Сайдашева Земфира Нурмухаметовна
  1. Ученая степень
    доктор искусствоведческих наук
  2. Ученое звание
    профессор
  3. Научное направление
    Искусствоведение
  4. Регион
    Россия / Республика Татарстан

Профессор Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова Земфира Нурмухаметовна Сайдашева уже более 40 лет успешно работает в области татарского музыкального искусства в разных направлениях: как просветитель, исследователь и преподаватель.

Её перу принадлежит несколько монографий, сборников, а также более 150 статей, очерков, рецензий, опубликованные на страницах научных сборников и периодики не только Республики Татарстан, но и Чувашии, Башкортостана, Азербайджана. Она оперативно откликается на все новые и актуальные вопросы современной музыкальной культуры: образования, исполнительства, творчества, а также пропаганды, бытования, распространения татарской музыки.

Деятельность З.Н.Сайдашевой в области татарского музыкознания сконцентрирована на исследовании истории и теории жанра песни как устной, так и письменной традиции. Одной из первых татарских музыковедов она защитила кандидатскую диссертацию (1971) на тему «Традиции фольклора в песенном творчестве татарских композиторов», выполненную в очной аспирантуре под руководством известного российского музыковеда и социолога А.Н.Сохора (г. Ленинград).

Опыт музыковеда-исследователя послужил основанием для приглашения Сайдашевой З.Н. на преподавательскую работу в Казанскую государственную консерваторию, где она стала вести курс «Русское народно-музыкальное творчество». С 1972 по 1974 гг. она работала в консерватории по совместительству, а с января 1977 г. перешла из ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова КФАН СССР на основную работу и была избрана по конкурсу на должность доцента.

Разработанный ею курс лекций по русскому народно-музыкальному творчеству отличается глубиной проблематики и вооружает студентов современной методологией отечественной фольклористики. Сайдашева З.Н. положила начало проведению фольклорно-этнографической практики студентов, впервые организовав ежегодные экспедиционные выезды в районы Татарстана и занятия по нотной транскрипции собранного материала. Большую работу она проводит по совершенствованию методики музыкальной нотации протяжных песен татар. Первые результаты этих методических разработок были опубликованы ею в журнале «Советская музыка» (1977, № 5) в статье «Мелодика и нотация».

В целях закрепления теоретических знаний студентов, Сайдашева З.Н. более 30-ти лет выезжала с ними в фольклорные экспедиции. Свои впечатления, размышления о полевых исследованиях татарского фольклора, о состоянии современного песенного быта татар не раз высказывала на страницах республиканских газет. За 30-летний период работы в консерватории Сайдашева З.Н. воспитала немало специалистов, работающих в музыкальных вузах, училищах, школах РТ и соседних республик Поволжья. Под её руководством написаны дипломные работы и защищены 3 кандидатские диссертации на актуальные и малоизученные темы по проблемам русского, татарского фольклора, а также фольклора тюркских и угро-финских народов волго-уральского региона.

Со второй половины 80-х гг., в связи с кардинальными изменениями, произошедшими в стране, в Казанской консерватории стало возможным ввести самостоятельный курс и по татарскому фольклору. Сайдашева З.Н. с огромным энтузиазмом приступила к разработке нового курса, проявив творческую инициативу и исследовательское чутьё, а также опыт практика-собирателя. По данному курсу ею были составлены лекции на основе современной методологии отечественной и зарубежной этномузыкологии, с привлечением большого количества источников. Некоторые темы лекций по музыкальному фольклору явились новым словом в татарском музыкознании, ибо основывались на её собственных изысканиях. С 90-х гг. курсы по русскому и татарскому народно-музыкальному творчеству были объединены в единую дисциплину с названием «Музыкальная этнография». Содержание данного курса расширено и соответствует уровню гуманитарных факультетов университета, благодаря введению приемов и методов таких гуманитарных наук как этнография, социальная психология, филология, история.

Результатом многолетней исследовательской деятельности явилась защита докторской диссертации (1998) на тему «Песенная культура татар Волго-Камья: эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории» (г.Москва), благодаря чему Сайдашева З.Н. стала первым в Республике Татарстан доктором искусствоведения по специальности «музыковедение». Автор диссертации разрабатывает наиболее сложную и мало документированную часть татарской музыкальной культуры – эволюцию песенной культуры. До этого данный материал разрабатывался лишь методами фольклористики и не являлся объектом историко-культурного исследования. Поэтому диссертация Сайдашевой представляет как бы новое направление татарского музыкознания, которое можно назвать историческим этномузыкознанием.

В 2000 г. ей было присвоено ученое звание профессора. В 2005 г. – звание действительного члена Петровской Академии наук и искусств, а в 2007 – члена корреспондента Российской Академии Естествознания. В 2007 г. вышел в свет её учебник «Татарская музыкальная этнография» для музыкальных вузов Татарстана. В 2008 году – сборник её статей под названием «Татарская музыка: история и современность.

Деятельность З.Н.Сайдашевой по достоинству оценена общественностью. В 1989 г. ей было присвоено звание «Заслуженного деятеля искусства Республики Татарстан», а в 2002 – «Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации».


Последняя редакция анкеты: 20 декабря 2010