-
Ученая степеньдоктор педагогических наук
-
Ученое званиепрофессор
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Алтайский край
Научная школа мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ)
Цель школы: реализация инновационного потенциала МПЦУ в науке и практике управления образованием.
I. Создание научной базы региональной школы МПЦУ.
1. Вклад в поведенческое направление мировой управленческой науки в сфере образования:
▪Защита кандидатской диссертации в ЛГУ в 1977 году на тему «Стимулирование деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы посредством создания ситуаций критической самооценки (диссертант И.К. Шалаев)
Разработка СКС признана педагогическим изобретением диссертанта , а сама диссертация — чистым родником в педагогике .
▪В модель мотивационного управления (наряду с «иллюстративной воронкой» Е.С. Кузьмина и «оптимального мотивационного комплекса» Кэтэлина Замфира) внесены авторские технологии «социально-психологической стратегии» и «социально психологической тактики».
2. Вклад в рационалистическое направление мировой управленческой науки в сфере образования:
•Защита докторской диссертации в ЛГУ в 1990 г. на тему «Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы: сущность и эффективность».
По заключению диссертационного совета «осуществлено крупное теоретическое обобщение сверменного управления образованием», а по данным Института управления образованием РАО эта диссертация хронологически первая в СССР докторская по управлению образованием (на большом собрании АПН СССР диссертация отмечена в числе лучших трех за 1990 год);
•Разработаны модели объекта и субъекта управления образовательным учреждением, установлен закон дерева целей управления, определены измеряемые параметры исполняющей и управляющей программ, установлены квалиметрические правила оценки качества образования и эффективности управления образовательным учреждением, разработаны методики аттестации педагога и руководителя образовательного учреждения.
3. Интеграция моносистем программно-целевого (рационалистического) и мотивационного (поведенческого) подходов в метасистему МПЦУ на теоретическом и технологическом уровнях.
Отсюда как неизбежное следствие возникновения инновационного потенциала науки управления, реализация которого стала причиной резкого оживления диссертационных работ по управлению образованием и использования МПЦУ в национальном проекте «Образование».
II. Реализация инновационного потенциала МПЦУ в науке и практике управления образованием как цель и результат деятельности научной школы
1.Реализация инновационного потенциала МПЦУ в науке: Десятки кандидатских и докторских диссертаций защищены на основе реализации инновационного потенциала МПЦУ. Их авторы де-факто становятся сотрудниками формирующейся научной школы. Лично основателем МПЦУ И.К. Шалаевым подготовлено 12 докторов и 39 кандидатов педагогических наук (список прилагается)
2.Реализация инновационного потенциала МПЦУ в практике управления образованием.
Более 80 % школ Алтайского края разработали Программы развития образовательных учреждений на основе технологии МПЦУ, из них лауреатами президентской премии по 1 млн. рублей стала 61 школа. 5 директоров образовательных учреждений Алтайского края получили признание педагогов-новаторов школы МПЦУ — им посвящен стенд в АлтГПА. В помощь руководителям образовательных округов на основе МПЦУ разработаны рекомендации по:
мониторингу результативности деятельности образовательных округов в системе управления качеством образования в регионе;
переводу учреждений образования в режим развития по технологии МПЦУ;
использованию материалов базового стенда по теории и практике мотивационного программно-целевого управления, предложенного образовательным округам Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи с целью их ориентации на «выращивание» своего передового опыта.
Научные публикации
Основные труды И.К. Шалаева
I Монографии
Шалаев И.К. Социально-психологические основы руководства педагогическим коллективом общеобразовательной школы. - М., МГПИ, 1985. - 186 с.
Шалаев И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом образовательной школы. - М., МГПИ, 1987. - 136 с.
Шалаев И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. - БГПУ, 2000. - 272 с.
Шалаев И.К., Любавская Л.И. Эффективность воспитательных систем / Новосибирск, изд-во РГТЭУ «Архивариус — Н», 2003. - 298 с.
История региональной научной школы управления образованием: коллективная монография / под. ред. И.К. Шалаева. - Барнаул: АлтГПА, 2010 — 327 с.
Шалаев И.К. Повышение качества образовательного сервиса на основе мотивационного программно-целевого управления: монография / И.К. Шалаев. - Барнаул: Изд-во АлтГПА, 2010. - 203 с.
II Учебные пособия
Мотивационное программно-целевое управление: основы, теория и экспертиза эффективности: учебное пособие по психологии управления. - Барнаул, БГПУ. 2003. - 300 с.
Хрестоматия по эффективности управления образованием: мотивационный программно-целевой подход / под. Ред. И.К. Шалаева. - Барнаул, БГПУ, 2003. - 820 с.
Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления: учебное пособие. - издание 5-е дополненное, переработанное. - Барнаул: БГПУ, 2007. - 344 с.
Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления качеством образовательного процесса в вузе: учебное пособие. - издание 2-е дополненное. - Барнаул: БГПУ, 2008. - 148 с.