-
Ученая степеньДоктор искусствоведения
-
Ученое званиеДоцент
-
Научное направлениеИскусствоведение
-
РегионРоссия / Москва
Шак Фёдор Михайлович, доктор искусствоведения, доцент кафедры инструментального джазового исполнительства РАМ им. Гнесиных. Область научных интересов: критическое осмысление джаза и современной музыкальной культуры, социокультурная теория массовых музыкальных жанров, философия и социология музыки, социальная критика, неомарксизм, мультимедийные технологии, звукорежиссура. Кандидатская диссертация «Джаз как социокультурный феномен: на примере американской музыки второй половины XX века (2008)». Окончил докторантуру РГК им. С.В. Рахманинова (Ростов-на-Дону). В июне 2018 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Джаз и массовая музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ – начала ХХI в» (научный консультант – доктор искусствоведения, профессор А.М. Цукер).
Член диссертационного совета Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство. Член объединённого диссертационного совета Д. 999.224.03. Учредители: Краснодарский государственный институт культуры, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, Крымский университет культуры, искусств и туризма.
Опубликовал более 80 научных работ. Осуществляет руководство аспирантами по направлению эстрадно-джазовой музыки, массовых музыкальных жанров и музыкальной звукорежиссуры. Выступил координатором конференций «Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре» (Краснодар 2016, 2018, 2020), собравших ряд крупных отечественных специалистов в области массовой музыки и джазового искусства.
Научные публикации
Монографии:
Феномен джаза (Краснодар, 2009)
Джаз и рок-музыка в социокультурных процессах второй половины ХХ – начала ХХI в. (Краснодар, 2018)
Учебно-методические пособия:
Мультимедийный монтаж средствами Vegas. Руководство для опытных пользователей (Краснодар, 2011)
Публицистические работы:
«Эссе, рецензии, размышления» (Краснодар, 2012)
Некоторые статьи:
• Джазовая стилистика и постмодернизм // Современный джаз в музыкальной культуре: сб. ст. / сост. Е. С. Барбан. – СПб.: Композитор, 2013. – С. 125 – 133.
• Джаз в контексте патографии: Pro et Contra Социально-гуманитарные знания. – М., 2007. – №12. – С. 166 – 169.
• Неолиберальные интерпретации теории индустрии культуры в специфике музыкального критицизма // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар: КГИК. – 2017 – № 3. – С. 40-45.
• Преодоление коммерциализации джазовых лейблов средствами цифровых технологий стриминга музыки // PHILHARMONICA International Music Journal. – М.: НБ-медиа, 2018. – № 3. – С.26-33.
• К проблеме нормативности в джазе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – № 38. – С. 391–394.
• Академическое исполнительство и шоу-бизнес на пути к взаимной интеграции //Культурная жизнь Юга России. – Краснодар: КГИК, 2013. – № 51. – С. 23-27.
• Симфоджаз, третье течение и «мягкий джаз» в системе социалистических и капиталистических отношений // Вестник академии русского балета. им. А. Я. Вагановой. – СПб., 2014. – № 6. (35). – С. 108–117.
• Влияние расовой специфики на художественные процессы современного джазового искусства //Джазовое образование в России: история и современность. Сб. ст. – Уфа: УГАИ им. З. Исмагилова, 2013. – С. 165-170.
• Неомарксистские методы культурной критики в анализе джазовой музыки // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия: сб. трудов международной научной конференции – М.: Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке; Издательские технологии, 2017. – С. 606-614.
• Джаз-рок в аспекте перспектив развития // Проблемы оптимизации профессионального музыкального образования: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Нижний Новгород: из-во Нижегородского гос. пед. ун-та, 2008. – С. 95-100.
• Духовные коннотации в музыке Джона Колтрейна // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе: сб. ст./ ред. сост. С.И. Хватова. – Майкоп: изд-во «Магарин О.Г., 2016. – С. 452-465.
• Роль маркетинга в процессах структурной коммерциализации джазового искусства // Массовая музыка и джазовое исполнительство в современной культуре: II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. –Краснодар, КГИК, 2018. С. 15-35.
• Оппозиции массового и элитарного в музыке фьюжн, фри-джазе, минимализме и арт-роке. Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: Сб. ст. по материалам международной научной конференции. М.: РГСУ, 2015. – С. 558 – 566.
• Шак Ф.М. Полищук А.Э. Третье течение и прогрессив: к вопросу стилистических разграничений / PHILHARMONICA International Music Journal. – М.: НБ-медиа, 2018. – № 2. – С.71-76.
• Научное осмысление джаза и массовой музыки в ССCР: социокультурная составляющая // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: сб. ст. по материалам международной научной конференции. – М.: ГКА им. Маймонида, 2014. – С. 663-668.
• О терминологических проблемах массовой музыки //Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб: 2015. – № 2 (37). – С. 186-190.
• Постмодернистские содержания в академической и лёгкой музыке первой половины XX века // Исторические, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: 2014. – C. 192 – 195.
• Российское искусствоведение и массовая музыка. К постановке проблемы // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия.: сб. ст. по материалам международной научной конференции. – М.: ГКА им. Маймонида, 2012. – С. 155-158.
• Советский джаз как феномен массовой культуры // Вестник Шэныгъэгъуаз Адыгейского государственного университета. – Майкоп, 2015. – С. 170 – 179.
• Социокультурные особенности аудитории отечественного рока // Южно-российский музыкальный альманах. – Ростов н/Д., 2015. – Вып. 4. (21). С. 10 – 17.