-
Ученая степенькандидат педагогических наук
-
Профессор Российской Академии Естествознания
-
Научное направлениеПедагогические науки
-
РегионРоссия / Рязанская область
Рыжкова-Гришина Любовь Владимировна родилась 27 мая 1958 г. в г. Небит-Даге Туркменской ССР. С отличием окончила в 1981 г. факультет русской филологии Туркменского государственного университета им. А.М. Горького в г. Ашхабаде, специальность – «Русский язык и литература».
Текущее место работы и официальная должность: НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет», филиал в г. Рязань. Доцент кафедры психологии и общенаучных дисциплин.
Ученая степень: кандидат педагогических наук.
Научное направление: педагогические и филологические науки. педагогические науки, специальность 13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (русский язык); филологические науки, специальность 10.01.01. Русская литература; специальность 10.01.08. Теория литературы. Текстология.
Основное направление научной деятельности по педагогике: 1) создание инновационных учебно-методических пособий и УМК по развитию речи на основе оригинальных авторских разработок (для начальной, средней и высшей школы); 2) разработка, дополнение, обновление и научно-методическое обоснование учебно-методического комплекса (УМК) по развитию речи; 3) создание авторских обучающих азбук (дидактический материал); 4) разработка учебных пособий по русскому языку; 5) создание учебно-методического комплекса (УМК) на основе оригинальных авторских разработок для высшей школы; 6) создание Научной школы по русскому языку и развитию речи.
Основное направление научной деятельности по филологии: 1) литература XIX века (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, П.Я. Чаадаев, В.В. Розанов); 2) поэзия Серебряного века (А.А. Блок, В.И. Нарбут, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам); 3) поэзия XX и XXI вв. (Н.А. Заболоцкий, Н.М. Рубцов, Н.И. Тряпкин, С.Н. Марков, А.А. Вознесенский); 4) натурфилософская линия в русской поэзии XX, начала XXI вв.; 5) разработка и создание словарей: «Художественные средства языка. Изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры речи» и др.
Научные достижения: лауреат «Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу» за монографию «Творчество Николая Заболоцкого: противоречивый путь исканий» (Сочи, 2012); лауреат Всероссийского конкурса-выставки РАЕ «Лучшее учебно-методическое издание отрасли» за сборник научных трудов РИБиУ «Новые технологии в науке, образовании, производстве» (Москва, 2012); лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу в гуманитарной сфере (Киров, 2012); дипломант Четвёртого Берлинского международного конкурса «Лучшая книга-2013» (за сборник научных трудов «Новые технологии в науке, образовании, производстве» в номинации «Прикладная литература» (Берлин, 2013); медаль «Золотая медаль «За новаторскую работу в области высшего образования» (Москва, 2013); лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая научная статья-2013» в номинации «Филологические науки» за работу «Философия природы в творчестве Н.А. Заболоцкого» (Киров, 2013); диплом Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы науки и образования: опыт и перспективы» (Армавир, 2013) и др.
Творческая деятельность: поэт, прозаик, член Союза писателей России, лауреат международных и всероссийских литературных конкурсов.
Писательские достижения и награды: номинант Первого конкурса «Алые паруса» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (М,, 2004); лауреат Международного конкурса детской и юношеской худож. и научно-популярной литературы им. Алексея Толстого (М., 2007); лауреат Первой премии Международного фонда «Русская культура» (СПб, 2008); лауреат Международного литературного фестиваля «Славянские традиции» (Крым, 2009); победитель (Первое место) Всероссийского художественно-публицистического литературного конкурса «Правда жизни» (Старый Оскол, 2010); обладатель диплома Всероссийского литературно-педагогического конкурса «Добрая лира» (СПб, 2010); лауреат Междунар. поэтического конкурса «Звезда полей-2011» (М., 2011). Победитель (3 место) Всероссийского конкурса Фонда содействия развитию русской культуры за очерк о В.Г. Белинском «Жрец истины» (Белинский, 2011); лауреат Четвёртого Берлинского международного конкурса «Лучшая книга 2013» в номинации «Детская литература» (Берлин, 2013); и др.
