Саввина Людмила Владимировна
  1. Ученая степень
    доктор искусствоведения
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Искусствоведение
  4. Регион
    Россия / Астраханская область

Доктор искусствоведения, и.о. профессора, заслуженный работник высшей школы РФ, член Союза композиторов России, заведующая секцией гармонии, сольфеджио и анализа (1974-1998), заведующая кафедрой теории и истории музыки (с 1998 года), проректор по научной работе Астраханской государственной консерватории (с 2003 года), где преподает с 1971 года. Окончила Горьковскую государственную консерваторию (1971), где обучалась в классе В.В. Моренова и аспирантуру Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (1980) под научным руководством доктора искусствоведения М.Г. Арановского. В 1983 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Соотношение мелодии и гармонии в произведениях Д.Шостаковича», в 2009 году - докторскую диссертацию "Звукоорганизация музыки XX века как объект семиотики.".

В Астраханской государственной консерватории читает курсы современной гармонии (авторская разработка) и анализа музыкальных произведений. За время работы «зарекомендовала себя как преподаватель высокой квалификации. Ей присущи постоянный поиск новых методов обучения молодых специалистов, углубленная работа по самосовершенствованию. Ее методика преподавания связана с достижениями современного музыкознания» (из Творческой характеристики, выданной в 1999 году). Людмила Владимировна имеет самое большое за всю историю Астраханской консерватории количество выпускников-студентов специального класса – 78 человек. 7 из них являются лауреатами и дипломантами всесоюзных и всероссийских конкурсов в области музыкознания. Под ее научным руководством пишутся и защищаются кандидатские диссертации. Большинство выпускников Людмилы Владимировны – состоявшиеся педагоги-практики музыкально-теоретических дисциплин, высококвалифицированные специалисты (В.О. Петров, Е.И. Кирносова, С.Г. Алеева, Я.А. Шарганова, Г.Э Дорджиева и др.). Ряд бывших студентов – ученые, имеющие в своем творческом багаже научные статьи и монографии, кандидаты и доктора искусствоведения.

Людмила Владимировна – куратор многих учебных заведений области культуры и искусства – Элистинского училища искусств, Махачкалинского музыкального училища; регулярно является председателем государственной экзаменационной комиссии этих заведений. На протяжении ряда лет она являлась лектором общества «Знания», Института усовершенствования учителей, Астраханского института рыбной промышленности, Астраханского педагогического института, вела передачи на астраханском телевидении.

Сфера научных интересов Людмилы Владимировны включает в себя исследование гармонии ХХ века, проблемы музыкальной семиотики. Она – постоянная участница всех научных мероприятий, проводимых Астраханской государственной консерваторией; участвовала в науч-ных конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Саратове, Нижнем Новгороде, Воронеже, Тамбове, Алма-Ате и других городах.

Научные публикации

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

1. Специфика взаимодействия мелодии с гармонией в произведениях Д.Д. Шостаковича // Традиции и новаторство в музыке: Тезисы межреспубликанской научной конференции, посвященной 60-летию образования Казахской ССР и компартии Казахстана. – Алма-Ата, 1980.

2. Критерии согласия и противоречия мелодии с гармонией в произведениях Д. Шостаковича. – М.: Музыка, 1981.

3. Мелодизация вертикали в произведениях Д.Шостаковича (к проблеме варьирования аккордов терцовой структуры) // ХХVI съезд КПСС и актуальные проблемы культуры и искусства: Тезисы III Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов вузов культуры и искусства. – М., 1981.

4. Влияние мелодии на гармонию в произведениях Д.Шостаковича (к проблеме варьирования аккордов терцовой структуры). – М.: Музыка, 1982.

5. Особенности взаимодействия мелодии с гармонией в произведениях Д.Шостаковича (к проблеме соотношения конкорданса и дискорданса) // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: Сб.статей ГМПИ им. Гнесиных. Вып.63. – М., 1982.

6. Песни о войне и мире (методические рекомендации в помощь лектору). – Астрахань: Знание, 1984.

7. Молодежь и музыка (методические рекомендации в помощь лектору). – Астрахань: Знание, 1985.

