.68-69.
18.Шаталова Е.В. Речевое развитие старших дошкольников в процессе формирования математических представлений // Детский сад: теория и практика. – М., 2012. - №1.- С.36-43.
19. Шаталова Е.В., Иванова Т.И. Активизация мотивационных состояний дошкольников в процессе формирования математических представлений //Сибирский педагогический журнал. - 2012. – №4. – С. 175-180.
20. Шаталова Е.В. Сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственной образовательной деятельности //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2011/2012 уч. год. - М., 2012. Режим доступа: http://festival.1september.ru/
21.Шаталова Е.В. Формирование математических представлений у детей группы педагогического риска //Международный журнал экспериментального образования. - М., 2012. - №2. – С.41-42