Научные публикации
Книги, монографии, учебные и учебно-методические пособия: Цветочная азбука. Учебно-методическое пособие. – Рязань: Упр. образования, науки и молодежи администрации г. Рязани. МОУ «ИДМЦ», 2003. – 160 с. (10 п.л.). Волшебный букварь. – М.: Гармония, 2004. – 248 с. (15,5 п.л.). Методические рекомендации для педагогов. – М., 2008. – 32 с. (2 п.л.). Азбуки (азбука-игра, азбука в загадках, азбука в стихах, старая русская азбука). – Рязань: Скрижали, 2008. (4 п.л.). Учебно-методический комплекс по развитию речи (обучение чтению, формирование и функционирование коммуникативно-речевых умений и навыков, развитие образного и творческого мышления учащихся). В 3-х ч. – Рязань: Скрижали, 2008. – 196 с. (12,25 п.л.), 192 с. (12 п.л.), 204 с. (12,75 п.л.). Работа с пословицами, поговорками, загадками, афоризмами о языке, слове, книге. Дидактический материал. – Рязань: Упр. образования, науки и молодежи адм. г.Рязани. МОУ «ИДМЦ», 2007. – 60 с. (3,75 п.л.). Развитие речи. Учебно-методическое пособие для направлений бакалавриата «Экономика», «Менеджмент». – Рязань: НОУ ВПО «Рязанский институт бизнеса и управления», 2010. – 108 с. (6,75 п.л.). Творчество Николая Заболоцкого: противоречивый путь исканий. Монография. – Рязань: РИБиУ, 2011. – 162 с. (10,1 п.л.). Николай Рубцов: анализ творчества. Научное исследование. – Рязань: РИБиУ, 2011. – 32 с. (2 п.л.). Русский язык. Учебно-методическое пособие. – Рязань: РИБиУ, 2011. – 26 с. (1,6 п.л.). Рабочая тетрадь по русскому языку. – Рязань: РИБиУ, 2011. – 20 с. (1,25 п.л.). Архаизмы. Словарь устаревших слов. Глоссарий. – Рязань: РИБиУ, 2011. – 34 с. (2,1 п.л.). Творческий путь Н.И. Тряпкина: Монография. – Рязань: РИБиУ, 2012. – 294 c. – (Научная школа по русскому языку и развитию речи). (18,3 п.л.). Творчество Н.А. Заболоцкого: противоречивый путь исканий: Монография. 2-е изд. – Рязань: Скрижали, РИБиУ, 2012. – 180 с. – (Научная школа по русскому языку и развитию речи). (11,2 п.л.); Художественные средства русского языка. Изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры речи: Словарь. – Рязань: Московский психолого-социальный университет, филиал в г. Рязань; Скрижали, 2014. – с. – (Научная школа по русскому языку и развитию речи).
Книги, учебные и методические пособия для слепых (по Л. Брайлю): Волшебный букварь. [Шрифт Брайля]. Учебное пособие по развитию речи. В 3 кн. Издание для слепых по Л. Брайлю 1-е. Редакторы: А.А. Бровко, И.В. Аникушина. – М.: Московское издательско-полиграфическое объединение «РЕПРО», 2010. (Брайлевских листов 89, 73, 62); 31 см. Весёлое лукошко. [Шрифт Брайля]. Издание для слепых по Л. Брайлю 1-е. – М.: Московское издательско-полиграфическое объединение «РЕПРО», 2013.