8. XXVII съезд и задачи массовой музыки для молодежи // Пути совершенствования форм и методов эстетического воспитания молодежи Астраханской области: Тезисы выступлений научно-практической конференции. – Астрахань, 1988.

9. Вопросы анализа современной гармонии (методические рекомендации). – Астрахань: Астраханская государственная консерватория, 1992.

10. Вступительная статья к буклету IV Международного фестиваля “Астраханские вечера современной камерной музыки”. – Астрахань: Волга, 1992.

11. Вступительная статья к книге “И.Лаптев. Авторский концерт”. Вып.1. – Астрахань: АГПИ, 1992.

12. История музыки. Учебно-методическое пособие // Программы дополнительных специальностей. – Астрахань: АГПИ, 1992.

13. Музыкальный инструмент. Учебно-методическое пособие // Программы дополнительных специальностей. – Астрахань: АГПИ, 1992.

14. Вечный свет в музыке // Музыка в школе. – Астрахань: АГПИ, 1993.

15. К вопросу о восприятии мелодии с гармонией в серийных произведениях А.Шенберга // Восприятие музыкальных произведений как проблема искусства и художественного воспитания. – Краснодар, 1993.

16. Особенности звуковысотной организации в сочинениях Шенберга // Современная музыка: актуальные проблемы: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. – Астрахань, 1993.

17. О стилевых связях гармонии Мессиана // Стилевые тенденции музыки ХХ века: Тезисы Всероссийской научно-теоретической конференции. – Астрахань, 1995.

18. К вопросу диалектики соотношения мелодии с гармонией (на материале произведений Прокофьева и Шнитке) // Художественная культура и современность. Вып.2. – Астрахань, 1996.

19. Вступительная статья к книге “И.Лаптев. Авторский концерт”. Вып.2. – Астрахань: АГПИ, 1997.

20. Гармония Скрябина в контексте основных направлений русской живописи конца XIX начала ХХ века // Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры: Тезисы Всероссийской научной конференции. – Астрахань, 1999.

21. Музыка и живопись начала ХХ века: в поисках общих закономерностей // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып.2. – Астрахань, 2000.

22. Скрябин и Рославец: на пути к серийной музыке // Культура и образование / Культура и образование на рубеже тысячелетий. – Тамбов, 2000.

23. Гармония Шостаковича в контексте авангардных направлений начала ХХ века // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия: Тезисы Международной научно-практической конференции. – Астрахань, 2001.

24. “Олимпиада – 2001” для учащихся музыкальных училищ. – Астрахань, 2001.

25. Шостакович и авангардные направления ХХ века: от футуризма к экспрессионизму // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып. 3. – Астрахань, 2001.

26. Звуковысотная организация музыки ХХ века как объект семиологического исследования // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып.4. – Ростов-на-Дону, 2002.

27. Звуковысотные коды как способ музыкальной коммуникации // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Вып.5. – Ростов-на-Дону, 2002.

28. К вопросу о типологии музыкальных кодов // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 декабря 2002 года. – Астрахань, 2002.

29. Наблюдения над гармонией ХХ века: вопросы истории и теории. Монография. – Ростов-на-Дону, 2002.

30. Астраханской государственной консерватории – 35: Буклет. – Астрахань: Новая линия, 2004.

31. Программа-конспект по современной гармонии. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004.

32. Слово об учителе: память сердца // М.А. Этингер: учёный и педагог: Сб. научных статей. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004.

33. Эволюционные семиотические процессы звуковысотных кодов // Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность: Сб. научных статей. – Рос-тов-на-Дону: Фолиант, 2004.

34. Этингер: учёный и педагог // Южно-Российский музыкальный альманах-2004. – Ростов-на-Дону: Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, 2005.

35. Отчет о проведении Международной научной конференции «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 2. – Астрахань, 2006.

36. Проблемы семиотики и современное теоретическое музыкознание // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому 1-2 декабря 2005 года. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2006.

37. Сведения о научной и творческой деятельности педагогов, студентов и аспирантов Астраханской государственной консерватории (апрель-ноябрь 2006 года) // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып. 2. – Астрахань, 2006.

38. Семиотические проблемы исследования звукоорганизации музыки ХХ века // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года в 2-х частях. Ч 1. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2006.

