-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Академик Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Республика Башкортостан
Шарипов Фанис Вагизович родился в 1941 году в деревне Сабаево Буздякского района Республики Башкортостан. После окончания средней школы в 1958 году он поступил учиться в техническое училище, которое через полтора года закончил с отличием, получив рабочую специальность слесаря-монтажника технологического оборудования. С того времени началась многолетняя трудовая деятельность молодого специалиста, которая продолжается до сих пор.
Окончив подготовительные курсы, в 1961 г. Шарипов Ф.В. поступает учиться в заочное отделение Уфимского нефтяного института и, сочетая учебу с работой на производстве, в 1967 г. успешно завершает обучение в вузе и продолжает работу в качестве инженера на заводе Уфанефтехим.
Спустя год перспективного специалиста приглашают на работу в качестве преподавателя в Техническое училище № 11 г. Уфы. В процессе педагогической деятельности молодой преподаватель начинает испытывать потребности в психолого-педагогических знаниях и принимает решение поступить в аспирантуру по педагогике.
Подготовившись в течение двух лет, он успешно сдает приемные экзамены и в 1971 году становится аспирантом Академии педагогических наук СССР. Окончив аспирантуру, Ф.В. Шарипов возвращается в Уфу и в 1974 г. поступает на работу в Уфимский авиационный институт на должность старшего преподавателя. В 1975 г. он защитил кандидатскую диссертацию по проблеме профессионально-технического образования; в 1981 г. ему присвоено ученое звание доцента по кафедре инженерной педагогики и психологии; с 1990 г. работает на кафедре социологии и социальных технологий. В 1997 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Проектирование процесса обучения студентов технического вуза социально-управленческой деятельности»; в 1998 г. ему присвоено ученое звание профессора.
Профессор Шарипов Ф.В. вносит весомый вклад в развитие теории и практики высшего профессионального образования; активно занимается научно- исследовательской и методической работой, результаты которой отражены в научных публикациях и учебных пособиях автора. Круг его научных интересов – проблемы психологии и педагогики высшего образования. По результатам исследования опубликовано свыше 230 работ. Наиболее значительными являются учебные пособия для студентов, которые используются в высших учебных заведениях Российской Федерации: «Психологические основы менеджмента» (М., 2008), «Педагогика и психология высшей школы» (М., 2012 г.), «Педагогический менеджмент» (М., 2014 г.), «Психология и педагогика творчества о обучение исследовательской деятельности» (монография, М., 2015 г.), «Педагогические технологии дистанционного обучения» (М., 2016 г.), «Методика преподавания в высшей школе: Компетентностный подход» (М., 2017 г.), «Как учиться успешно. Теория и практика учебной деятельности» (М., 2018 г.).
В качестве академика Российской академии естествознания Ф.В. Шарипов систематически выступает с научными докладами на международных конференциях; его статьи опубликованы в научных журналах РАЕ по проблематике образования.
Профессор Шарипов Ф.В. активно участвует в подготовке научно-педагогических кадров, являясь членом диссертационных советов по педагогике и социологии, научным руководителем аспирантов и рецензентом множества диссертаций.
За высокие достижения в труде профессор Шарипов Ф.В. награжден Почетной грамотой Минвуза РСФСР (1989г.), нагрудными знаками «Отличник образования Республики Башкортостан» (2001г.) и «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2002 г.).
Как лауреат конкурсов на лучшую научную книгу неоднократно награжден дипломами Фонда развития отечественного образования и Российской академии естествознания.
Целеустремленность, ответственность, исключительное трудолюбие, глубокий интерес к педагогической науке и практике, талант исследователя, толерантность и уважение к людям – вот те основные качества, которые характеризуют Шарипова Ф.В. как ученого – педагога.