Статьи и публикации в журналах списка ВАК: Нацеленность на дальнейшее самообразование. О содержании, предназначении и задачах учебного пособия «Волшебный букварь» // Российский научный журнал, № 5(6) 2008. С. 192 – 195. (0,5 п.л.). О сферах применения функциональных стилей // Российский научный журнал, № 6(7) 2008. С. 149 – 154. (0,75 п.л.). Поурочные разработки как средство обучения и развития речи на основе авторского инновационного учебно-методического комплекса (Фрагменты уроков) // Российский научный журнал, № 1(8) 2009. С. 198 – 204. (0,87 п.л.). Речь как объект научного исследования // Мир образования и образование в мире, № 2, 2009. С. 248 – 252. (0,43 п.л.). Системный подход к авторским пособиям по развитию речи // Российский научный журнал, № 2, 2009. С. 198 – 210. (1,6 п.л.). Об особенностях некоторых действующих букварей и учебно-методических пособий по развитию речи // Российский научный журнал, № 4, 2009. С. – 210 – 217. (1 п.л.). Натурфилософия Платона // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (журнал перечня ВАК). № 5, 2013. № 5-2. С. 163-165. (0,4 п.л.). «Свет княгиня...». Отражение темы любви и женские образы в лирике Н.И. Тряпкина // Филологические науки. Вопросы теории и практики (журнал перечня ВАК). 2013. № 5-2. С. 178-180. (0,4 п.л.). «В поисках всемогущего слова». Развитие темы поэта и поэзии в творчестве Н.И. Тряпкина // Наука о человеке: гуманитарные исследования (журнал перечня ВАК). № 2(12) Август 2013. С. 153 – 156 (0,5 п.л.). Гармоничная философия природы и трагичная философия судьбы В.И. Нарбута // Российский научный журнал (журнал перечня ВАК). № 7(38) 2013. С. 259 – 268 (0,62 п.л.). «Вечное зерно» как аллегория жизни и смерти в поэтической парадигме Н.И. Тряпкина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки»: научный журнал. – Орёл: изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2014. № 4 (57). – 457 с. С. 280 – 282 (0,3 п.л.)
Статьи и публикации в других научных журналах и сборниках: Воспитывать уважение к слову // IV Межвузовская научно-практическая конференция «Информационное общество и актуальные проблемы экономических, гуманитарных, правовых и естественных наук». – Рязань, 26 ноября 2008. Рязанский филиал ГОУ ВПО «МЭСИ». С. 107 – 110. (0,25 п.л.). Устная и письменная речь: виды и функции // IV Межвузовская научно-практическая конференция. – Рязань: Ряз. фил. МЭСИ. С. 110 – 117. (0,5 п.л.). Сочетание традиционной и инновационной методики в авторском учебном пособии «Волшебный букварь» // IV Межвузовская научно-практическая конференция. – Рязань: Ряз. фил. МЭСИ. С. 117 – 122. (0,4 п.л.). Описание системы уроков, разработанной по инновационному уч. пособию «Волшебный букварь» // IV Межвузовская научно-практическая конференция. – Рязань: Ряз. фил. МЭСИ. С. 122 – 128. (0,4 п.л.). Пробудить восторг перед чудом Русского Языка // Сборник материалов Окружного фестиваля русского языка «От Пушкина до наших дней» (2007–2009 гг.). – М.: ГУК г. Москвы ДК «Салют», 2009. С. 11 – 14. (0,3 п.л.). О необходимости новых подходов к образовательному процессу и созданию новых учебников и учебно-методических пособий // Вестник БИБУ. Научные труды 11 Междунар. научной конференции «Векторная энергетика в технических, биологических и социальных системах» 23-25 ноября 2010. – Балаково, 2010. С. 9 – 13. (0,6 п.