39. Семантика гармонии Н.Рославца // Музыкальное содержание: наука и педагогика. – Ростов-на-Дону, 2007.

40. Шостакович: от монтажной гармонии к двенадцатитоновым рядам // Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 1-2 марта 2007 года. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007.

41. Вокальное произведение как объект семиотического исследования // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов. – Материалы Всероссийской науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО “АИПК”, 2007. – С. 123-128.

42. Живописные идеи звукового мира Николая Рославца // Музыка в ряду искусств: параллели и взаимодействия. – Материалы Международной науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПК», 2007. – С. 5-20.42.

43. О международной научной конференции «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» // Проблемы музыкальной науки / Глав. ред. Л.Н. Шаймухаметова. – 2007. – № 1. – С. 167-168.43. 44. Звукоорганизация музыки ХХ века: семиотические проблемы исследования // Музыкальная академия / Глав. ред. Ю.С. Корев. – 2008. – № 2. – С. 114-121.

45. Музыкальная семиотика: к проблеме исследования звукоорганизации // 100 лет Тульскому колледжу искусств им. А.С. Даргомыжского. – Сб. науч.трудов. – Тула: «Инфра», 2008. – С. 74-83.

46. Музыка первой половины ХХ века в контексте художественной культуры // Художественное образование: преемственность и традиции. – Материалы науч. конференции, посвященной 95-летию Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова. – Саратов, 2008. – С. 54-60.

47. Музыкальная информация и значение музыкального сообщения: к вопросу о соотношении понятий // Инновационные технологии образовательного пространства художественного вуза. – Сб. науч.трудов / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. – М: Экшэн, 2008. – С. 38-47.

48. Результаты анализа образовательной среды Астраханской государственной консерватории // Инновационные технологии образовательного пространства художественного вуза / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. – М: Экшэн, 2008. – С. 121-125.

49. Гармония ХХ века в пространстве музыкального образования // Искусство и образование / Глав. ред. Н.А. Кушаев. – 2009. – № 3 (5909). – С. 86-91.

50. Информация и значение музыкального сообщения // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. – Материалы второй Международной науч. конференции / Гл. ред. Л.В. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПК», 2008. – С. 11-17.

51. Информация и смысл музыкального сообщения ХХ века // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия социально-экономические науки и искусствоведение. – 2009. – № 8 (42). – С. 118-122.

52. Звуковой космос Скрябина // Музыкальное искусство и современность. – Сб. науч.трудов, посвященных 40-летию Астраханской гос. консерватории / Гл. ред. Л.В. Саввина. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПК», 2009. – С. 28-33.

53. Механизмы слушательского восприятия музыкального текста ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / Глав. ред. В.В. Лаптев. – 2009. – № 108. – С. 162-169.

54. Музыка и живопись первой половины ХХ века: параллели и взаимодействия // Вестник Адыгейского государственного университета / Глав. ред. Р.Д. Хунагов. – 2009. – № 2. – 255-259.

55. Семиотический подход к изучению звукоорганизации музыки ХХ века // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение / Гл. ред. А.Ю. Шатин. – 2009. – № 35. – С. 175-179.

56. Слушательское восприятие музыкального текста ХХ века // Музыковедение. – 2009. – № 8. – С. 2-6.

Монографии и учебно-методические работы:

1. Саввина Л.В. Наблюдения над гармонией ХХ века: вопросы истории и теории: монография / Ростов-на-Дону: ООО «АНТ», 2002. – 155 с.

2. Саввина Л.В. Звукоорганизация ХХ века как объект семиотики: монография / Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПК», 2009. – 321 с.

3. Саввина Л.В. Вопросы анализа современной гармонии (методические рекомендации): методическое пособие для студентов музыкальных вузов. – Астрахань: Астраханская консерватория, 1992. – 24 с.

4. Саввина Л.В. Современная гармония: Программа-конспект для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов / Ростов-на-Дону: ООО «АНТ», 2004. – 40.

5. Саввина Л.В. Гармония ХХ века: Учебное пособие для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Гриф УМО / Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПК», 2008. – 259 с.


Последняя редакция анкеты: 2 сентября 2010