л.). Вопрос культуры речи как одна из проблем обучения и воспитания // Вестник БИБУ. Научные труды 11 Междунар. научной конференции. – Балаково, 2010. С. 13 – 18. (0,7 п.л.). Роль образных средств в речевом развитии младших школьников // Речевое развитие младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход: сборник статей / под ред. С.К. Тивиковой. – Н.Новгород: НИРО, 2011. – 220 с. С. 26 – 33. (0,5 п.л.). Вопрос культуры речи – важная составляющая процесса обучения и воспитания // Новые технологии в науке, образовании, производстве. Всероссийский сборник научных трудов / Под общ. ред. к.п.н. Рыжковой-Гришиной Л.В. – Рязань: Скрижали, РИБиУ, 2011. – 360 с. С. 230 – 241. (0,75 п.л.). О состоянии науки в России. Новые технологии в науке, образовании, производстве // Всероссийский сборник научных трудов / Под общ. ред. к.п.н. Рыжковой-Гришиной Л.В. – Рязань: Скрижали, РИБиУ, 2011. – 360 с. С. 242 – 272. (1,9 п.л.). О необходимости новых подходов к образовательному процессу и созданию новых учебников и учебно-методических пособий // Новые технологии в науке, образовании, производстве. Всероссийский сборник научных трудов / Под общ. ред. к.п.н., Рыжковой-Гришиной Л.В. – Рязань : Скрижали, РИБиУ, 2011. – 360 с. С. 273 – 279. (0,4 п.л.). Жрец истины. Слово в защиту достоинства русского литератора В.Г. Белинского // Клад. Вып. 14. – Старый Оскол: Изд-во «РОСА», 2011. – 242 с. С. 150 – 169. (1,25 п.л.). К вопросу о происхождении русского языка: исторический ракурс // История в подробностях, № 3(21) март 2012. С 86 – 91. (0,75 п.л.). Научно-исследовательская работа в вузе как отражение творческой модернизации общества // Международный журнал экспериментального образования РАЕ, № 2, 2012. С. 34 – 36. (0,3 п.л.). О реформах русского языка: исторический взгляд // История в подробностях, № 9(27) сентябрь 2012. С 94 – 98. (0,7 п.л.). Русский язык: история и современное состояние. Необходимость государственного регулирования. The Russian language: background and modern state. Necessity of the state regulation // Новые технологии в науке, образовании, производстве: Международный сборник научных трудов. – Рязань: Скрижали, РИБиУ, 2012. – 410 с. С. 249 – 290 (2,6 п.л.). Натурфилософские поиски Н.С. Гумилева. Natural philosophy search of N.Gumilyov // Новые технологии в науке, образовании, производстве: Международный сборник научных трудов. – Рязань: Скрижали, РИБиУ, 2012. – 410 с. С. 291 – 326 (2,1 п.л.). Природная многогранность творчества. Штрихи к портрету поэта С.Н. Маркова // Чтения памяти профессора Евгения Петровича Сычевского: Сборник докладов. Вып. 13/ отв. ред. А.И. Донченко. – Благовещенск: Изд-во Благовещенского госуд. пед. университета, 2013. – 221 с. С. 178 – 186. (0,5 п.л.). Философия природы в творчестве Н.А. Заболоцкого // Современные научные исследования. Выпуск 1 // Концепт. 2013. – ART 53187. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/article/560/ – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X. «“Суть и соль истории людской…”. Историческая тема в произведениях Н.И. Тряпкина» // История в подробностях, № 5 (35) Май 2013. С. 86 – 89 (0,5 п.л.). «Возвожу русский храм...». Русский человек в поэзии Н.И. Тряпкина // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы науки и образования: опыт и перспективы» (памяти выдающегося человека, ученого, педагога, доктора филологических наук, профессора Р. С. Сакиевой) (29-31 мая 2013 г.) Том I. – Армавир: РИЦ АЛСИ, 2013. – 396 с. С. 263 – 266. (0,4 п.л.). Библейская тема в творчестве Н.И. Тряпкина. // Филология и литературоведение. – № 6 (21) Июнь 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://philology.snauka.ru/2013/06/507. «Державное Русское Слово...». Архаичная лексика в поэзии Николая Тряпкина // Гуманитарные научные исследования. № 8 (24) Август 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/08/3695. «С нагорий былого…», или «Рожденный на скифских берегах…». Тема исторической древности в поэзии Н.И. Тряпкина». (Przemysl, Польша). MATERIAŁY IX MIĘDZYNARODOWEJ NAUKOWI-PRAKTYCZNEJ KONFERENCJI «WSCHODNIE PARTNERSTWO – 2013». 07-15 września 2013 roku. Volume 20. Filozofia. Przemyśl Nauka i studia 2013. – 84 с. С. 3 – 6. (0,25 п.л.). О возникновении и истоках происхождения натурфилософии // Перспективы развития гуманитарного образования: материалы международной научно-практической конференции. 25 апреля 2013 г. / Науч. ред. Н. В. Асташкина, М. А. Быкова; Мин. обр. НО, Нижегородский филиал Гуманитарного института (г. Москва), НГТУ, ННИЦ. – Нижний Новгород – Арзамас: АГПИ, 2013. – 359 с. С. 354 – 356 (0,3 п.л.). Свет с Востока. Заметки о книге Светланы Замлеловой «Приблизился предающий... Трансгрессия мифа об Иуде Искариоте в XX-XXI вв.». // Великороссъ. № 59 (март) 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.velykoross.ru/journals/all/journal_21/article_765/ Февральская лазурь как творческое кредо и формула счастья. О поэзии Н. А. Головкина на материале поэтического сборника «Рябина». // Перемены. Толстый веб-журнал. 17 февраля 2014. [Электронный ресурс].URL: http://www.peremeny.ru/blog/16224. «Двуликий идол» на перекрестке. Драматизм натурфилософии В.Ф. Ходасевича. // Клаузура. № 12(30) декабрь 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://klauzura.ru/2013/11/lyubov-ryzhkova-dvulikii-idol-na-perekrestke-dramatizm-naturfilosofii-v-f-hodasevicha/ Воля равновесья. Натурфилософия Н. С. Гумилева. // Клаузура. № 1 (январь) 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://klauzura.ru/2013/12/lyubov-ryzhkova-volya-ravnovesya-naturfilosofiya-n-s-gumileva/ Гумилев: великие загадки великого человека // Клаузура № 3(март) 2014. [Электронный ресурс].URL: http://klauzura.ru/2014/02/lyubov-ryzhkova-gumilev-velikie-zagadki-velikogo-cheloveka/ «Пращуров тайная свита...»: тема преемственности поколений в творчестве Н.И. Тряпкина // Материалы международной научно-практической конференции «МОЛОДЕЖЬ. СЕМЬЯ. ОБЩЕСТВО» НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», филиал в г. Рязани 26 – 27марта 2014 г. – Рязань: МПСУ, Скрижали, 2014. – 342 с. С. 62 – 67 (0,4 п.л.).
Книги: Homo scribens. Соч. стих-ий и прозы, т. 1. – Рязань: Ринфо,1997. – 388 с. (24 п.л.). Сотаинник. Соч. стих-ий и прозы, т. 2. – Рязань: Ринфо, 1998. – 400 с. (25 п.л.). Зарифмованный дворец. – М.: Флинта, 2004. – 368 с. (23 п.л.). Золотая пыльца. – Рязань: Скрижали, 2007. – 352 с. (22 п.л.). Солнечная история. – М.: Белые альвы, 2007. – 512 с. (32 п.л.). Духовные воители Руси. – М.: Осознание, 2008 . – 268 с. (16,7 п.л.). Августейшая ночь. – Рязань: Скрижали, 2009. – 208 с. (6,5 п.л.). Русь легендарная. – М.: Белый город, 2010. – 224 с. (28 п.л.). Зерно Творца. – Рязань: Скрижали, 2012. – 237 с. (7,4 п.л.). Мировая Душа. Лирика. – Рязань: Скрижали, 2012. – 240 с. (7,5 п.л.). Начало света. Лирика. – Рязань: Скрижали, 2012. – 232 с. (7,2 п.л.). И др.